Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
презентация по логопедии

Кенозерова Виктория Владимировна
Игры на развитие АиС у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniefonematicheskogo_ais_u_doshk_s_rech_narush.pptx878.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями Кенозерова В.В

Слайд 2

Обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Без достаточной сформированности у ребенка основ фонематического восприятия невозможно становление способности анализировать звуки, мысленно расчленять на составные элементы (фонемы) различные звуковые комплексы, слоги и слова Развитие фонематического восприятия

Слайд 3

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с нарушениями речи не овладевают грамотным письмом Особенно важна работа по профилактике дисграфии и речевых нарушений у детей дошкольного возраста – ведь гораздо легче не допустить нарушения, чем в дальнейшем их корректировать Игры и упражнения, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи направлены на повышение готовности дошкольников с ОНР к успешному овладению навыками грамотной письменной речи Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Слайд 4

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности: Выделение звука на фоне слова Вычленение звука в начале, в конце слова. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове)

Слайд 5

Крайние звуки Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа Ход игры : дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.) К К М У Т

Слайд 6

Конец слова за тобой Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры : предлагается начало слова. Дети должны договорить слово (старшая группа ) и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков (подготовительная гр уппа ). КОШ МЫ ЦВЕ

Слайд 7

НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры : Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить. 1-й вариант. Угадай конец . Незнайка кое-что пропустил в словах, которые написал. Послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. Где в словах пропущены эти звуки? Придумай слово, начинающееся на угаданный тобой звук. Маша кукле шар (ШАРФ) вязала Ей Наташа помогала. Серый вол (ВОЛК) голодный, злой Ходит по лесу зимой. 2- й вариант. Недостающие звуки . Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки? Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ). Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет. В зоопарке живет сон(СЛОН ). Словно дом, огромен он. 3-й вариант. Лишние звуки . А теперь - наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят? Говорит Володя Коле: «Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе. В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ).

Слайд 8

ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ Цель: развивать фонематический анализ. Пособия : карточки на каждой из которых наклеено по три картинки. В названиях изображенных на них предметов заданный звук находится в начале, середине, конце слова. Ход игры: получив карточки, дети определяют, где (в начале, середине или конце слова) находится заданный звук, выбирают карточку.

Слайд 9

МОЯ БУКВА Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ. Пособия: разрезная азбука. Ход игры : каждый ребенок получает карточку с буквой. Логопед читает текст, каждый из детей должен запомнить 2-3 слова, в которых есть « его » буква. К- Г В коробке- гвозди. В корзинке - грозди. В кузове - грузы. В лукошке - грузди. Ш-Ж Вот и ножки, вот и ушки, Моет Женю жаркий душик . Ноги, шейка и живот- Душ все-все водой польет. Мойся, шея, мойтесь уши, Как же хорошо под душем!

Слайд 10

Цель : развивать фонематические представления. Ход игры : на предложенное слово дети должны ответить словом с оппозиционным звуком. дары - дари плоды-плоди сады - сади пусты-пусти П-Б: порт-борт правый-бравый папочка-бабочка палка-балка К-Г: кусты-густы корка-горка Клаша-Глаша укол-угол Т-Д: точка- дочка там-дам тачка-дачка ток-док С-З: суп-зуб Сима-зима розы-росы Ш-Ж: шар-жар шарить-жарить шить-жить шалость-жалость З-Ж: зал-жал разок-рожок залей-жалей зевать-жевать НАЗОВИ СЛОВО С ДРУГИМ ЗВУКОМ

Слайд 11

Королевство Твердыша и Мякиша Цель: обучение дифференциации на слух звуков по твердости - мягкости Пособия : изображения представителей королевств « Твердыш », «Мякиш», картинки с предметами со звуками [ л ], [ л ’] Ход игры: логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах (распределить картинки по нужным королевствам)

Слайд 12

ТАЙНОЕ СЛОВО Цель: определение первого (последнего) звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам Ход игры: логопед предлагает детям определить первый (последний) звук слова, объединить их в новое слово

Слайд 13

ПЕРЕД И ПОСЛЕ Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука по отношению к другим звукам слова Ход игры: логопед предлагает детям определить и назвать какой звук находится после и перед заданным звуком в слове Вариант 2 : детям предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове

Слайд 14

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ? Цель: развивать фонематический синтез Ход игры: Логопед произносит звуки в ненарушительной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово. ПУТАНИЦА Цель: развивать фонематический синтез Ход игры: Логопед произносит звуки в нарушительной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово. ЗВУКИ ПОССОРИЛИСЬ Цель: развивать фонематический синтез Ход игры : Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке КО-ЛО-МО (молоко) ША-КА (каша) БА-ШУ (шуба )

Слайд 15

ДОМИКИ Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа Оборудование: домики с цифрами 3,4,5, картинки Ход игры: логопед предлагает детям разложить картинки в 3 домика, выбирая домик, с цифрой, соответствующей количеству звуков в слове. 3 4 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Расширены рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, путём включения пропедевтического этапа, направленного на формиров...

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

Мастер- класс для родителей. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Мастер- класс для родителей.  Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников ....