Логопедические игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по логопедии (средняя группа)

В сатье приведен пример игр и упражнений по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksa_v.n.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Алекса В.Н., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №145 Центрального района

Санкт-Петербурга

Логопедические игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Все чаще у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т.п.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

2. Игра с мячом

«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает? »

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. 

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. В-ль, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? »

или «Кто где живет? » Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! '

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

7. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе? »

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

10. Игра с мячом «Кто как передвигается? »

Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

11. Игра с мячом

«Какие действия совершают животные? »

или «Что делают животные? »

Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

12. Игра «Кто чем занимается? »

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

13. Игра «Кто может совершать эти движения? »

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»

Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять  предлоги «В», «ПОД»  в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушением функций опорно- двигательного аппарата.

Подвижные игры, как средство физического воспитания и профилактика нарушения функций опорно-двигательного аппарата....

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

конспект логопедической викторины для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР)"Вопрос на засыпку"

Логопедическая викторина -  интересная форма работы для повторения и закрепления навыков правильной речи у детей с общим недоразвитием речи. Цель викторины также является показать, как умеют рабо...

Игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи "Теремок"

Драматизация сказки «Теремок» в средней группеНаиболее любима воспитателями и детьми сказка «Теремок». Она выигрышна как в плане содержания, так и в форме подачи текста. Саму сказку можно предложить д...

Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Разнообразие игр позволяет построить коррекционный процесс с детьми старшего дошкольного возраста интересно и увлекательно. Каждый этап предполагает широкий спектр игровых заданий по всем направлениям...