Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Хлебникова Маргарита Ивановна

Взаимосвязь учителя - логопеда  и  воспитателей  в  старшей  группе  для  детей  с ТНР.

Материал  разработан  на  5 дней  недели.  В  него включены  задания  на  развитие  лексико - грамматических  категорий,  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики,  на  зрительно - моторную  координацию  и  логическое  мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский  сад № 15»

Взаимосвязь  учителя – логопеда и воспитателей.

старшая  группа  компенсирующей  направленности для  детей  с  ТНР

автор – составитель: Хлебникова Маргарита Ивановна

учитель – логопед первой  квалификационной  категории

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

 

П/Г «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,   - сжимают и разжимают кулаки

Лежало большое бревно на песке,         - соединяют сжатые  кулаки

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»  - показывают рыбку правой рукой

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».     – показывают рыбку левой рукой

А третья сказала: «Мне хочется спать!»   - показывают рыбку соединив  2 ладони

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.      – показывают рыбку  правой  рукой

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!        - показывают рыбку  левой  рукой

Плывите скорее, чтоб не проглотил».       – показывают открытый рот – ладошками.

И/У « Морские  рыбки»

рыбки резвятся          - бегают  врассыпную
в воде кружатся         - кружатся
Весело ныряют,         - приседают и встают
Пузыри пускают,      - вращают руками,  согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом

                                             

Игра  с  массажным мячом  «Футбол  ежом»

Играть в футбол морским ежом  - перекидывают мяч из одной руки в другую

Решили окунишки,                       - катают мяч вперед - назад

И скоро стали решетом                - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Их новые штанишки.                   - сжимают и разжимают  мяч  в левой ладошке

За эти милые дела                         - трут мячом по правой  ладошке

Их дома трепка бы ждала.           - трут мячом по левой  ладошке

Но рыба добрая – игла                 - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Зашить штанишки помогла.        - сжимают и разжимают  мяч  в  левой ладошке

Развитие  межполушарного  взаимодействия

«Рыбки - камни – водоросли».

«рыбки» — ладошки  на  ребре
https://images.freeimages.com/images/large-previews/17a/hand-in-action-aiming-5-1431434.jpg

«камни» — ладошки в кулачках

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-B6sg88g36kYhYnGthrp14rJKU7ahgRo96_w=s800-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo
«водоросли» — ладошки  вверх – пальцы  растопырены

https://i.pinimg.com/736x/a7/d6/39/a7d639ea35c553270dd85cee356ed349.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

понедельник                  

словарь существительных:, щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.

Игры и упражнения:

«Назови  ласково»  с  мячом

- ерш – ершик

- сом -…..                        - щука -….                            - медуза -…        - плавник -…….

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….       – хвост -…..

- звезда -….                     - дельфин -…                       - мурена -….       – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – краб -….  и  т.д.

«Возьми  картинку»  картинки  расположены  на  магнитной  доске.  

Задания детям

- возьми картинку в  нижнем левом углу,  кого  ты  взял

-//-//-//- между …. и…..

-//-//-//-  под….
-//-//-//-  над…

-//-//-//-  слева  от…

-//-//-//-  справа  от…   и  т.д.

«У  меня  нет..»  с картинками

Ребята  по  очереди  выгладывают картинки  и  говорят: у меня нет…., но  есть…

«1-3»

- 1 ерш – 3 ерша

- 1 сом - 3…..                        - 1щука - 3….                   - 1 медуза - 3…        

-1 пескарь - 3..                     – 1 карась - 3…                 - 1 плотва - 3….       –1  хвост - 3…..

- 1звезда - 3….                     - 1дельфин- 3…                - 1 мурена - 3….     – 1чешуйка - 3…..

- 1 черепаха - 3….                – 1осьминог- 3….            – 1 краб -  3 ….  и  т.д.

3. Развитие  мелкой  моторики.

«Нарисуй волны и раскрась»

https://i.pinimg.com/736x/3e/ff/e9/3effe9b1b90481ece94eb831d9a8d627.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

вторник

словарь  прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая,   пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.

Игры и упражнения:

«Какой,  какая,  какие?»

- обитатель моря – морской,  а  обитатели  морей  какие ? – морские

- рыба  речная,  а  рыбы -….

- акула  большая,  а  акулы -…

- плавник спинной,  а  плавники -…

- пескарь  трусливый,  а  пескари-..

- щука  голодная,  а  щуки-…

- щупальце  длинное,  а  щупальца-…  и  т.д.

 «Скажи  наоборот»

- акула  большая,  а  карась - ….

- карп  сытый,  а  щука  -…

- краб  пугливый,  а  дельфин-…

- хвост  длинный,  а  плавник -….

- акула  морская,  а  щука -…

- дельфин  красивый,  а  акула-…   и  т.д.

