Конспекты занятий по лексической теме "Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспекты занятий для подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апрель, 4-я неделя

Лексическая тема «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения. Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами и глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыков составления, чтения и анализа предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии; активности, инициативности, самостоятельности; любви к книге и чтению.

Оборудование. Мольберт, иллюстрации к произведениям А. Л. Барто, звуковая схема слова, мягкий кубик.

Предварительная работа. Беседа о творчестве Барто на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение и заучивание стихов А.Л.Барто. Повторение подвижного упражнения «Игра в стадо».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.)

Логопед. Сегодня мы начинаем разговор о стихах известного детского поэта Агнии Львовны Барто. Вам уже читали ее произведения, некоторые из них вы выучили. Рассмотрите иллюстрации, подумайте, к каким стихам Барто они сделаны, прочитайте отрывки из этих стихотворений.

Логопед. Из отрывков получился маленький календарь: зима, весна, лето, осень.

2. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, памяти. Пополнение экспрессивной речи глаголами.]

Логопед. Стихотворение Агнии Барто, которое я сейчас прочитаю, вам, конечно же, хорошо известно. Но вы послушайте его еше раз, чтобы ответить на мой вопрос.

У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила. Села, с мамой посидела. Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме: «Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу».

Перечислите все, что делала Таня.

Дети. Таня ела конфеты, пила чай, сидела с мамой, потом пошла к бабушке, а потом сказала, что устала.

Логопед. Правильно. Вы перечислили все действия, которые она выполняла.

3. Подвижное упражнение «Игра в стадо». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)  

Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение. Он нацеливает детей на правильное произношение звуков.

      4. Игра «Умный кубик». (Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.)|

Логопед достает мягкий кубик, на грани которого наклеены большие белые точки (на двух гранях по одной, на двух — по две. на двух — по три)

Логопед. А это новая игра. Вспоминать название любого предмета из книги Барто «Игрушки» с таким количеством слогов, которое совпадает с числом точек на верхней грани упавшего кубика.

 Бы-чок. Два слога.

 Слон. Один слог.

  Ко-роб-ка. Три слога.

  Са-мо-лет. Три слога.

5. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

 Составьте предложения из этих слов об игрушках из книги «Игрушки».

       Оторвали мишке лапу.

Сонный мишка лег в кровать.

Я люблю свою лошадку.

6. Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений.)

Логопед. Вспомните предложения, которые вы составили только что, и выложите их схемы.

Дети выполняют задание.

7. Окончание занятия.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступки героев. Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.

Оборудование. Мольберт, серия картинок В. Сутеева к сказке А. Барто «Медвежонок-невежа». мягкий кубик с наклеенными на его грани кружками, звуковая схема слова.

Предварительная работа. Чтение сказки А. Барто «Медвежонок-невежа». Разучивание упражнения «В лесу».

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание положительною эмоционального фона занятия. Развитие речевого слуха, мышления.)

Логопед организует приветствие с ними.

Логопед. Мы продолжаем разговор о стихах, которые написала Агния Львовна Барто. И в начале занятия отгадайте загадку.

Он живет в лесу густом, И в берлоге его дом. Любит ягоды и мед — Сладкоежкою слывет.

Кто это?

Дети. Это медведь.

Дети. Он живет в лесу, его жилище — берлога, он любит полакомиться медом диких пчел, малиной и черникой.

2. Рассматривание серии картинок В. Сутеева к сказке А. Барто «Медвежонок-невежа» и беседа по ней. (Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия. Формирование умения понимать главную идею произведения, поступки героев, высказывать суждения, оценку прочитанного произведения.)

Логопед. Рассмотрите картинки, которые нарисовал детский писатель и художник В. Сутеев. Как вы думаете, какое произведение Агнии Львовны Барто они иллюстрируют?

Дети. Это картинки к сказке «Медвежонок-невежа».

Логопед. А почему автор называет медвежонка невежей? Кто такой невежа?

Дети. Этот тот, кто не знает правил поведения, не хочет их выполнять, ведет себя невежливо.

Логопед. Расскажите, как вел себя медвежонок-невежа?

Он брал мед грязными лапами и чавкал, когда его ел.

Он перебивал родителей, когда те беседовали.

Логопед. Каким же был медвежонок?

Он был невоспитанным, невежливым, капризным.

Логопед. Почему медвежонок был таким?

Дети. Медведица сама сказала, что избаловала сынка.

Логопед. Можно ли баловать детей?

Дети. Если детей баловать, они вырастают невоспитанными и капризными.

3. Игра «Умный кубик». (Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.)

Логопед достает мягкий кубик, на грани которого наыеены кружки.

Логопед. Игра «Умный кубик» вам знакома. Вы будете подбирать слова с таким количеством слогов, как количество точек на верхней грани куба. Слова вы будете подбирать из сказки «Медвежонок-невежа». В этом вам помогут картинки.

 Мед-ве-жо-нок. Четыре слога.

  Мед-ведь. Два слога.

  Мед. Один слог.

  Де-ре-во. Три слога.

4. Упражнение «В лесу». [Развитие обшей моторики, творческих способностей. Координация речи с движением.]

Дети делают знакомое упражнение.

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым, Повалялась на песке. Отряхнула в шкуру.

Сына дальше повела, Поискала броду. Поискала и нашла, И полезла в воду. Смотрит маленький медведь,

 Хмурится упрямо, А потом давай реветь: — Как же я-то, мама? А медведица идет. Прибавляет ходу, Сына ласково зовет

За собою в воду. Мишка в воду не полез. Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес Закатился ревом! Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке. Мокрой лапой сгоряча Шлепнула трусишку. Мишка в воду угодил, Забарахтался, поплыл!

Дети идут вперевалку по кругу друг за другом.

Ложатся на ковер, валяются. Встают, отряхиваются. Вновь идут по кругу.

Идут с высоким поднимание колена.

Встают лицам в круг, закрывают лицо руками, качают головой.

Вновь идут по кругу.

Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой. Опять изображают, как плачет мишка.

Показывают, как медведица шлепнула медвежонка.

Двигаются по кругу, изображая, что плывут.

Логопед. Видите, медведица из этого стихотворения совсем по-другому воспитывает своего медвежонка. Он вырастет выносливым и сильным.

5. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]  

Логопед. Прочитайте слова, составьте предложения из этих слов.

Дети выполняют задание и читают предложения.

Уляжется медведица под деревом.

 Сыночек дисциплины совсем на признает.

 Нашел он мед пчелиный.

 Пришел домой сынок.

      6. Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложения)

Логопед. Вспомните предложения, которые вы составили только что, и выложите их схемы.

Дети выполняют задание..

   7. Окончание занятия.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Совершенствование умения создавать выразительные игровые образы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенство-ванне грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков словообразования. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование. Корзинка, предметные картинки, плоскостное изображение поезда с четырьмя вагонами, плоскостные изображения игрушек, звуковые схемы слов, иллюстрации к книге «Игрушки».

Предварительная работа. Чтение стихотворений А. Л. Барто. Подготовка к игре-драматизации «Гуси-лебеди». Повторение упражнения «Игра в стадо»

Ход занятия

1. Организационный момент. «Угадай-ка». [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи|.  

Логопед. Мы продолжаем разговор о произведениях Агнии Львовны Барто. И я предлагаю вам игру-загадку. Нужно сказать, из какого стихотворения предмет, нарисованный на картинке. Старайтесь говорить правильно и красиво.  

Это мишка из книги «Игрушки», потому что у него оторвана лапа.

       Это бычок из книги «Игрушки», потому что он спит в коробке.

Это мяч из стихотворения «С утра на лужайку бегу я с мячом», потому что он красный с одной стороны и зеленый с другой стороны.

Эго табуретка из стихотворения «Хромая табуретка», потому что у нее три ножки.

2. Упражнение «Веселый поезд». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение поезда с четырьмя вагонами.

Логопед. Теперь разделите название своего предмета на слога и выложите слоговую схему.

Дети выполняют задание.

3. Упражнение «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Логопед закрепляет в вагончиках плоскостные изображения игрушек из книги «Игрушки».

Логопед. Кто теперь едет в поезде?

Дети. Это мишка, бычок, слон, лошадка, зайка и козленок.

Логопед. Сейчас вы будете по моей команде закрывать глаза. А потом, когда я разрешу вам их открыть, вы будете говорить, что изменилось.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и меняет игрушки местами или убирает одну из них. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. В конце игры все плоскостные изображения должны оказаться на месте.

4. Упражнение «Подбери схему». [Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.]

Логопед. Подумайте, к названию кого из героев подходит схема.

Дети выполняют задание.

5. Игра-драматизация «Гуси-лебеди». [Развитие творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.]

Малыши среди двора Хоровод водили. В гуси-лебеди игра, Серый волк — Василий.

 

Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!

 

Волк на них и не пищит, Волк на лавочке сидит. Собрались вокруг него Лебеди и гуси.

 

Почему ты нас не ешь? Говорит Маруся. Раз ты волк, так ты не трусь! Закричал на волка гусь.

 

От такого волка Никакого толка!

 

Волк ответил...

Я не трушу,

Нападу на вас сейчас. Я доем сначала грушу,

А потом примусь за вас.

6. Игра «Узнай стихотворение». [Развитие речевого слуха.) Логопед предлагает детям сесть на ковер.

Логопед. Послушайте названия предметов и подумайте, в каком стихотворении они упоминаются. Стадо, собаки, коровы, лают, пастух, веду.

Дети. Эти предметы упоминаются в стихотворении «Игра в стадо».  

Логопед. Сделайте это упражнение.

7. Подвижное упражнение «Игра в стадо». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)

Логопед нацеливает детей на правильное произношение звуков, обращает их внимание на то, что следует говорить выразительно и красиво.

8. Окончание занятия.

Занятие 41

Коррекционно-образовательные цели. Пополнение экспрессивной речи прилагательными и словами-антонимами. Совершенствование навыков звукового и стогового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов и словосочетаний. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.  

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, внимания, памяти, всех видов восприятия, творческою воображения, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Наборное полотно, конверты с отрывками из стихотворений К. И. Чуковского и С. Я. Маршака; конверты с буквами и слогами для составления названий произведений, портреты героев произведении С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто; игровые поля и картинки для слогового анализа слов.

Предварительная работа. Чтение произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. Оформление выставки рисунков и поделок к произведениям поэто) Разучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!»

Ход занятия

1. Организационный момент. Чтение одним из детей стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!» [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.]

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Это литературная викторина. А для того чтобы создать всем настроение, давайте послушает стихотворение, которое выучил Леша.

Ребенок.              Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай еще страницу!» Не надо звать,

Не надо ждать,

                                    А можно взять и    прочитать!

2. Игра «Узнайте произведение». [Развитие речевого слуха, внимания, памяти.]  

Логопед. В конвертах первое задание. Вы должны вспомнить, как оно называется, кто его написал.  

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки. Словно яблоки!

Это отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Чудо-дерево».  

Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж...

Это отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Багаж».

3. Упражнение «Составьте и прочитайте». (Совершенствование навыка составления и чтения слов)

Чу-до де-ре-во.

       4. Игра «Картинная галерея». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие памяти. |

 Он помещает на наборное полотно картинки с изображениями героев Маршака, Чуковского, Барто.

Логопед. Кого вы видите на картинках?

Это паук из сказки Чуковского «Муха-Цокотуха» и кукла Зина из стихотворения Барто «Резиновая Зина».

Это утка из «Сказки о глупом мышонке» Маршака .

           5. Игра «Слоговое лото».

Логопед. Рассмотрите картинки и назовите героев, изображенных на них.

Дети. Акула и кит из сказки «Айболит» Чуковского.

      Тараканище и медведи из сказки «Тараканище» Чуковского, бычок и мишка из книжки «Игрушки» Барто.

Логопед. Сейчас вы разделите названия литературных героев на слоги.

Дети выполняют задание.

6. Окончание занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского» (тетрадь взаимосвязи)

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя (по Н.В.Нищевой)по лексической теме «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского»подготовительная группа...

Фронтальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР подготовительной к школе группы "Мы читаем! Знакомство с творчеством А.Л. Барто на материале стихотворения «Медвежонок-невежа»

В ходе занятия у детей развивается интерес к художественной литературе,совершенствуется грамматический строй речи,совершенствуется навык чтения,развивается связная речь....