Игровые технологии
материал по логопедии (старшая группа)

Просекова Татьяна Геннадьевна

Игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в работе с детьми с ОНР»

Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Просекова Т.Г.

 Игра  – на мой взгляд, является социально значимой  формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые  обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

- в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

 

Игры на развитие речевого слуха

Слова  могут звучать громко и тихо.

Игра "Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

          Для  развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

           Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах  звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игра «Найди и назови нужное слово».

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Игра «Кто лучше слушает?»

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Игра «Какой звук есть во всех словах»

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)

 Педагог бросает  мяч ребенку, произносит слово с выделением звука  Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Жуки»

Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук.

Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и

Жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

 Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается  словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по  форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение

       Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

       Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои  замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными  для детей  могут быть игры со строительным  материалом («Лего», конструкторы, кубики,  уникубы, и т. д.).

        Игры-драматизациисюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.

Для детей с ОНР немалую  сложность  представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями,  дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,  конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше  развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой  моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых(И.П. Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия).  Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека  подготавливает совершенствование  артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.

Как правило дети с ОНР могут иметь неречевые  недостатки, в  том  числе и  недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

      В  логопедической работе, направленной на развитие  логического мышлениярекомендуются игры «4-ый лишний», «Аналогии»,  «Что кому надо?» и т. д. Развивать  внимание можно  используя  игры типа «Дополни картинку»,  «Что изменилось?»,  «Найди отличия» и другие.

      Игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи,  психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир,  становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из  особенностей развития этих детей, все театральные игры  строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной:   сказки, игрушки,  сценки из жизни животных и т. д.  В этих  играх есть сюжетный  вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.  В театрализованной деятельности дети учатся  внимательно слушать речь  других и свою собственную (развивается слуховое  внимание),  если  используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность  речи), дети имитируют движения  героев, развивается  координированность  движений,  дети запоминают и воспроизводят  тексты инсценировок (обогащается  пассивный и активный словарь).

    Применяемые мною игровые технологии используют   воспитатели   в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению в школе детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать  ее  с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...