Технологическая карта логопедического занятия на лексическую тему «Транспорт. Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пирогова Юлия Александровна

Тема занятия: лексическая тема «Транспорт. Профессии».

Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Общее недоразвитие речи III ур.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о транспорте и профессиях; обогатить активный словарь обобщающими словами; развивать связную речь.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт. Профессии»; согласовывать существительными с прилагательными; подбирать существительные к глаголу; употреблять существительные во множественном числе; побуждение детей к активной и выразительной речи; практическое употребление в речи предлогов.

Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движениями; речевого дыхания; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; развитие ориентировки в пространстве.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.

Планируемые результаты занятия:

- иметь представления о транспорте и профессиях;

- демонстрируют умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительными, построение сложных предложений);

- активно участвуют в беседе, проявляют доброжелательность, инициативность.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке с воспитателем, родителями за движением различного транспорта, рассматривание картинок, какие бывают виды транспорта.

Материалы и оборудование: игрушка грузовик, предметные картинки по теме на липучках, доска, схема синквейн, печати с изображением транспорта, фломастеры, коробка с фасолью.

Учебно-методический комплект:

- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (c 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.

- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_transport.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

логопедического занятия

на лексическую тему «Транспорт. Профессии»

Учитель-логопед

 Пирогова Юлия Александровна

      МБДОУ – детский сад №34

г. Екатеринбург


Технологическая карта логопедического занятия на лексическую тему «Транспорт. Профессии»

Ф.И. детей: 

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.

Тема занятия: лексическая тема «Транспорт. Профессии».

Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Общее недоразвитие речи III ур.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о транспорте и профессиях; обогатить активный словарь обобщающими словами; развивать связную речь.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт. Профессии»; согласовывать существительными с прилагательными; подбирать существительные к глаголу; употреблять существительные во множественном числе; побуждение детей к активной и выразительной речи; практическое употребление в речи предлогов.

Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движениями; речевого дыхания; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; развитие ориентировки в пространстве.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.

Словарная работа:

Части речи

Обогащение

Уточнение

Активизация

Существительные

Самосвал, вездеход, молоковоз, самокат, цементовоз, мусоровоз, бензиновоз

Машина, трамвай, поезд, самолет, воздушный шар, корабль, лодка, велосипед, вертолет, автобус

Водитель, машинист, капитан, пилот, велосипедист

Прилагательные

Пассажирский, водный, воздушный, наземный, железнодорожный, грузовой, быстрый

Глаголы

Ездить, парковаться, тормозить, взлетать, плавать, лететь, приземляться, гудеть, перевозить, ремонтировать

Планируемые результаты занятия:

- иметь представления о транспорте и профессиях;

- демонстрируют умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительными, построение сложных предложений);

- активно участвуют в беседе, проявляют доброжелательность, инициативность.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке с воспитателем, родителями за движением различного транспорта, рассматривание картинок, какие бывают виды транспорта.

Материалы и оборудование: игрушка грузовик, предметные картинки по теме на липучках, доска, схема синквейн, печати с изображением транспорта, фломастеры, коробка с фасолью.

Учебно-методический комплект:

- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (c 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.

- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Этапы,

продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-

мотивационный

этап (3 мин.)

Организация

направленного

внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Логопед (Л) говорит приветствие:

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас!

Л. Ребята, сейчас за окном весна, светит солнышко. Давайте поприветствуем солнышко (см. приложение)

Дети стоят в кругу. Приветствие

Игра на развитие речи с движениями

Дети отвечают:

Здравствуйте, Юлия Александровна! Мы тоже рады видеть вас.

Включаются в игру, повторяют движения и слова.

Дети настроены на общение

Кооридинируют речь с движениями, развивают общую моторику

2

Основной этап (19 мин.)

2.1

Этап постановки проблемы (2 мин.)

Создание игровой (проблемной) ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Л: Ребята, сегодня мы с вами отравимся в путешествие на большом грузовике. Как вы думаете, почему грузовик такой большой?

Создание игровой ситуации

Ответ детей: Потому что грузовик возит грузы.

Проявляется интерес к предстоящей деятельности

2.2

Этап ознакомления с материалом

(7 мин.)

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о транспорте и профессиях

Л: Ребята, грузовик привез нам посылки, а в ней интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться?

Л: Итак, первое задание-загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем будет наше занятие.

Л: Молодцы! Все загадки отгадали. Сегодня мы поговорим с вами о транспорте и профессиях.

Л: Ребята, посмотрите сколько у меня транспортных средств, давайте определим их перемещение.

Вам необходимо определить какая техника к какому виду транспорта относится, по очереди подходим, берем картинку и оставляем картинку в нужном месте.

Л: Умнички! Отлично справились с заданием.

Л: А теперь ребята давайте вспомним с вами, из каких частей (деталей) состоит наш транспорт).

Л: Части мы с вами вспомнили, а теперь определим материал, из которого сделан наш транспорт.

Л: Ребята, в грузовике есть еще одна посылка. Это картинка. Посмотрите.

На ней изображены и подписаны люди, которые управляют различными транспортными средствами.

Каждый из вас фломастером соединит линией кто чем управляет и скажет предложение.

Логопед катит по столу грузовик и передает его детям, чтобы они достали одну посылку

Чтение загадок

(см. приложение)

На доске три картинки с липучками: небо, вода, дорога.

Показ транспортного средства

Показ на картинке транспортного средства

Логопед из грузовика достает картинку.

