Работы с неговорящими детьми
консультация по логопедии (средняя группа)

Иванова Ольга Евгеньевна

Методические рекомендации для учителя-логопеда по коррекционной работе с неговорящими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  с  неговорящими  детьми.

Работа  с  неговорящими  детьми  начинается  с  их  родителей.  А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни  не  видят  проблемы  в  том,  что  ребенок  в  2,5  года  молчит,  объясняя  это  так:  Он все понимает, только ленится,  или:  Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил,  или:  С мальчиками всегда так.  Действительно,  многие  дети  начинают  говорить  после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются:  Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много   читаю,  ставлю  для  прослушивания  аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.  Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой., форсируя развитие ребенка. Поэтому необходимо четко знать, что является нормой речевого развития, а что может вызывать тревогу.

Признаки нарушения речи

Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом, если к концу:

  • 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
  • 4-го месяца ребенок не улыбается, когда с ним заговаривают;
  • 5-го месяца ребенок не произносит отдельные звуки или слоги («га-га», «ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет («Где папа?»);
  • 7-го месяца ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
  • 9-го месяца ребенок не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов;
  • 10-го месяца ребенок не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания;
  • 12-го месяца ребенок не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
  • 15-го месяца ребенок не может адекватно употреблять слова «мама» и «папа»;
  • 20-го месяца ребенок не может произнести 6 осмысленных слов;
  • 20-го месяца ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

Норма:

К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.

К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.  В 3 года словарный запас дошкольника может составлять  до 3000 слов. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по
картинке.

К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.

Если  ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников

Якунина Н.В. выделила особенности неговорящих детей:

 -Речь отсутствует или наблюдаются элементы.

-Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.

-Наличие нескольких простых звуков

-Чаще всего выражен только один ударный компонент.

-Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

-Нет связной речи.

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:

  • непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
  • одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
  • улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, режим дня
  • речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.

Логопеды ставят следующие задачи работы:

1. Развивать понимание речи.

2. Развивать речевое звукоподражание

3. Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение.

   4. Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

  1. Как развивать понимание речи?

   Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного     словарного запаса. Детям предлагается  запомнить, как называются:

-их игрушки,

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос)

-предметы одежды (пальто, шуба, рубашка, платье)

-предметы туалета (мыло, зубная паста, щетка, полотенце)

-предметы  обихода (стол, стул, чашка, ложка)

-названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет)

-названия животных.

Очень важной задачей является накопление пассивного глагольного словаря.

       Пассивный  глагольный словарь должен состоять из  названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, одевается, раздевается,  причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, несет, везет, подает).  К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например:спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

  1. Развивать речевое звукоподражание.

  Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные,потом слоги, слова , фразы. Порядок изучения – от простого к сложному.

Развитие звукоподражания происходит в играх, основанных на подражании.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно:

  • Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

 Следующий этап - игры для развития речевого подражания.

В этих играх взрослый многократно повторяет определенные звуки, слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Требования к занятиям:

Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы.

 Одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза.

Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается.

Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращёнными к ребёнку. У детей должна создаваться потребность общаться с  взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).

Литература:

  1. Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
  2. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  5. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.
  6. Янушко Е.А.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 2004
  7. http://www.liveinternet.ru/users/peerplay/post306696558
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2014/04/23/organizatsiya-logopedicheskoy-raboty-s-negovoryashchimi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к работе с неговорящими детьми

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи мо...

Работа с неговорящими детьми

Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....

Презентация "Как работать с неговорящими детьми".

1. Тщательная  подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...

Работа с неговорящими детьми (2 часть)

Данная презентация - продолжение коррекционной работы с неговорящими детьми. Она подразумевает - вызывание и пропевание  гласных звуков. Во время демонстрации презентации можно включить запись, ч...

Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.

На  современном  этапе  общество  пришло  к  пониманию  необходимости  оказания  ранней  помощи  детям  с  нарушениями  в  ра...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...