Дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»
учебно-методическое пособие по логопедии

Описаение дидактического пособия "Путешествие Звуковичков в Волшебную страну".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.posobie.docx107.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №498 комбинированного вида»

Дидактическое пособие

C:\Users\123\Desktop\фоны и картинки\_93083-31.jpg

(игры на липучках)

Автор: Никиткина Анна Юрьевна,

учитель-логопед

Новосибирск, 2020

ПАСПОРТ

дидактического пособия

«Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»

Фамилия, имя, отчество автора, должность

Никиткина Анна Юрьевна,

учитель-логопед

№ ДОУ,

498, Октябрьский район

Название работы

Дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»

Цель

Формирование фонематической стороны речи ребенка дошкольного возраста на материале гласных звуков.

Задачи

  1. Сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о].
  2. Научить узнавать звуки по их артикуляции, произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и], [о].
  3. Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.
  4. Научить определять место гласного звука [а], [у], [и], [о] в слове.
  5. Сформировать понятие «звук», «слово».
  6. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о].

Возрастная категория воспитанников

5-7 лет

Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети с нарушениями речи характеризуются снижением мотивации к занятиям, познавательной активности, низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, снижением концентрации внимания. Именно эти выводы способствовали поиску новых приемов работы с детьми по формированию фонематической стороны речи.

Было разработано дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» (игры на липучках), которое представляет собой комплект игр, сопровождающих систему поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста. Пособие включает в себя 10 игр с гласными звуками, расположенными в порядке ознакомления с ними. Игры объединены общим сказочным сюжетом и имеют общих сказочных героев – Звуковичков. Имя каждого Звуковичка соответствует гласному звуку ([а], [у], [и], [о]).

В пособии используются ламинированные основы и съемные элементы, которые прикрепляются к основе с помощью липучки. Красочные иллюстрации благоприятно влияют на детей: привлекают внимание, способствуют повышению мотивации к занятию, развитию усидчивости. Липучки не только вызывают интерес у детей, но и развивают точные, скоординированные движения пальцев рук.

Работа по данному дидактическому пособию может быть включена как часть логопедической непосредственной образовательной деятельности.

Каждую игру можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях.

Цель пособия – формирование фонематической стороны речи ребенка дошкольного возраста на материале гласных звуков.

Задачи:

  1. Сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о].
  2. Научить узнавать звуки по их артикуляции, произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и], [о].
  3. Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.
  4. Научить определять место гласного звука [а], [у], [и], [о] в слове.
  5. Сформировать понятие «звук», «слово».
  6. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о].

Части сказки предъявляются детям постепенно, в соответствии с этапом работы по формированию фонематической стороны речи.

СКАЗКА

«Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»

Малыши Звуковички

И проворны и легки.

Будут в игры здесь играть,

Наших  деток обучать.

Часть 1. Знакомство со звуком [а]

Жили – были в одном царстве-государстве человечки - Звуковички. И звали их – А, У, И, О.

Сегодня мы познакомимся со Звуковичком А. Все Звуковички очень любили свои красивые имена и часто их напевали. Когда Звуковичок А катался на горке он пел то тихо, то громко «а-а-а-а-А-А-А-А-а-а-а-а» («Горка»).

Однажды Звуковичок А отправился в путешествие на корабликах по реке  («Кораблики»). На одном кораблике он плыл долго и пел «а-а-а-а-а-а-а». На другом кораблике он плыл чуть меньше и пел короткую песенку« а-а-а-а». А на третьем кораблике Звуковичок плыл совсем немного и пел: «а-а-а».

И приплыл Звуковичок А в Волшебную страну звуков. Он решил прогуляться по ней и посмотреть на жителей. И у всех кого бы Звуковичок А ни встретил, имена начинались со звука [а] («Логопедический пазл»).

Когда Звуковичок А вдоволь нагулялся по Волшебной стране и познакомился со многими ее героями, ему захотелось кушать. Нужно накормить нашего Звуковичка («Накорми Звуковичка» вариант 1).

