Подводный мир
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Зинченко Светлана Ивановна

Изучаем с детьми тему "Подводный мир". Совершенствуем навыки словообразования и словооизменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnyy_mir_-_izuchenie_temy_v_period_karantina.docx383.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подводный мир

Жизнь на планете Земля зародилась в океане. Именно из воды на сушу вышли первые животные. Обитатели морей и океанов отличаются огромным видовым разнообразием. Все морские представители органического мира проживают в толщах воды и на океанском дне.  Ученые насчитывают более 150 тыс. жителей океанов и морей, включающих растительные и животные организмы, которые населяют морские и океанские просторы планеты.

  • Забавные факты о морских животных.
  • Морские черепахи появились на Земле более 220 миллионов лет назад и пережили

экстремальные погодные изменения, которые уничтожили даже динозавров. Самки морских черепах могут вернуться на тот же пляж, на котором они родились, даже через 30 лет.

  • Одни из немногих животных с голубой кровью, осьминоги, считаются самыми

умными из всех беспозвоночных. Научные исследования всё чаще подтверждают, что они разумные существа.

  • Морские коньки уникальны тем, что самец носит младенцев, а не самка. Самка

откладывает яйца в мешочек у самца.

  • Голубые киты являются крупнейшими животными и произошли от гиппопотама.

Это вымирающий вид, на планете осталось всего 4500 особей. Они плавают со скоростью до пяти миль в час, но, чувствуя опасность, могут ускоряться до 30 миль в час. Они могут спать во время плавания, отключая половину своего мозга. 

  • Дельфины, одни из самых красивых, умных и дружелюбных водных животных,

рождаются хвостом вперёд (а не головой; так же рождаются и киты). Рождаются дельфинята всегда с открытыми глазами, хвостом (свернутым в кулачок) вперёд, чтобы не захлебнулись, потому что роды продолжаются от 5 минут до 2 часов, а новорожденные дельфинята ещё не умеют надолго задерживать дыхание. Родится обычно один малыш-дельфинчик очень крупного или среднего размера. Дельфины воспитывают молодняк, заботятся о старых или раненых членах группы, а молодые особи живут со своими матерями до трёх лет.

  • Медузы являются одними из старейших водных организмов и появились ещё до

появления динозавров. Они существуют от 500 до 700 миллионов лет. Некоторые виды обладают светочувствительными органами и могут светиться в темноте. У медузы нет костей, мозга, сердца и головы.

  • Большая белая акула является одним из самых известных видов водных животных

и крупных хищников в океане. Акулы могут нападать на людей, но не едят их, потому что людям не хватает жира. Большие белые в Южной Африке славятся своими величественными прыжками из воды. Самцы акул взрослеют, когда им исполняется десять лет, а самки — когда им исполняется 15 лет. Самки рожают от двух до десяти акул после года беременности. Малыши акулята заботятся о себе с момента своего рождения.

  • Пиранья означает рыбий зуб, они обладают мощной челюстной костью и острыми-

острыми зубами. У них чрезвычайно чувствительные органы, которые помогают им обнаруживать кровь в океанах, как и акулам. Пираньи не только всеядны, но и каннибалы (могут поедать и друг друга), с ненасытным аппетитом.

Понедельник:

  • Расскажите ребёнку  о рыбах и морских обитателях:

- обратите внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

- ответите на вопросы: что у рыб вместо ног?  Почему они могут дышать в воде?

- рассмотрите с ребенком иллюстрации рыб;

  • Расскажи, как рыбы приспосабливаются к жизни в воде.
  • Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:

У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)

У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)

У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

  • Игра «Один – несколько – много» (закрепить образование мн.числа

существительных в И.п., Р.п.)

Например: акула – акулы – много акул

                    кит – киты – много китов и т.д. все возможные варианты

Вторник:

  • Игра «Чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (закрепить

образование притяжательных прилагательных)

Например: щучья голова, щучий хвост и т.д.

  • Игра «Сравни разных рыб» (образование сравнительной степени

прилагательных)

красивая – красивее

сильный – сильнее

узкий – уже

короткий – короче

быстрая – быстрее

широкий – шире

длинный – длиннее

темный – темнее

  • Составь с этими прилагательными предложения.

   Например: У акулы нос длинный, а рыбы меч еще длиннее и т.д.

Среда:

  • Подбери слова действия к слову:

РЫБКА – плавает, виляет (хвостиком), дышит, прячется, охотится и т.д.

  • Образование приставочных глаголов от глагола  ПЛЫТЬ.

