Задания для родителей по автоматизации свистящих звуков
методическая разработка по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Карточки с заданиями по автоматизации поставленных звуков в слогах, словах и фразовой речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1 Звук (С)

  Повторение слогов за взрослым: -Са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, су-су-су, сэ-сэ-сэ.(3 раза)

  Повторение слогов и слов: Например Са-са-са – сад; Са-са-са – салат и т.д

  Са-са-са – сад, салат, коса, сани, сова. Со-со-со – сон, сок, сом, соль.

Су-су-су – супы, сук, сундук, сумка. Сы-сы-сы – осы, усы, сын, часы.

Назови ласково: салат – салатик

Слова: Сумка, сыр, сани, собака, сундук, солнце, совок, носок, сад, самокат, сабля, суп.

Определить последний звук в словах: сумочка, сырок, саночки, солнышко.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2 Звук (С)

Повторение слогов за взрослым (с изменением ритмического рисунка)

Са---са-са, со---со-со, су---су-су, сы---сы-сы, сэ---сэ-сэ (3 раза)

   «Один-много»  Взрослый задает вопрос: Один «Сырок», а много?   (сырки)

Слова: Сугроб, сундук, салют, сад, сова, самокат, суп, салфетка, самолет, косынка, насос, сайка.

   Запомни и повтори цепочку слов: 

   Сад-сани-самокат-сапоги;  Сук-сумка-сундук; Солнце-собака-совок;   Суп-сабля-усы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  № 3 Звук (С)

«Повтори правильно» (проговаривание трех разных слогов)

  Су-со-са;  Со-су-сы; Су-сы-са; Сы-са-со.

Су-со-са;  Со-су-сы;  Су-сы-са;  Сы-са-со.

«Повтори»  Взрослый произносит слова, а ребенок повторяет только те слова, в которых слышится  звук (С). Слова: вишня, сыр, шоколад, сучок, лягушка, колбаса, мышка, сугроб, собака, цапля, савок, сани, книга, кукла, судья, садовник, пакет, коробка, суфле, сотка.

  «Посчитай до 5».  Например: Один сом, два сома, три..., четыре…, пять сомов.

  Слова: Оса, коса, сок, косынка, суп.

 «Закончи чистоговорку»

Са-са-са – у норы сидит ли…  (са).

Со-со-со – покатилось коле…  (со). Су-су-су – серый волк живет в ле… (су).

Сы-сы-сы – прилетели две о…(сы). Сэ-сэ-сэ – шел автобус по шо… (ссе).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Звук (С)

«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са; Су-сы-са-со; Сы-са-со-су.

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са;  Су-сы-са-со;  Сы-са-со-су.

 «Повтори слово, хлопнув в ладоши»

Взрослый дает инструкции: Повтори слово сабля, хлопнув в ладоши. Повтори слово лиса, хлопнув в ладоши. Повтори слово сом  1 раз, хлопнув в ладоши и т.д.

Слова: Сабля, лиса, сом, сыр, сумочка, носок, весы, часы, сапоги.

Определить первый звук в словах: сумка, носок, весы.

«Раздели слова на слоги»  (хлопками). Слова:  Суп, самовар, сочок, сахар, сок, бусы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 5 Звук (С)

«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са; Су-сы-са-со; Сы-са-со-су.

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са;  Су-сы-са-со;  Сы-са-со-су.

Повтори чистоговорки:

Са-са-са-  в лесу сидит лиса. Са-са-са – коси коса. Са-са-са – белеют паруса.

Со-со-со – Соня пьет сок. Со-со-со – в ведре совок и песок. Су-су-су – мою я посуду.

Су-су-су – сумку я в руке несу. Су-су-су – сидит сова на суку. Су-су-су – я плету косу.

Сы-сы-сы – кот объелся колбасы. Сы-сы-сы – на стене висят часы. Сы-сы-сы у Алисы бусы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 № 6 Звук (С)

«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са; Су-сы-са-со; Сы-са-со-су.

Су-со-са-сы;  Со-су-сы-са;  Су-сы-са-со;  Сы-са-со-су.

Повтори скороговорки (медленно):

- У Сани танки, у Сони санки. У Сони сани едут сами.

-У Сани посылка в ней бусы и косынка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 7 Звук (С)

1. Повторение слогов за взрослым  (проговаривание двух слогов)

          -Ас-ас, ос-ос, ус-ус, эс-эс, ыс-ыс, яс-яс, ёс-ёс, ес-ес, ис-ис, юс-юс.

           Ас-ос, ос-ас, ус-эс, эс-ус, ыс-яс, яс-ыс, ёс-ес, ес-ёс, ис-юс, юс-ис

«Повтори слоги и слова»  

Например: ас-ас-ас –ананас. Ас-ас-ас – квас. И т.д.

Ас-ас-ас- ананас, квас, палас, компас. Ос-ос-ос – покос, кокос, поднос, нос

Ус-ус-ус – вкус, мусс, глобус, автобус.

Вспомнить скороговорки:   

- У Сани танки, у Сони санки. У Сони сани едут сами.

-У Сани посылка в ней бусы и косынка. (на следующих занятиях вспоминать скороговорки)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  № 8 Звук (С)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов)

      -Ас-ас-ас; ос-ос-ос; ус-ус-ус; ыс-ыс-ыс, ис-ис-ис, яс-яс-яс, ес-ес-ес, юс-юс-юс  (3 раза)

«Скажи наоборот»

 Взрослый говорит: У меня мало медуз. А ребенок говорит: У меня много медуз.

!!!!! На конце слов произносится звук (С).

Слова:  мало коз; мало бус; мало крыс, мало поз, мало ос.

«Раздели слова на слоги» (ногами: ребенок делит слова топая ножкой)

Слова: ананас, нос, автобус, поднос, кактус, компас, ус.

№ 9 Звук (С)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов) 

             -Ас-ас-ос, ас-ас-ус, ас-ас-ыс; ас-ас-ис, ас-ас-яс, ас-ас-ес, ас-ас-юс.

- Ос-ос-ас, ос-ос-ус, ос-ос-ыс, ос-ос-ис, ос-ос-яс, ос-ос-ес, ос-ос-юс.

- Ус-ус-ас, ус-ус-ос, ус-ус-ыс, ус-ус-ис, ус-ус-яс, ус-ус-ес, ус-ус-юс.

- Эс-эс-ас, эс-эс-ос, эс-эс-ыс, эс-эс-ис, эс-эс-яс, эс-эс-ес, эс-эс-юс

.

Повторение слов за взрослым

Слова:  Компас, кокос, таз, кактус, автобус, водолаз, рис, арбуз, лист, глобус, ананас.

!!!!!!! в конце слов: таз, водолаз и арбуз произносится звук (С).

Определить первый звук в словах: автобус, кактус, таз.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 10 Звук (С)

Повторение слогов за взрослым (с изменением ритмического рисунка)

Ас-ас----ас-ас-ас; Ос-ос----ос-ос-ос; Ус-ус ---ус-ус-ус; Ыс-ыс--- ыс-ыс-ыс;

Ис-ис----ис-ис-ис; Яс-яс----яс-яс-яс; Ес-ес----ес-ес-ес; Юс-юс----юс-юс-юс.

 Ас-ас-ас----ас-ас; Ос-ос-ос----ос-ос; Ус-ус-ус----ус-ус; Эс-эс-эс----эс-эс.

Ис-ис-ис----ис-ис; Яс-яс-яс----яс-яс; Ес-ес-ес----ес-ес; Юс-юс-юс----юс-юс

Повторение цепочек слов за взрослым:

Компас-кокос-таз;  Кактус-автобус-водолаз; Рис-арбуз-лист; Глобус-ананас-поднос.

«Раздели слова на слоги»  Предложить ребенку разделить слова на слоги любым способом: хлопками, шагами, прыжками, загибая пальцы и т.д.)

