Способы и приёмы постановки свистящих звуков
презентация по логопедии

Мостовщикова Татьяна Валентиновна

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы и приёмы постановки свистящих звуков

Слайд 2

Основные виды речевых нарушений 1.Отсутствие звука. 2.Замена звука. 3.Искажение звука. Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух; — недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков; — дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.); — отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, сюсюканье» и т. д.).

Слайд 3

Характеристика группы свистящих звуков. В группу свистящих входят звуки С, Сь , З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка. В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.

Слайд 4

Работа по устранению недостатков произнесения свистящих звуков в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Слайд 5

Способы постановки свистящих звуков Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Слайд 6

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков

Слайд 7

Дыхательная гимнастика

Слайд 8

Подготовительный этап При отсутствии звука [c], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. При исправлении всех видов сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной парасигматизм , призубный , шипящий) звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

Слайд 9

Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками. Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка. Постановка звука по показу артикуляции . Постановка звука с использованием опорного звука Постановка звука с механической помощью . Смешанная

Слайд 10

Способы постановки звука [C] При отсутствии звука: используется прием подражания Если у малыша нет серьезной патологии, тогда можно вызвать звук по подражанию. После того, как он научится держать широкий язык, упираясь в нижние зубы (горка, кошка сердится) показать ему как дует “холодный ветерок” и подуть “ ссссс ”. Можно предварительно сдувать из этой позиции кусочек ватки или полоски бумаги. Если язык не выскакивает из-за зубов, то звук, в принципе, уже поставлен. Можно переходить к закреплению в слогах . СССССССССС

Слайд 11

Постановка звука От артикуляционного уклада: - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук

Слайд 12

От опорного звука: Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С». ребенку предлагается произносить сочетания звуков ис , акцентируя внимание на схожей артикуляции звуков; ребенку предлагается произнести звук э, затем резко выдохнуть на какой-либо предмет; ребенку предлагается длительно произносить звук ц-ц-ц (в результате слышится звук с). В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно.

Слайд 13

Постановка звука механическим способом. Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью: пальца (предварительно помытого), зонда массажного либо специального постановочного, зубочистки (отломив острый край), спички (не серной головкой), ватной палочки; параллельно отрабатывая гимнастику: трубочку языком, блинчик, чистим нижние зубы, расчесываем язык, катаем катушку, заборчик — трубочка губами; дыхательные упражнения: сдуть ватку с языка между губ, между зубов, с горки, спичку с горки; голосовые - тянуть звуки И, А, Э в положении горки; массаж языка и губ. Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “ иииии ”, затем добавляет “ ссссс ” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “ сссс ”, а потом “ ииии ”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.

Слайд 14

С механической помощью: - ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) зондом опуская язык в зазубное положение; затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

Слайд 15

Смешанный способ , когда используется и показ, и механическая помощь. От опорного звука с механической помощью: - ребенку предлагается длительно произносить звук ф (кончик языка прижат к нижним зубам) и в это время нижнюю губу оттянуть вниз.

Слайд 16

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова . Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

приёмы постановки свистящих звуков

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...

Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков

         Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...

Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более тог...

Доклад Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»

   Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять прави...

Способы постановки свистящих звуков.

Способы постановки свистящих звуков с помощью зондов....

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...