«Он – они»  с  мячом

- морской лев -  …    морские львы

- добрый кашалот - …

- черный краб - …  

- серый дельфин - …

- морской конёк -…

- морской ёж - …

- ядовитая медуза - …

- морская змея - …   и  т.д.

2. Развитие  зрительно – моторной  координации

Лабиринт

  https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F-%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0-25154516.jpg https://i.pinimg.com/736x/3f/3b/d2/3f3bd24c52cb0e9f093ee4d36f4bef43.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

среда

словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться,  ловить, плескаться, охотиться.

Игры и упражнения:

«Он делает – они делают»

- рыба  плавает,  а  рыбы  что  делают? – плавают

- акула  нападает,  а  акулы ….

- дельфин  ныряет,  а  дельфины ….

- рак  пятится  назад,  а  раки…

- карась  прячется,  а  караси….

- щука  охотится,  а  щуки….

- осьминог  всплывает,  а  осьминоги….

- лещ  плещется,  а  лещи….  и  т.д.

«Что  умеют  делать …»

- рыба  может  плавать, нырять, прятаться,  всплывать  и  т.д.

- акула…..

- осьминоги  …  

- рыбак-…..и  т.д.

2. Развитие  логического  мышления.

«Что  лишнее?»      

- ерш – сом – акула 

- дельфин – кит – щука 

- акула – скат – дельфинчик 

https://i.pinimg.com/236x/3e/19/32/3e1932a535543cd8ac508de3eeae8884.jpg    https://i.pinimg.com/originals/8e/d1/48/8ed148b0022d4e2e75977d2c34e739f7.jpg     https://mama-print.ru/files/article_1/Artboard%2016.jpg

3. Развитие  мелкой  моторики

«Штриховка»

https://novamett.ru/images/bumaga/shablon/shaf01/plate01_thumb.jpg     https://i.pinimg.com/736x/c2/1d/32/c21d32d46a404abe0bfba874ed870f1c.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

четверг

Игры и упражнения:

«Сколько  рыб  мы  увидали..»

Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много  окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а … 

не  одного  дельфина,  а ….

не одного  кальмара,  а…..

не  одну  акулу,  а….

не одну  медузу,  а…  и  т.д

« Жадина»  с  мячом

- ерш – мой

- сом -…..                        - щуки -….                            - медуза -…        

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….      

- дельфины-…                - мурена -….                         – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – крабы -….

- плавник -…….              – хвост -…..                         - звезды -….                     и  т.д.

«У  рыбы – у рыбки»

- у рыбы хвост,  а  у  рыбки хвостик

- у рыбы зубы,  а у рыбки..

- у рыбы плавники,  а  у  рыбки…

- у рыбы глаза,  а  у рыбки..

- у рыбы  рот,  а  у  рыбки…

- у рыбы  брюхо,  а  у  рыбки…

- у рыбы  спина,  а  у  рыбки…

«Поймай  словечко» хлопать на слова,   относящиеся  к  обитателям  в воды.

- рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д

3. Развитие  зрительного  восприятия

«Найди  тень»

https://pandia.ru/text/80/287/images/image006_20.gif    http://062013.imgbb.ru/community/32/321019/3c784523134d36a57e172413f52ca7c4.jpg     https://i.pinimg.com/736x/24/91/07/2491071e4b18440ca5d10a5743b66107.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

пятница

1. Игры и упражнения:

«Доскажи  словечко»

- карась уплывает,  а  щука догоняет

- краб  прячется,  а  осьминог…

- камбала  лежит,  а  медуза …

- кит  погружается,  а  дельфин…

- щука  плывет  вправо,  а  карась….

«Измени  словечко»

- плывущий  дельфин,  что  делает? – плывет

- уплывающий  карась- …..

- погружающийся  кит -…

- всплывающая  акула -….

- лежащая  камбала -….

- охотившаяся  акула -…  и  т.д.

«Зачем?»  составление предложений  с  союзом – чтобы-

- зачем  акуле  острые  зубы?  – чтобы было легче  охотиться.

- зачем крабу  клешни -….

- зачем осьминогу  щупальца -…

- зачем медузе  щупальца -…

- зачем  морскому  ежу  колючки -…  и  т.д.

2. Развитие  произносительных  навыков.

Чистоговорки.

АН – АН – АН - глубокий океан

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги

АК – АК – АК - проползает рак

ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула

УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня

3. Развитие  связной  речи.

Рассказывание  и ответы  на  вопросы.

https://97.caduk.ru/images/ryibyi2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...

КОНСПЕКТ совместной подгрупповой деятельности учителя – логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов».

Крнспект занятия совместной подгрупповой деятельности учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Подводный мир морей и ок...

календарное планирование по теме "Рыбы морей, океанов, озер, аквариумов".

Календарное планирование по теме "Рыбы морей, океаноов, озер, аквариумов"...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"...