Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи. Космос
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Рекомендации родителям по закреплению лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл космос30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Космос»

Существительные:

космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический),

космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий,

инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Дидактические игры и упражнения.

1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением

(антонимы).

Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

2. Игра «Сосчитай-ка»

Цель: развивать грамматический

строй речи (согласование существительных с числительными).

Например:

Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших

метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

3. Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить

предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в к

отором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

4. Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память,

формировать навыки фонематического синтеза и анализа,

слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и

назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на

ориентировку.

Например:

Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между

буквами А и Т и т. д.).

Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнес

ти их с буквами и назвать, какое слово

получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получивши

хся СЛОЕ (звуковой и слоговой).

Например:

6, 3, 1, 2 —МАРС

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

7, 1, 3, 4 —УРАН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет

последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

под ними и только после этого читает получившееся слово.

Р С А Н Т М У

1 2 3 4 5 6 7

5. Игра «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте

пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем.

Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет

пришельца готов!

6. Игра «Космические пазлы».

Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими

кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С

обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на

равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

7. Игра «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

8. Игра «Собери предложение.»

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

9. Игра «Скажи наоборот».

Далеко- близко.

Высоко – низко.

Улететь - …

Взлететь - …

Темно - …

Ярко - …

Тесно - …

Где какой?

На Земле – земной.

На Луне - … лунный

На солнце - … солнечный.

10. Игра «Один – много» Образование существительных

множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

11. Игра «Сосчитай». Согласование числительных с существительными.

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать

существительные с числительными. Выработка правильного речевого

дыхания.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят кружком. Логопед выкладывает картинку с

транспортом. Мяч передаётся первому ребёнку.

Он говорит: - Одна ракета.

Второй - две ракеты.

Третий - три ракеты и т.д..

12. Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов:

на, в, из, под, с.

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи

предлогов НА, С, В, ИЗ.

Оборудование: Педагог помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету,

к которой «привязан» космонавт.

Ход: педагог объясняет детям, что ракета будет совершать разные действия, а

они будут рассказывать, где находится ракета. Один ребёнок выполняет

различные действия с ракетой, а другие дети комментируют действия,

выделяя голосом предлоги.

13. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Ход:

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

14. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит

внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть

глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны

назвать, чего не стало.

15. Игра «Подбери признак»

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова,

отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на

вопрос:

космонавт (какой?) — ....

ракета (какая?) - ….

Небо (какое?) - ….

16. Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Оборудование: мяч.

Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку.

Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может

подобрать слово, выбывает из круга.

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.

Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

Отгадай загадки.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете.

***

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … земля

***

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … телескоп

***

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный,

И необычайный,

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. Космос.

***

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная …. Черная дыра

***

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … звездочет.

***

Медведь на глыбе ледяной,

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … медведицей.

***

Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - … комета.

***

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. Гагарин.

***

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит

Небесный космический … метеорит.

***

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет … Луна.

***

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … спутник.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

В. Степанов

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Аркадий Хайт

***

Космическая сказка(фрагмент)

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надёжный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Невдалеке притих Дракон.

Косится на Медведиц он,

Жует концы усов.

И долго наблюдал Орёл,

Как тощий Волк куда-то брёл

И стороною обошёл

Созвездье Гончих Псов.

Спокойно спал небесный Лев,

Раскрыв свой страшный львиный зев

(Со львами не шути!)

Кит к Андромеде подплывал,

Пегас стремительно скакал,

И гордо Лебедь пролетал

По Млечному Пути.

Кого-то Гидра стерегла,

Ведь Гидра Гидрою была

Спокон веков, друзь

Через гигантский небосвод

Она таинственно ползёт.

Кого же Гидра стережёт?

Сказать пока нельзя.

А возле Млечного Пути,

Где ни проехать, ни пройти,

Лежит огромный Рак.

Лежит в космической пыли,

Слегка клешнями шевелит

И всё за Гидрою следит.

(Рак, видно, не дурак!)

Здесь Ворон крыльями махал,

Из пепла Феникс воскресал,

Хвост распушал Павлин,

Здесь извивалася Змея,

Лисички бегали, резвясь,

И Рысь сидела, притаясь,

Певца спасал Дельфин.

Жираф вышагивал, как Бог,

Вот Заяц, вот Единорог,

Журавль, Хамелеон.

И Голубь с Ящерицей есть…

Нет, видно, мне не перечесть

Всех этих сказочных существ,

Кем космос заселён.

***

Если месяц буквой «С»,

Значит, старый месяц;

Если палочку в довес

Ты к нему привесишь

И получишь букву «Р»,

Значит, он растущий,

Значит, скоро, верь-не верь,

Станет он толстущий.

Автор неизвестен

***

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ — раз,

ВЕНЕРА — два-с,

Три — ЗЕМЛЯ

Четыре — МАРС,

Пять — ЮПИТЕР,

Шесть — САТУРН,

Семь — УРАН,

Восемь — НЕПТУН,

Девять — дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит — выйди вон!

Автор неизвестен

***

— Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

— Да это спутник!

— Вот те раз!

— Он спутник каждого из нас

И в целом — всей Земли.

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Ю.Яковлев

***

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

— Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Римма Алдонина

Комета

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

— Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:

— Это лёд!

А хвост её — пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

Римма Алдонина

***

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

— Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Г.Сапгир

Тексты для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито

небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли

упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После

большого дождя растут большие цветы. А ещё

мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

Солнце.

Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша

жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой

древности и почитали Солнце как божество.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от

жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд,

которые гораздо больше Солнца.

М. Бул

Вопросы:

1. Что такое Солнце?

2. Что дает Солнце людям?

3. Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

Почему Солнце всходит и заходит?

Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что

Солнце движется вокруг Земли.иНа самом деле наша Земля вращается

вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один

раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в

другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.

М. Бул

Вопросы:

1. Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?

2. Что происходит на самом деле?

Космические станции.

В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит

пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему

соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно

будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят

исследования космоса.

М.Бул

Вопросы:

1. Для чего нужны космические станции?

2. Что сегодня делают на космических станциях?

Игры на развитие общей моторики.

«Космонавт»

Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет . (поднимают руки вверх и машут)

Игра «Солнечная система»

Проведем опыт представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на

ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и

планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную

систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и

не будет действовать это вечное движение. Послушайте, какое интересное

стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.

Игра “Полет на планету”

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

Но какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Дети играют, вставая в обруч по 2 (3,1) человека.

Развитие обще речевых навыков.

Упражнение: «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко

раскрашенные.

Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно.

Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что

продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд

нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят,

чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).

Упражнение «Взлёт ракеты»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой

надутый живот и произносят звук «у».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем

замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей,

которые вместе с ним выполняют действия и

произносят звук, остальные дети делают только движения на

дыхание без звука. Потом играет вся группа.

Упражнение «Астроном»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью

речи.

Ход: Выучить стихотворение.

Астроном наморщил лоб,

Астроном – учёный.

Он на звёзды в телескоп

Смотрит ночью тёмной.

Далеко они от дома,

К ним лететь сто тысяч лет.

Интересно астроному:

Есть там люди или нет? В. Степанов

Упражнение «Ракета»

Цель: работа над звукопроизношением (дифференциация –л- и – р - ),

интонационной выразительностью речи.

Ход: Выучить и рассказать стихотворение.

В небо ракета

стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит

сильный и смелый.

Упражнение «Космонавт»

Цель: работа над чёткостью дикции.

Ход: Выучить стихотворение.

На луну лететь мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной!

О.Высоцкая

Упражнение «В тёмном небе»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью

речи.

Ход: Выучить стихотворение.

В темном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов

Игра " Выложи ракету"

Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать мелкую

моторику и зрительное внимание, формировать планирующую функцию

речи.

Ход игры: Ребенок по образцу педагога выкладывает ракету из

геометрических фигур или разрезанных частей машины. Педагог

активизирует речь ребенка вопросами: Какую фигуру (деталь) возьмешь

сначала? Что это будет у ракеты? Какие фигуры (детали) положишь потом?

Чего еще не хватает? и т. д. Если ребенок затрудняется, логопед сам

комментирует все действия.

Упражнение «Самолёт»

Цель: Координация речи с движением,

развитие общих речевых навыков.

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт.

(смотрят вверх и водят за пролетающим самолётом пальцем).

Правое крыло отвёл,

Посмотрел.

(отводят реки попеременно

и прослеживают взглядом)

Левое крыло отвёл.

Поглядел.

Я мотор завожу

(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу!

(встают на носочки и выполняют летательные движения).

Упражнение «Лётчик»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Быть шофером хорошо,

(Дети бегут по кругу, крутят

воображаемый руль.)

А летчиком - лучше.

(Бегут, расставив руки, как крылья.)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

(Остановились, наклонили

воображаемый сосуд.)

Завожу пропеллер.

(Круговое движение правой рукой.)

“В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели”.

(Бегут. расставив руки.)