Слова: Таз, кокос, лес, кисточка, глобус, кактус

___________________________________________________________________________________________

№ 11 Звук (С)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание четырех разных слогов)         

Ас-ос-ус-ыс; Ос-ус-ыс-ас; Ас-ус-ос-ыс;  Ас-ос-ус-ыс; Ос-ус-ыс-ас; Ас-ус-ос-ыс;  

Ис-яс-ес-юс; Яс-ес-юс-ис; Ес-юс-ис-яс; Юс-ис-яс-ес; Ис-ес-яс-юс; Яс-юс-ис-ес.

«Исправь ошибку» Я тебе скажу слова, а ты скажи правильно, чтобы получилось предложение:

Остановка,  автобус, на.   Показать, фокусник, фокус.  (Посчитай сколько слов в предложении?)

«Повтори чистоговорку»

Ас-ас-ас – трясет бабушка палас;           Ас-ас-ас –Саша залез в таз.       Ос-ос-ос – сейчас включим пылесос.    

Ос-ос-ос – мы не сем поднос.                  Ус-ус-ус – сидит кактус;           Ус-ус-ус – Соня и Саня ели арбуз.

Ис-ис-ис – в саду цветет ирис;                Ис-ис-ис – позвал Сёма «кис-кис-кис»

Выучить скороговорку: У Сани в сумке ананас.

!!!!!! На следующих занятиях повторять раннее выученные скороговорки ускоряя темп.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 12  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым .(проговаривание двух слогов)

- Ска-ска, ско-ско, ску-ску, скы-скы. Ста-ста, сто-сто, сту-сту, сты-сты.

  Сма-сма, смо-смо, сму-сму, смы-смы.  Сва-сва; сво-сво; сву-сву; свы-свы.    

  Сха-сха, схо-схо, сху-сху, схы-схы. Сна-сна, сно-сно, сну-сну, сны-сны.

Повторение слогов и слов: Например Ска-ска-ска – коляска; Ска-ска-ска – каска и т.д

  Ска-ска-ска – коляска, каска, киска.    Ску-ску-ску – скука.  Ста-ста-ста- стадо, стакан.      

 Сто-сто-сто – стол. Сту-сту-сту – стул, ступа.     Сты-сты-сты- листы, хвосты.     Сма-сма-сма - смола

Сва-сва-сва – свадьба               Сво-сво-сво – сводка.                        Сха-сха-сху – пасха.

 «Отгадай слово»  Взрослый произносит слова  по слогам

Слова: Со-ска, ма-ска, ми-ска, ки-ска, ка-ска.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 13  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым .(проговаривание двух слогов)

 Ска-скы, ску-ско, скэ-скы.       Сма-смы, смо-сму, смэ-смы        Сва-свы, сво-ску, свэ-свы.

Сха-схы, схо-сху, схэ-схы.       Сна- сны, сно-сну, снэ-сны.         Ста-сты, сто-сту, скэ-скы.

«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоа (тихо, громко, шёпотом), ребенок повторяет.

Слова:  Слон, спутник, стая, стадо, стул, ступенька, носки, пластилин, хвост, стрелка, спинка.

«Посчитай до 5».  Например:   Один слон, два слона, три..., четыре…, пять слонов.

  Слова: снеговик, кость, свисток) 

 Предложить разделить слова на слоги любым способом: хлопками, ножками, глазками и т.д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 14  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым  (с изменением ритмического рисунка)

Сна-сна----сна-сна-сна; сно-сно----сно-сно-сно; Сну-сну----сну-сну-сну;

сны-сны----сны-сны-сны; Снэ-снэ---снэ-снэ-снэ.  То же самое с другими слогами:

   Ска-ска----ска-ска-ска.  Ско, ску; скы; скэ.           Сва-сва----сва-сва-сва. Сво; сву; свы; свэ.

   Ста-ста----ста-ста-ста.   Сто, сту; сты; стэ.        Сма-сма---сма-сма-сма. Смо; сму; смы, смэ.