Часть 2. Знакомство со звуком  [у]

У Звуковичка А был друг Звуковичок У. Он любил петь песню «у-у-у-у-у» и также любил кататься на горке («Горка»).

Звуковичок У был очень любопытный и отправился в путешествие за своим другом. Он так же плыл на корабликах по реке и пел то длинную песню «у-у-у-у-у-у-у», то короткую «у-у-у» («Кораблики»).

Когда Звуковичок У добрался до Волшебной страны, он встретил много предметов и героев на звук [у] («Логопедический пазл»).

Вскоре Звуковички А и У встретились, подружились и начали петь веселые песни вдвоем «ау», «уа» («Песенка»).

Когда Звуковички устали петь веселые песенки, они решили подкрепиться вкусным обедом («Накорми Звуковичка» вариант 2).

Часть 3. Знакомство со звуком [и]

Проводится аналогичная работа со звуком [и].

Часть 4. Знакомство со звуком [о]

Проводится аналогичная работа со звуком [о].

Звуковичок О добрался до Волшебной страны и увидел как она красива золотой осенью. Он гулял по стране и знакомился с ее героями на звук [о] («Логопедический пазл»).

Наконец все Звуковички встретились в Волшебной стране и устроили целый концерт: «ау», «уиа», «оаи»  («Песенка»).

Часть 5. Дифференциация гласных звуков [а], [у], [и], [о]

В Волшебной стране  наступила снежная зима. Все улицы и дома стали белыми. Приближался главный зимний праздник – Новый год! Звуковички, также как и люди, любят праздновать этот праздник, дарить подарки, ходить в гости.

Чтобы украсить Волшебную страну в новогодний праздник Звуковички И и О решили нарядить сразу две елки, каждый свою, особенную, со своим любимым звуком («Елочки»).

Наступил праздник Новый год! Звуковички радовались, веселились, но немного замерзли, нужно помочь им согреться («Варежки»).

Совсем скоро в Волшебной стране  наступила весна. Звуковички гуляли по полянкам и знакомились со всеми жителями страны. Но больше всего они подружились с бабочками и играли с ними каждый день («Бабочки»).

После весны в Волшебную страну  пришло жаркое, солнечное лето. Вот уже и на яблонях появились сладкие, наливные яблочки, которые Звуковички очень любили («Яблочки»).

Звуковичкам так понравилась Волшебная страна и ее жители, что они решили остаться в ней жить навсегда. Они выбрали себе самые красивые домики и пригласили гостей на новоселье («Домики»).

«Логопедический пазл»

Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в начале слова, сформировать понятие «звук», «слово».

Инструкция. Собери разрезную картинку. Нади на ней рисунки, названия которых начинаются на звук [а] ([у], [и], [о]).

Лексический материал:

[а] Айболит, антилопа, апельсин, ананас, автомобиль, аист, астры, акула, абрикос, арбуз;

[у] уж, удод, улей, улитка, утка, украинец, улыбка, усы, уши;

[и] избушка, игрушки, ирисы, индеец, игуана, ива, иволга;

[о] осень, овощи, облако, ослик, овцы, озеро, окунь.

«Накорми Звуковичка»

Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у] в начале слова, сформировать понятие «звук», «слово», произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [а] - [у].

Инструкция.

Вариант 1. Накорми Звуковичка только теми конфетами, в названии которых в начале слова стоит звук [а].

Вариант 2. Накорми Звуковичков А и У. Для Звуковичка А выбирай конфеты, в названии которых первый звук [а]. Для Звуковичка У выбирай конфеты, в названии которых первый звук [у].

Лексический материал:

[а] апельсин, арфа, аквариум, альбом, ананас, автомобиль, аист, антенна, астры, акула, абрикос, арбуз;

[у] ухо, уголь, уж, удод, улей, узел, улитка, утка, украинец, улыбка, усы.

«Песенка»

Цель: научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о].

