"Способы и приёмы постановки свистящих звуков"
материал по логопедии (старшая группа)

Ерёмзина Олеся Петровна

Мастер - класс для учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5  г. Лебедянь

Мастер – класс для логопедов на районном методическом объединении

«Способы и приёмы постановки свистящих звуков»

Учитель –логопед

Ерёмзина О.П.

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Основные виды речевых нарушений

1.Отсутствие звука.

2.Замена звука.

3.Искажение звука.

Сегодня я хотела поделиться с вами, коллеги, материалом по постановке свистящих звуков. (СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6 7,8)

Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.

(СЛАЙД 9) Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.

Постановка звука с использованием опорного звука

Постановка звука по показу артикуляции.

Постановка звука с механической помощью.

Постановка звука [С] по подражанию

Постановка звука [С] от артикуляционных упражнений

Ребенку дается инструкция:

«Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»

Постановка звука [С] на выдохе

Приоткрыв рот, разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами.

Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.

«Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С] .

«Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке.

На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка.

Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами

Опорные звуки

Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф]

Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные)

Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)

Постановка звука [С] от звука [Ф]

На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа.

Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.

Постановка звука[С]от звукосочетания [ИЭ](слайд 12)
(английское «yes»)Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ],

оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.

Постановка звука [С] от звука [Ц]

Попросите ребенка протяжно произнести звук [Ц].  Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [Т]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара.  

Пусть ребенок произносит звукосочетание [ЦСС] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука С короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять.  Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [С], – сразу «посвистеть» как комар.

После этого переходите к произнесению слогов

Постановка звука [С] от звука [С’]

Ребенок тянет верхнеязычный звук [С’].Губы должны быть вытянуты в улыбку.

Во время длительного произношения [С’] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного У, только оставив, более широкое отверстие.

Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ.

Звук [С’] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой.

Постановка звука [С] с механической помощью

Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик.

Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка зубочистку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно   на 2 см.

Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы постановки свистящих звуков

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...

Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков

         Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...

Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более тог...

Способы и приёмы постановки свистящих звуков

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка....

Доклад Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»

   Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять прави...

Способы постановки свистящих звуков.

Способы постановки свистящих звуков с помощью зондов....

Выступление на ГМО учителей-логопедов «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)

Выступление на ГМО учителей-логопедов  «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)...