Логопедические игры для развития фонематических процессов
консультация по логопедии (старшая группа)

Иванова Марина Николаевна

Логопедические игры для развития фонематических процессов у детей дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_fonematicheskiy_sluh.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры для развития фонематических процессов

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Показать деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по помещению и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.

3. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а ребенок выполняет движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра
(громко стучит четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанит  кулаками по столу).
Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издает звук ш).
Все быстро убегают домой
(хлопок в ладоши, руки прячет за спину).
Утром ярко светит солнце (описывает обеими руками большой круг).

4. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук. Например:

Ж – Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

5. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух.

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со ш
торами.
К
от плывёт по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.
Божья коро
бка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

6. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом произносительных возможностей).

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим

7. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок  должен  назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

8. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание ребенка на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

9. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Найди вокруг предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубик …)

10. Исправь ошибки Незнайки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова, коза, собака)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

11. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Взрослый читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

  • Мотылёк (паучок, мухи, шмели, жуки и т.д.)  сколько слогов, какой первый?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга

Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

Авторская дидактическая игра, для развития фонематических процессов.

С помощью  индивидуальных  карточек ребенок учится определять место звука в слове, давать характеристику звука, определять количество слогов в слове....

Авторская дидактическая игра для развития фонематических процессов. (Гласные звуки)

Индивидуальные карточки для развития фонематических процессов  у детей старшего дошкольного возраста. В одной карточке две игры: "Где спрятался  звук?" и " Сколько в слове слогов? "...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Фонематическое восприятие - это способность воспри­нимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием чаще других достаточно рано овладевают чистым звукопрои...