"Способы и приёмы постановки свистящих звуков"
материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5 г. Лебедянь
Мастер – класс для логопедов на районном методическом объединении
«Способы и приёмы постановки свистящих звуков»
Учитель –логопед
Ерёмзина О.П.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Основные виды речевых нарушений
1.Отсутствие звука.
2.Замена звука.
3.Искажение звука.
Сегодня я хотела поделиться с вами, коллеги, материалом по постановке свистящих звуков. (СЛАЙД 1)
(СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6 7,8)
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
(СЛАЙД 9) Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.
Постановка звука с использованием опорного звука
Постановка звука по показу артикуляции.
Постановка звука с механической помощью.
Постановка звука [С] по подражанию
Постановка звука [С] от артикуляционных упражнений
Ребенку дается инструкция:
«Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»
Постановка звука [С] на выдохе
Приоткрыв рот, разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами.
Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
«Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С] .
«Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке.
На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка.
Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами
Опорные звуки
Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф]
Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные)
Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)
Постановка звука [С] от звука [Ф]
На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа.
Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.
Постановка звука[С]от звукосочетания [ИЭ](слайд 12)
(английское «yes»)Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ],
оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.
Постановка звука [С] от звука [Ц]
Попросите ребенка протяжно произнести звук [Ц]. Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [Т]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара.
Пусть ребенок произносит звукосочетание [ЦСС] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука С короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять. Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [С], – сразу «посвистеть» как комар.
После этого переходите к произнесению слогов
Постановка звука [С] от звука [С’]
Ребенок тянет верхнеязычный звук [С’].Губы должны быть вытянуты в улыбку.
Во время длительного произношения [С’] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного У, только оставив, более широкое отверстие.
Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ.
Звук [С’] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой.
Постановка звука [С] с механической помощью
Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик.
Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка зубочистку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см.
Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы постановки свистящих звуков
Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...

Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...

Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более тог...

Способы и приёмы постановки свистящих звуков
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка....

Доклад Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять прави...

Выступление на ГМО учителей-логопедов «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)
Выступление на ГМО учителей-логопедов «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)...