Закончи предложение нужным словом.

Ваня купил в зоомагазине золотую рыбку.

Он выпустил её в аквариум и рыбка сразу поплыла.

До камушков она (что сделала?),

Мимо растений (что сделала?),

За ракушку рыбка (что сделала?),

Отдохнула и из-за ракушки (что сделала?) и дальше поплыла. Увидела других рыбок и вместе с ними стала (что делать?).

Четверг – Пятница:

  • Подбор родственных слов к слову РЫБА – рыболов, рыбалка, рыбный и.т.д.
  • Попросите ребёнка послушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать

текст.

Рыболов

Рома - рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Накопал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала Роме попался карп, потом - пара карасей, потом голавль. Удачная рыбалка!

Вопросы:

 - Кто рыболов?

 - Что он сделал утром?

 - Кого он накопал?

 - Куда он забрался?

 - Какая рыба ему попалась?

  • Разгадываем ребусы.

Читай от самой маленькой буквы к самой большой.        

БРКА

Читай от самой большой буквы к самой маленькой.

      КТСА

Расставь буквы в другом порядке и прочитай слово.

А Д Е З У М

 6    3   2    5   4    1

https://i.pinimg.com/736x/78/f1/c0/78f1c04469c3e5b4c7b3c19f768dadf1.jpg

Открываем творческую мастерскую.

  • Эксперимент. Делаем океан в бутылке.

Берём пластиковую бутылку ( поверхность ёмкости должна быть гладкой ), С помощью воронки заполняем треть бутылки водой. Затем капаем пищевой краситель синего цвета. Оставшееся место заполняем маслом (выберите наиболее прозрачное, но, в принципе, подсолнечное тоже подойдет!). Положите в бутылку несколько мелких ракушек и бусинок, можно насыпать блёсток. Закрываем, приклеиваем крышку... Готово! Возьмите бутылку горизонтально и аккуратно покачайте вперед-назад, чтобы получились волны. 

  • Аквариум в коробке с двигающимися обитателями. 

 Для этого коробку изнутри нужно оклеить голубой бумагой или покрасить синей гуашью. Дно покрасить желтой краской, наклеить желтую бумагу или приклеить на клей песок. На крыше коробки канцелярским ножом вырезать прорези. 

Из бумаги вырезать морских обитателей, раскрасить их. Приклеить к ним ниточки или леску. Свободный край ниточки протащить через прорезь в крышке коробки и завязать на пуговицу (как бы пришить пуговицу к крыше). Двигая пуговицы на крыше коробки можно перемещать обитателей аквариума.

Из картона вырезать водоросли и приклеить на клей. 

На дно коробки можно приклеить камешки, ракушки, игрушечный сундучок с сокровищами, затонувшую лодку, амфору…

Морских коньков очень удобно вырезать из одноразовой тарелки с рифлеными краями

http://4.bp.blogspot.com/-4FKVXy1PwU0/UdyG53IYkLI/AAAAAAAAPtM/nd9ETFVtgf8/s640/IMG_3984.JPG

        

http://3.bp.blogspot.com/-9I6s5cALIpE/UeG8rMDWxLI/AAAAAAAAP60/Zk5Sy6X3k_c/s400/003.JPG

  • Необычный способ  изображения  медуз.

Внизу листа капаем краску (жидкую акварель, разбавленную водой гуашь) и выдуваем трубочкой щупальца. Переворачиваем лист верх ногами и рисунок готов!

http://3.bp.blogspot.com/-95eUswO-PvE/UdyIRTUTGVI/AAAAAAAAPto/z-3jVZIMPqE/s640/IMG_3991.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-qNgOv7yYMQk/UdyG6W1rx-I/AAAAAAAAPsw/uwW5ttujjwM/s640/IMG_3985.JPG

Пальчиковое упражнение по теме «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!                       Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?                            приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.                          Разгибают пальцы из кулачка,

Плывет морской конек сюда.                                                           начиная с мизинца.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Занятие «Подводный мир»

Занятие для детей средней группы коррекции зрения  по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"

Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...

в глубинах моря на подводной лодке

конспект занятия с презентацией для предшкольной группы...

в глубинах моря на подводной лодке

конспект занятия с презентацией для предшкольной группы...

Сказочный мир подводного царства в твоем доме.

Занятие в средней группе по экологическому воспитанию....

Календарно-тематическое планирование "в подводном царстве, в подводном государстве"

Календарно-тематическое планирование  "в подводном царстве, в подводном государстве"...