 Сха-сха----сха-сха-сха.  Схо, сху; схы; схэ.        Спа-спа----спа-спа-спа. Спо; спу; спы, спэ.

  «Один –много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много: Гость – гости

   Слова: Стена, свинья, спина, песня, сковорода, спица, коляска, кекс, спичка, коляска, стул. стакан, маска.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 15  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым ( четыре разных слога)

Ска-ско-ску-скы. Ста-сто-сту-сты. Сма-смо-сму-смы. Сва-сво-сву-свы.

Сха-схо-сху-схы. Спа-спо-спу-спы. Ста-сто-сту-сты.

«Повтори слова»  Взрослый предлагает повторять слова, только со звуком (С).

Каска, свечка, печка, страус, книга, стрелы, книга, лист, стул, свекла, крем, скамейка, снег,

телефон, след, снежинка.

«Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково: Стул – стульчик.

Слова: лист, слон, стол, стрекоза, осел, крест, кекс, кость, хвост, спина.

«Назови профессии».

Человек, который играет на пианино? (пианист). Играет на аккордеоне? Чистит трубы?

Играет в футбол? Играет в хоккей? Ездит на мотоцикле? На танке? На тракторе?

    № 16  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым ( четыре разных слога)

Ска-ско-ску-скы. Ста-сто-сту-сты. Сма-смо-сму-смы. Сва-сво-сву-свы.

Сха-схо-сху-схы. Спа-спо-спу-спы. Ста-сто-сту-сты.

 «Составь предложение» Предложить ребенку составить предложение со словами.

   Стол, стакан, стоять;        Лес, ласточки, стрекозы, летать.

 «Ответь на вопросы» Прочитать предложение и задавать вопросы, ребенок отвечает одним  словом: На столе скатерть. Что на столе?  Где скатерть? Скворцы поселились в скворечнике.

Кто поселился в скворечнике? Слава играет на скрипке.  Кто играет на скрипке? На чем играет Слава? Старик со старухой сидят на скамейке. Кто сидит на скамейке? На сосне снегири.  Кто на сосне?Где сидят снегири? У Светы скакалка.  Что у Светы? У кого скакалка? У свиньи хвостик. У кого хвостик? Что у свиньи? Пастух пасет стадо. Кто пасет стадо? Что пасет пастух?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 17  Звук (С)

Повторение слогов за взрослым ( четыре разных слога)

Ска-ско-ску-скы. Ста-сто-сту-сты. Сма-смо-сму-смы. Сва-сво-сву-свы.

Сха-схо-сху-схы. Спа-спо-спу-спы. Ста-сто-сту-сты.

«Исправь предложение» 

Стену поставили к стулу. На следах остался снег. .На посуду поставили стол.

«Повтори чистоговорки»

Ста-ста-ста –на столе стоит стакан.   Сто-сто-сто – чистый стол.   Сту-сту-сту – села я  на стул.

 Ску-ску-ску-Степа строгает доску.   Сты-сты-в саду свежие кусты.   Сты-сты-в саду свежие кусты.

«Скороговорки».

- На сосне сова. Под сосной лиса. На сосне сова  осталась. Под сосной лисы не стало.

-У киски в миске сметана и  сосиска.

Повторять скороговорки.  Звук (С)

- У Сани танки, у Сони санки. У Сони сани едут сами.

-У Сани посылка в ней бусы и косынка.

- У Сани в сумке ананас.

- На сосне сова. Под сосной лиса. На сосне сова  осталась. Под сосной лисы не стало.

-У киски в миске сметана и  сосиска.

№ 1  Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание двух  слогов)        

-Ся-ся; сё-сё; се-се; си-си; сю-сю    Те же слоги, только первый слог громко, второй тихо.

-Ся-си; си-ся; сё-сю; сю-сё; се-си; - Ся-ся-ся, сё-сё-сё,  си-си-си, сю-сю-сю,  се-се-се.

Повторение слогов и слов: Например Си-си-си – синяк;

Си-си-си –  такси     Се-се-се – сено      Се-се-се - семь      Ся- ся-ся – сядь

«Эхо» Предложить поиграть в «Эхо» Взрослый произносит слово, а ребенок повторяет

 слово,  как «Эхо». Взрослый меняет темп (быстро – медленно), и силу голоса (тихо – громко)

Слова: сито, сила, синица, осень, сейф, лесенка, селедка, носилки. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2  Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов на одном выдохе)        

- Ся-ся-ся, сё-сё-сё,  си-си-си, сю-сю-сю,  се-се-се.

(с изменением ритмического рисунка)

  Ся----ся-ся, Сё----сё-сё,  Си----си-си, Сю----сю-сю,  Се----се-се.

  Ся-ся---- ся-ся-ся; Сё-сё ----сё-сё-сё; Сю-сю---- сю-сю-сю; Си-си ----си-си-си;

Ся-ся -ся----ся-ся; Сё-сё-сё-----сё-сё; Сю-сю-сю----сю-сю; Си-си-си----си-си;

«Посчитай до пяти» Например: Одна гусеница, две гусеницы, три…., четыре…., пять….

Гусеница, бусинка, месяц ( определить количество слогов в словах).

«Ответь на вопрос».  Прочитать предложение и задать вопрос. Ребенок отвечает словом.

 Мы съели красивые персики.  Что мы съели?  На осинке краснеют листики.  На чем  краснеют листики?  У Симы  серебряные серьги. Что у Симы? Сеня несет носилки.   Что несет Сеня?    Вкусная селедка. Что вкусное?

№ 3  Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым

-Ся-ся-си, ся-ся-сё, ся-ся-сю, ся-ся-се;   - Сю-сю-ся, сю-сю-си, сю-сю-сё; сю-сю-се;

 - Се-се-ся, се-се-си; се-се-сё, се-се-сю;     -Си-си-ся, си-си-се, си-си-сё, си-си-сю;  

Повторять  слова парами за взрослым

Лесенка – песенка            сено – сени                     носилки – косилки            бусинка -пусенька

Лисица – косица                носики – песики           усики – бусики                   лисята - лосята  

«У кого кто? Взрослый спрашивает ребенок отвечает.

У лисы кто детеныш? (лисенок) А много детенышей? (лисята) У лося? У рыси? У свиньи? У гуся?

«Где находится звук?» (определить позицию звука в словах)

Слова: Сирень, гусеница, гусь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 4  Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым

Сю-ся-си; Сю-си-ся;  Сю-си-ся; Си-ся-сю. Сю-Ся-Си; Сю-Си-Ся;  Сю-Си-Ся; Си-Ся-Сю.

Закончи чистоговорку слогом

Ся-ся-ся – Вася ловит кара ….(ся). Сё-сё-мё – молоко пролили … (всё)

Сю-сю-сю – дети съели кашу …..(всю). Си-си-си – кошка едет на так… (си).

Се-се-се – скачет белка в коле…. (се).

«Назови ласково»  Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его ласково.

Например: Осина – осинка. 

Слова: Насос, лестница. Нос, бусы, пёс, усы. (определить первый звук в словах: насос, собака, усы)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 5  Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым

Сю-ся-си; Сю-си-ся;  Сю-си-ся; Си-ся-сю. Сю-Ся-Си; Сю-Си-Ся;  Сю-Си-Ся; Си-Ся-Сю.

«Исправь предложение» (определить количество слов в предложении)

На снегире сидит снег.    Свинья пасет пастуха.  Синяя полянка на васильке.

«Скороговорки» Повторить скороговорки медленно.

    - На скамейке семь котят, все котята есть хотят.

       В миску мы кисель нальем, вот вам миска с киселем.

    - В автобусе бабуся рассыпала Люсины бусы.

№ 6 Звук (Сь)

Вспомнить скороговорки (медленно)

    - На скамейке семь котят, все котята есть хотят.

