Междисциплинарный подход к коррекции ОНР в практике учителя-логопеда
презентация по логопедии

Воронцова Любовь Геннадьевна
Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия среди членов команды, в нахождении общего профессионального языка и развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdistsiplinarnyy_podhod-vorontsova.pptx72.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Междисциплинарный подход к коррекции ОНР в практике учителя-логопеда. Подготовила: Воронцова Л.Г.

Слайд 2

Междисциплинарный подход – совместная работа команды специалистов в области психологии, педагогики и медицины. Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия среди членов команды, в нахождении общего профессионального языка и развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно».

Слайд 3

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится специалистами ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. Решая общие задачи, специалисты не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов обследования.

Слайд 4

Применение междисциплинарного подхода происходит: на этапе оценки ребенка и его семьи (как ресурса его развития). Совместные обсуждения позволяют избежать дублирования сбора анамнеза разными специалистами (они задают лишь специфические уточняющие вопросы), и помогает составить системное представление о ребенке. на этапе составления программы. Знания специалистов разных областей дают больше рабочих гипотез и помогают выделить приоритетное направление в коррекции и развитии ребенка, с учетом его ресурсов, потребностей и интересов. совместная оценка эффективности проведения программы. Успешное функционирование команды возможно в условиях единого «образовательного» и терминологического поля. Отработка командного взаимодействия - непростой процесс, требующий, в том числе и «личностной притирки» специалистов команды

Слайд 5

Состав команды: Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель

Слайд 6

Учитель-логопед Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

Слайд 7

Педагог-психолог Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Слайд 8

Воспитатель Контроль за речью детьми на занятиях и во время режимных моментов Развитие мелкой моторики Индивидуальные занятия с детьми во второй половине

Слайд 9

Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом З аключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей.

Слайд 10

В иды упражнений: - закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); - повторение стихотворений , рассказов; - упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; - активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

Слайд 11

Инструктор по физической культуре Развитие общей моторики и координации движения. Развитие дыхания

Слайд 12

Музыкальный руководитель Работа над темпо-ритмической стороной речи Логоритмика. Постановка дыхания. Постановка голоса. Развитие пластики движений.

Слайд 13

«Дневник индивидуального сопровождения ребёнка» В дневнике отражено расписание занятий специалистов, результаты диагностики (каждого специалиста включённого в команду), и непосредственно сам дневник, в котором отражены дата занятия, тема занятия и результаты. Удобство дневника в том, что всегда можно посмотреть, чем на данном этапе занимается с ребёнком каждый член команды и возможно подкорректировать свою работу. В дневнике также обозначен ответственный специалист, отвечающий за координацию работы специалистов.

Слайд 14

Таким образом , взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, педагога- психолога,разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Слайд 15

Список литературы: 1.Белоусова М.В., Иванова Е.Е. учебно-методическое пособие «Речевые нарушения в раннем дошкольном возрасте: междисциплинарный подход» Казань 2012г.,40 стр . 6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М., 2000. - 76 с . Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) /B. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М., 1998 . Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Использование техники ниткография в практике учителя-логопеда.

Кружковая деятельность  по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи....

Технологии проблемного обучения в практике учителя логопеда ДОУ

Памятка для учителей-логопедов детских садов с практическими примерами проблемных вопросов и проблемных ситуаций....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...