Инструкция. Пропой песенку Звуковичков АУ (УА, АУИ, ИАУ, УАО и т.д.). Определи сколько Звуковичков поют. Какой Звуковичок пел первый? Какой Звуковичок пел второй? Повтори их песенку. 

«Елочка»

Цель: научить выделять гласные звуки  [и], [о] в начале слова, закрепить понятие «звук», «слово», произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [и] - [о].

Инструкция. Помоги Звуковичкам И и О нарядить елочки. На елочку Звуковичка И повесь шарики, в названии которых первый звук  [и]. На елочку Звуковичка О повесь шарики, в названии которых первый звук  [о].

Лексический материал:

 [и] ириска, избушка, игрушки, ирга, ирисы, индеец, игуана, ива, изумруд, иволга, инжир;

[о] осы, осень, окна, овощи, остров, облако, отдых, осень, овцы, озеро, окунь.

«Варежки»

Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в конце слова, закрепить понятие «звук», «слово».

Инструкция. Подбери пары варежек, названия которых заканчиваются на одинаковый гласный звук.

Лексический материал:

[а] лиса - коза;

[у] кенгуру - какаду;

[и] носки - яблоки;

[о] перо ведро.

«Бабочки»

Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в начале слова, закрепить понятие «звук», «слово».

Инструкция. Подбери половинки бабочек, названия которых начинаются на одинаковый гласный звук.

Лексический материал:

[а] астры, арфа, альбом, аквариум;

[у] узелок, уголь, ухо, улыбка;

[и] икра, инструменты, игла, иней;

[о] облако, ослик, овцы, обруч.\

«Яблочки»

Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в середине слова, закрепить понятие «звук», «слово».

Инструкция. Определи какой звук стоит в середине слова на каждом яблочке. Повесь на соответствующую яблоню.

Лексический материал:

[а] зал, лак, мак, пар, рак, шар;

[у] лук, суп, сук, дуб, жук, зуб;

[и] кит, лист, гриб, рис, мир;

[о] дом, кот, мох, нос, сок.

«Домики»

Цель: научить определять место гласного звука [а], [у], [и], [о] в слове.

Инструкция. Определи место гласного звука (начало, середина, конец) в именах гостей Звуковичка А (У, И, О). Рассели гостей Звуковичка по домикам.

Лексический материал:

[а]аист, антилопа, рак, заяц, иса, сова;

[у] утка, улитка, муха, петух, кенгуру, какаду;

[и] индюк, иволга, кит, мишка, снегири, бурундуки;

[о] ослик, окунь, кот, сом, пальто, окно.

«Горка»

Цель: сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о], развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Инструкция. «Прокати» Звуковичка по горке. Когда Звуковичок внизу – поем песенку тихо, когда вверху – громко.

«Кораблики»

Цель: сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о], развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.

Инструкция. «Прокати» Звуковичка на корабликах. На длинной дорожке поем песенку Звуковичка длительно, на короткой – коротко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Путешествие по Миру"

Цель1.Расширять и закреплять знания о природном и растительном мире. 2.Способствовать развитию умения находить причинно - следственные связи  в явлениях природы, в среде обитания, в растительном ...

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи

воспитание звуковой культуры речи...

Дидактическое пособие для звукового анализа "Цветные коврики"

Данное пособие создано для работы на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях в период освоения навыков звукового анализа и подготовки к обучению грамоте (в добукварный период). Используется...

Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...

Электронное мультимедийное интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в страну Математики»

Название пособия: электронное мультимедийное интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в страну математики»   Возрастная группа: 3-4 года Цель: Формировани...

Дидактическое пособие по развитию речи "Волшебная коробочка"

Данное дидактическое пособие  «Волшебная коробочка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие граммати...

Наглядно дидактическое пособие по патриотическому воспитанию «Волшебный куб»

Цель: Закрепление представлений у детей о своей Родине, стране, Отчизне.Задачи:- Развивать углубленное представление о   малой Родине, Родине, Отчизне. (Родное село, город, область, символик...