       В миску мы кисель нальем, вот вам миска с киселем.

  - В автобусе бабуся просыпала Люсины бусы.

!!!!!!В дальнейшем каждое занятие повторять скороговорки постепенно ускоряя темп.

Повторение слогов за взрослым

(двух слогов на одном выдохе) Ась-ась; ысь-ысь; ось-ось; усь-усь; ись-ись; юсь-юсь; ясь-ясь.

 (двух разных слогов)  Ась- ысь; ось-усь; ась-ось; ысь-усь; ысь-ось; ась-усь.

(проговаривание трех слогов на одном выдохе)

  Ась-ась-ась; ось-ось-ось; усь-усь-усь; ысь-ысь-ысь.  Ись-ись-ись, ясь-ясь-ясь, юсь-юсь-юсь

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 7 Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым

Ась-ась-ось, ась-аьс-усь, ась-ась-ысь; ась-ась-ись, ась-ась-ясь, ась-ась-юсь.

 Ось-ось-ась, ось-ось-усь, ось-ось-ысь, ось-ось-ись, ось-ось-ясь, ось-ось-юсь.

Усь-усь-ась, усь-усь-ось, усь-усь-ысь, усь-усь-ись, усь-усь-ясь, усь-усь-юсь

Эсь-ась-эсь, эсь-ось-эсь, эсь-ысь-эсь, эсь-ись-эсь, эсь-ясь-эсь, эсь-юсь-эсь

 Повторение  слогов  и слов за взрослым

Ас-ас-ас- карась.          Ос-ос-ос – лось             Ус-ус-ус – гусь

Ысь-ысть-ысь – рысь            Юсь-юсь-юсь – боюсь

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8 Звук (Сь)

Повторение слогов за взрослым. (проговаривание четырех разных слогов)

Ась-ось-усь-ысь; Ось-усь-ысь-ась; Ась-усь-ось-ысь;   Ись-ясь-есь-юсь; Ясь-есь-юсь-ись;

 Есь-юсь-ись-ясь;  Юсь-ись-ясь-есь; Ись-есь-ясь-юсь; Ясь-юсь-ись-есь.

«Повтори предложение».  В реке плавает карась.  Мы послали сестре письмо.

(определить количество слов в предложении)

«Повтори скороговорку»  (медленно)        -Ты не бойся это гусь,  я сама его боюсь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторять скороговорки со звуком (Сь), постепенно ускоряя темп.

     - На скамейке семь котят, все котята есть хотят.

       В миску мы кисель нальем, вот вам миска с киселем.

   - В автобусе бабуся рассыпала Люсины бусы.

   - Ты не бойся это гусь, я сама его боюсь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 1 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым. .(проговаривание двух слогов)

-Ац-ац, оц-оц, уц-уц, иц-иц, ец-ец,  яц-яц, ёц-ёц, юц-юц

-ац-ыц, оц-уц, яц-иц, ёц-юц, ац-яц, ыц-иц, ац-оц, ыц-уц, яц-ёц, юц-ец.

«Повтори слоги и слова»  Ац-ац  – бац.    Яц-яц – заяц.    Ец-ец – отец

«Эхо». Предложить поиграть в «Эхо»  (произносить слова в разном темпе; быстро, медленно) 

Слова: Пловец, кузнец, боец,  гонец, жилец, леденец, молодец, писец, конец.

«Раздели слова на слоги» (хлопками)

Слова: шприц, заяц, месяц, огурец, перец, продавец, пловец, дворец.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов)

- Ац-ац-ац; оц-оц-оц; уц-уц-уц; ыц-ыц-ыц, иц-иц-иц, яц-яц-яц, ец-ец-ец, юц-юц-юц

  Ац-ац-оц, ац-ац-уц, ац-ац-ыц; ац-ац-иц, ац-ац-яц, ац-ац-ец, ац-ац-юц.

«Повтори слова»

Повторить слова за взрослым, определить позицию звука (Ц) в словах: ( в начале, в середине, в конце).