Показ и работа с картинкой

Дети достают посылку из грузовика и отдают логопеду

Дети отгадывают загадки и называют тему занятия: -Транспорт

Дети по одному берут транспортное средство, приклеивают и, называют к кому виду транспорта относится.

Небо – воздушный вид транспорта (вертолет, самолет, воздушный шар).

Вода – водный вид транспорта (лодка, корабль, катер).

Дорога – наземный вид транспорта (машина, автобус, грузовик, велосипед).

Железная дорога – железнодорожный вид транспорта (поезд, трамвай, электричка).  

Дети смотрят на транспорт и называют его отдельные части:

Автобус - Фары, руль, салон, кабина.

Мотоцикл - два колеса, руль, фара, сиденье.

Самолет - крылья, хвост, корпус.

Корабль - каюта, якорь, штурвал.

Мотоцикл - вагоны, труба, колеса.

Дети при помощи логопеда называют:

Кузов из железа (какой?) –железный.

Дверца из металла (какая?) – металлическая.

Колесо из резины (какое?) – резиновое.

Руль из пластмассы – пластмассовое.

Сиденье, обшитое кожей – кожаное.

Фары из стекла – стеклянные.

Приборная Панель из пластика- пластиковые.

Дети по очереди берут фломастер, соединяют линией профессию и транспорт, говорят предложение: Капитан управляет кораблем.

Пилот управляет самолетом.

Водитель управляет грузовиком.

Машинист управляет поездом.

Велосипедист управляет велосипедом.

С интересом ждут, какие в посылке задания

Развивают внимание, логическое мышление, слух

Закрепляют словарь за счет названия транспортных средств и виды транспорта.

Зрительное восприятие.

Закрепление представления из чего состоит транспорт

Умеют назвать материал, из которого сделана техника.

Учатся образовывать прилагательные

Составляют предложения.

2.3

Этап практического решения проблемы (10 мин.)

Овладения действиями, способами решения проблемы.

«Едем, едем на машине» (см.приложение)

Л: Прокололась шина у машины. Произносим звук ш-ш-ш.

Насос. Произносим звук с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произносим слоги: «Ша-шу-ши-шо».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

Л: Отдохнули и двигаемся дальше в наше путешествие в мир транспорта.

Л: В нашем грузовике осталась еще одна посылка. Давайте скорее посмотрим.

Смотрите, ребята, здесь картинка с разной техникой. Сейчас мы с вами узнаем, как будет называться машина, если сложить два слова вместе?

Л: Ребята, грузовик ехал к нам на занятие с большим грузом, который оставил у меня под столом.

Смотрите, это же большая коробка с фасолью. Сейчас по очереди будете погружать ручки в фасоль и возможно вы что-то в ней найдете.

Л: Сегодня мы с вами многое узнали о транспорте и сейчас мы попробуем о нем рассказать. Работать будем в парах.

Л: У меня для вас осталось еще одно увлекательное задание.

На листочке большие клеточки. Это остановки. В середине листочка точка. Нужно встать печатью в эту точку и слушать мою инструкцию.

Одна клетка вверх, две клетки вправа, одну клетку вниз, три клетки влево.

Когда дошли до нужной остановки, макаем печать в чернила и ставим печать.

Физминутка

Игры на речевое дыхание

Показ картинке

Повторная мотивация. Развитие тактильных ощущений.

Картинки

Раздаются игрушки одну на двоих машинка и самолет.

На доске опорная схема.

Листок с большими клетками.

Печати в виде транспорта.

Выполняют движения игры

Дети образуют из двух слов одно слово:

Сам сваливает – самосвал.

Бензин возит – бензовоз.

Сам катится – самокат;

Мусор возит – мусоровоз;

Везде ходит – везде ход;

Молоко возит – молоковоз.

Дети находят в фасоли картинки, на которых изображен грузовой и пассажирский транспорт. Показывают, что относится к грузовому и что к пассажирскому транспорту

Дети смотрят на игрушку, логопед задает вопросы, дети отвечают:

Что это? – Машина.

Машина какая? – быстрая, красная.

Что делает машина? – Едет, тормозит, паркуется.

Предложение, отношение к машине – Мне нравятся красные машины.

- Игрушка.

Дети выполняют инструкцию по очереди с разными заданиями.

Расслабляются, физическая разгрузка организма.

Развивают речевое дыхание и силу голоса.

Формируют тактильное восприятие.

Расширение представлений о транспорте

Умеют составлять мини-рассказы по схемам синквейна.

Развивают пространственную ориентировку

3

Заключительный этап (3 мин.)

Подведение итогов занятия, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Наш большой грузовик отправляется дальше грузить и развозить грузы.

А мы с вами вспомним, что вы сегодня узнали на нашем занятие?

Я хочу сказать спасибо тем ребятам, которые старались, хорошо занимались (Ульяна, Денис, Агата)

Заключительная беседа

Подведение итогов

Педагогическая оценка

Дети: транспорт, который возит грузы, называют грузовой. Транспорт, который возит людей, называют пассажирский.

Транспорт бывает: воздушный, водный, наземный, железнодорожный.

Транспортом управляют: пилот, капитан, водитель, машинист, велосипедист.

Формируют навыки сравнения грузовой и пассажирский вид транспорта. Вспоминают виды транспорта и профессии

Обобщают полученные знания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «транспорт».

Конспект логопедического занятия по лексической теме «транспорт»....

Технологическая карта НОД по ФЭМП. Лексическая тема "Домашние животные"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направле...

Конспект логопедического занятия на лексическую тему:" Профессии на транспорте. Звук и буква О"

Конспект логопедического занятия на тему: "Профессии на транспорте. Звук и буква О"...