Метод наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов  (Л.А.Венгер,  Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста  состоит в том, что:

    •         во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей, а именно детей, с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    •    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

    •         в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод наглядного моделирования

в развитии связной речи воспитанников групп компенсирующей направленности.

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.

     В наш динамический век живое общение заменяет компьютер и телевидение, увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.  

    Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Николай Николаевич Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе  воспитания.  В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

    Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов  (Л.А.Венгер,  Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста  состоит в том, что:

    •         во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей, а именно детей, с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    •    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

    •         в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта .(план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

    Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым.

       Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  

     На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

     Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции  (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании  представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели).

  В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

1.        Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2.    Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).

     Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста т.к. это наиболее сложный раздел  обучения, а применение этого метода, в этом вопросе является перспективным.

     Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

    Можно отметить следующие недостатки:

    •         связные высказывания короткие с аграмматизмами;

  •         отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

    •         состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

    •         уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

В то время как к речевой деятельности предъявляется ряд требований

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

•        Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

•          Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

•          Последовательность;

•         Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

•          Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

•         Культура изложения в широком смысле слова:

   -   правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

•        -   интонационная выразительность речи,

•        -   достаточная громкость,

•         -   отчетливость произношения.

Следовательно, при обучении ребёнка самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, обоняние и т.д.), чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях приема наглядного моделирования.

Отечественными учителями – логопедами разработаны ряд методик развития связной речи с применением наглядности и моделирования. Например:  Воробьева Валентина Константиновна предлагает сенсорно-графические схемы, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематические модели,  Ефименковой Л. Н  разработаны  схемы составления рассказа.

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры или полоски;

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

 

   

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

•        геометрические фигуры;

•        символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

•        планы и условные обозначения, используемые в них;

•        контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

•        предметные картинки;

•        силуэтные изображения;

•        геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

 Итак, используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

    •         добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

    •         формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

    •         применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность детей в школе.

    На данном семинаре мы рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:

•         ПЕРЕСКАЗ

•        РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЫ

•        ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

•        ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА

•        СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

•        ТВОРЧЕСКАЯ  СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

•        ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Развитие   связной речи относят к числу важнейших задач работы с  дошкольниками.  Однако, последние исследования показывают, что в  настоящее время речевое развитие знач...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»

Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и...