Слова: перец, заяц, колодец, огурец, продавец.

«Много - один»   Я буду называть много предметов, а ты один: Например перцы - перец.

Слова;  Пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы,  певцы, леденцы, немцы, кузнецы, птенцы.

 (определить первый звук в словах: отец, палец, немец).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 3 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов)

- Оц-оц-ац, оц-оц-уц, оц-оц-ыц, оц-оц-иц, оц-оц-яц, оц-оц-ец, оц-оц-юц

- Уц-уц-ац, уц-уц-оц, уц-уц-ыц, уц-уц-иц, уц-уц-яц, уц-уц-ец, уц-уц-юц

- Эц-эц-ац, эц-эц-оц, эц-эц-ыц, эц-эц-иц, эц-эц-яц, эц-эц-ец, эц-эц-юц

«Повтори предложение»

Родной отец.  Какой отец?       Поет популярный певец. Кто поет?       Светит белый месяц. Что светит? Какой месяц?       Бежит заяц. Кто бежит?       В поселке много улиц. Чего много в поселке?        В огороде много теплиц. Чего много в огороде?     Глубокий колодец. Какой колодец?        У осьминога много щупальцев? Чего много у осьминога?

«Придумай предложение»   (Определить количество слов предложении).

Предложить составить предложение со словами: Дворец, принцесса.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ 4 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание двух слогов)

-Ца-ца; цо-цо; цэ-цэ; цы-цы; цу-цу;      ца-ца; цо-цо; цу-цу; цы-цы; цэ-цэ; ца-цэ

«Эхо»  (определить последний звук в словах: цех, цыган, улица)

 Улица, офицер, теплица, цех, цыган, цемент, оценка, кожица,  пятница, царапина, акация, милиция.

«Семья» Ответь на вопрос «кто она?» Он медведь – она (медведица). Он тигр – она….,

Он волк – она….., он лис – она ….., он лев – она….., он верблюд – она …….

«Один – много». Я назову один предмет, а ты много: улица – улицы.

Слова: заяц, птица, палец, пуговица, мотоцикл, овца, цыпленок, огурец, кольцо.

(определить первый звук в словах: зайцы, овцы, птицы)

№ 5 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание трёх  слогов)

- ца-ца-ца, цо-цо-цо,  цы-цы-цы, цу-цу-цу,  цэ-цэ-цэ.

-Ца-ца-цы, ца-ца-цо, ца-ца-цу, ца-ца-цэ;      -Цо-цо-ца, цо-цо-цы; цо-цо-цу, цо-цо-цэ;

-Цу-цу-ца, цу-цу-цы, цу-цу-цо; цу-цу-цэ;      -Цэ-цэ-ца, цэ-цэ-цы; цэ-цэ-цо, цэ-цэ-цу;

 

«Преобразуй слово» Как называется посуда для хлеба? Хлебница.

Посуда для сахара? И тд.

Сахарница, салатница, вафельница, соусница, супница, конфетница, мыльница.

«Повтори слова» Предложить повторить слова, только со звуком (Ц)

Цапля, капля, цыпленок, клей, карандаш, циркуль, цифры, вафли, царь.

«Раздели слова на слоги» (любым способом). Яйцо, рукавицы, мельница.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 6 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (с изменением ритмического рисунка)

ца-ца---- ца-ца-ца; цо-цо ----цо-цо-цо; цу-цу---- цу-цу-цу; цы-цы ----цы-цы-цы;

ца-ца -ца----ца-ца; цо-цо-цо-----цо -цо; цу-цу-цу----цу-цу; цы-цы-цы----цы-цы;

«Исправь предложение».   В зайце сидят кусты. Колодец выкопал глубокого соседа. Цветы едят, а огурцы  нюхают.    На собаке сидит цепь. У акации растет дом.

Повтори  скороговорку (медленно) 

-У цыпленка пуговица, У цыганок – луковица

!!!! Повторять скороговорку каждое следующее занятия, ускоряя темп.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 7 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (проговаривание двух слогов)

- Цка-цка, цко-цко, цку-цку, цкы-цкы.      Цма-цма, цмо-цмо, цму-цму, цмы-цмы.  

Цва-цва; цво-цво; цву-цву; цвы-цвы.         Цна-цна, цно-цно, цну-цну, цны-цны.    

 

«Отгадай слова» Взрослый произносит слова по звукам и по слогам, а ребенок повторяет полностью.  

Слова: ц-и-р-к, пте-нец, коль-цо, о-гу-рец, ц-е-пь, цап-ля, пу-го-ви-ца, цве-ток, спи-цы.

«Скажи ласково». Например: Платье – платьице.

Слова:  Дерево, блюдо, масло, болото, зеркало, сало, полено, мыло.

«Посчитай до пяти» ребенок считает слова, загибая пальчики. Например: один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят.

Слова: цепь, цветок, деревце.   (определить количество слогов в словах). 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8 Звук (Ц)

Повторение слогов за взрослым (с изменением ритмического рисунка)

Цка-цка----цка-цка-цка, цко-цко----цко-цко-цко, цку-цку----цку-цку-цку; (цкы)

Цма-цма---цма-цма-цма, цмо-цмо---цмо-цмо-цмо, цму-цму---цму-цму-цму (;цмы).

Цва-цва----цва-цва-цва, цво-сво----цво-цво-цво, цву-цву----цву-цву-цву;  (цвы).

  Цна-цна----цна-цна-цна, цно-цно----цно-цно-цно. цну-цну----цну-цну-цну; (цны)

«Придумай предложение» Со словом: Зеркальце. Со словом: цветы.

 Вспомнить скороговорку:    -У цыпленка пуговица, У цыганок – луковица

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 1 Звуки Ц-С

Закончи слово слогом СА или ЦА: ов(ца), ко(са), пыль(ца), яй(ца), о(са), певи(ца), грани(ца), колё(са). Слогом ЦЫ или СЫ: ве(сы), от(цы), бой(цы), воло(сы), зано(сы), больни(цы), рукави(цы), абрико(сы), пугови(цы).

Отбор слов на звуки «Ц», «С»: спица, лестница, сосна, сцена, цветы, птенец, колесница, певец, песцы, станция, овца, акация, маска, скамейка, гиацинт, рецепт.

«Повтори слова  парами»: цок – сок, цели – сели, бац – бас, цвет – свет, цапля – сабля, садить – цедить, кольцо – колесо, к лицу – лису, садиться – целиться, сорить – царить.

«Закончи слово»: насо.,  пехотине., бое.,  пылесо.,  но.,  зая., кузне.,  ледене.,  ква.,  анана., оте.,  коне., подно.,  птене.,  автобу..

Выделение звуков С, Ц в словах: сахар, цапля, соболь, цыплёнок, циферблат, яйцо, колесо, цветок, серьги, цепь, сметана, царь, снегурочка, палец, росток, огурец, колодец, огурец, посылка, сын, прицеп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Автоматизация свистящих звуков"

Игры и упражнения для старших дошкольников, для автоматизации свистящих звуков, использовать в работе педагогам, и родителям для закрепления материала....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Задания на автоматизацию свистящих звуков

Задания направлены на автоматизацию свстящих звуков. а также на закрепление умения определять место звука в слове, делить слова на слоги, навыка звукового анализа слов...

Задания для родителей по автоматизации сонорных звуков

Карточки с заданиями по автоматизации звуков в слогах, словах и фразовой речи....

Задания для родителей по автоматизации шипящих звуков

карточки с заданиями по автоматизации поставленных звуков в слогах, словах и фразовой речи....

КОМПЛЕКС ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

В данном документе содержатся задания для родителей по автоматизации свистящих звуков. Комплекс разработан на 6 дней....

Рекомендации для родителей по автоматизации свистящих звуков

В материале представлены методические рекомендации для родителей по автоматизации свистящих звуков у дошкольников....