Методы и приёмы заучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений с детьми дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

Чистоговорки, скороговорки, стихотворения можно использовать как средство развития звуковой культуры речи ребенка.  При их заучивании педагог работает над интонационной выразительностью речи, темпом, ритмом, мелодикой, ударением и паузой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_zauchivaniya_stih-y_osnovnoe_vystuplenie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы заучивания чистоговорок,  скороговорок, стихотворений

с детьми дошкольного возраста.

Чистоговорки, скороговорки, стихотворения можно использовать как средство развития звуковой культуры речи ребенка.  При их заучивании педагог работает над интонационной выразительностью речи, темпом, ритмом, мелодикой, ударением и паузой.

Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, одним из наиболее эффективных  и одновременно удобных методов является метод «мнемотехники».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы).

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом слова.

Методика заучивания речевого материала при помощи мнемотехники:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. На заключительном этапе ребёнок может составить мнемотаблицу самостоятельно.

С дошкольниками старшего возраста можно сократить количество наглядности и постепенно перейти к изображению одного рисунка.

Как работать со скороговорками:

Прочитайте ребенку скороговорку и рассмотрите иллюстрацию к ней.

Объясните ему значение непонятных слов.

Произносить скороговорку целесообразно сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. А затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения. Можно проговаривать скороговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громче.

Попросите ребёнка проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы  «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.

Возможные варианты работы над чистоговорками, скороговорками:

При заучивании скороговорок можно подключить движения рук: зажимать пальцы в кулачки, загибать поочерёдно пальцы, нажимать пальцами поочерёдно по воображаемым клавишам, стучать ладонью по столу или коленкам, выполнять упражнение «Пальчики здороваются» и т.д        .

Можно попросить чистоговорку или скороговорку произнести с разной интонацией (весело, грустно, удивлённо, задумчиво и т.п.), а так же с разной силой голоса (шёпотом, тихо, громко).

Ещё одним вариантом заучивания является накладывание чистоговорок и скороговорок на хорошо знакомую детям мелодию, например, «В лесу родилась ёлочка».

Работая с подгруппой  детей можно использовать приём «Паровозик». На каждого участника ведущий распределяет по одному слову из скороговорки. После этого вся группа старается, последовательно называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком.

Скороговорку можно разыграть по ролям или  устроить соревнование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...

Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста

laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...

Методы и приёмы заучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений с детьми дошкольного возраста

Чистоговорки, скороговорки, стихотворения можно использовать как средство развития звуковой культуры речи ребенка.  При их заучивании педагог работает над интонационной выразительностью речи, тем...

Применение методов и приёмов Триз в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий....