Буклет "Логопедические игры с чистоговорками"
консультация по логопедии

Ольга Червоненко

    Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье... далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и педагоги следят еще и за правильностью произношения звуков. И увы, не всем деткам, это дается легко. Многим приходится прибегать к помощи логопедов.

   Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_prilozhenie_2_buklet.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка - это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме, слова привлекают особое внимание ребёнка.

С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка:

  • фонематический слух;
  • звукопроизношение;
  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связную речь.

  Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и  повторяется в начале чистоговорки (ол-ол-ол –

мы идём играть в футбол )

Эффективным приёмом в работе с чистоговорками является проговаривание с выполнением различных движений, тем самым развивается мелкая моторика, координация движений, графические навыки. Можно использовать следующие упражнения:

  • наматывание верёвочки на пальчик;
  • проводить пальчиком по нарисованному лабиринту;
  • выкладывать палочки;
  • рисовать вертикальные или горизонтальные линии;
  • прокатывать колечко «Су-джок» по пальчику;
  • двигать косточки счёт:
  • перебирать крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску;
  • проводить пальчиком по спирали – домику улиточки;
  • перекатывать друг другу или передавать шарик от пинг-понга;
  • нажимать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок);
  • проговаривать, пока не стечёт песок в часах;
  • выпавшая цифра на кубике укажет, сколько раз повторить чистоговорку.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Ясли-сад №14 «Журавушка» с. Журавки»

Логопедические игры

с

чистоговорками

Подготовила: учитель-логопед

                        Червоненко О. А.

                                 2020г.

Практические игры и упражнения

с чистоговорками

Развитие правильного звукопроизношения

Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах.

Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предложить произнести чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

  Задания:

- скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);

- скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка);

- скажи тихо-громко;

- скажи медленно-быстро;

-скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);

Используйте схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие фонематического слуха

Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задания:

- добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;

- прошагай по слогам: ла-ла-ла – но-ва-я ю-ла;

- закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);

- подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая);

- повтори, не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;

- поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»)

Развитие словаря, грамматики и связной речи

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания:

- ответь чистоговоркой на вопрос: ца-ца-ца – где овца? (ца-ца-ца – на лугу овца, использовать схемы);

- назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);

- ответь чистоговоркой на вопрос какой или какая? что делает? (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла);

- посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);

- скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);

- придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Логопедические игры с чистоговорками"

В данной консультации рассказывается о том как с помощью  чистоговорок  родители смогут автоматизировать звуки....

«Логопедические игры с чистоговорками»

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок....

Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)

Физминутки ПОСУДАВот большой стеклянный чайник.Очень важный, как начальник.Вот фарфоровые чашки,Очень крупные, бедняжки.Вот фарфоровые блюдца,Только стукни — разобьются.Вот серебряные ложки,Голов...

Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда»....

родительское собрание в средней группе "Логопидические игры с чистоговорками"

развитие фонетического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме....

родительское собрание в средней группе "Логопидические игры с чистоговорками"

развитие фонетического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме....