Взаимодействие логопеда и психолога
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ефремова Людмила Владимировна

Совместная работа логопеда с психологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_psihologa.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Взаимодействие работы учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ

Долженко Е. Л. педагог – психолог

Ефремова Л. В.  учитель – логопед

г.о. Химки 2019г

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены введением уровня современных государственных стандартов к дошкольному образованию. Ребенок, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должен накопить необходимый опыт деятельности и общения, активно взаимодействуя с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, чтобы быть готовым к саморазвитию и успешной самореализации в будущем. Главная задача педагогов - создание условий для построения индивидуальной траектории развития каждого ребенка на этапе дошкольного образования.

За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.

В соответствии с внедрением ГОС ДО в  работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, рассматриваем в своей работе системно - деятельностный подход.

Принцип деятельностного подхода изменил наши взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Хочется отметить важность общего развития речи и формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте, которая даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.

Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранению интереса у детей. Важно использовать многообразие форм и видов игровой, познавательно – исследовательской деятельности, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого переутомления.

О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на наш взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ГОС ДО.

В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда нами учитываются следующие принципы:

- проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования.

Определив цель совместной работы, мы тесно взаимодействуем   в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулируем речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Ставим следующие задачи:

  • создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда и обозначить их основные направления взаимодействия;
  • разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Соблюдаем основные принципы взаимодействия:

- системность;

- комплексность;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

- адекватность требований и нагрузок;

- индивидуализация темпа работ;

Решаем следующие задачи:

- учитель - логопед

  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

-психолог

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой моторики и развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях нововведений.

Совместные направления работы:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- аналитическое;

-консультационно–профилактическое.

Диагностика направлена на определение уровня речевого и психического развития ребенка; выявление факторов риска, на основе полученных результатов.

А также на основе анализа полученных данных составляются совместные программы развития ребенка, характеристики детей на выпуске из группы. Анализ полученных данных позволяет оценить результативность коррекционной работы с детьми.

Диагностика проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Каждый специалист (логопед, дефектолог, психолог, педагоги ДОУ) проводят по определённым методикам обследование физического, психического и речевого развития ребёнка. На основании полученных данных составляются общие сводные таблицы результатов исследований.

На ПМПк решаются вопросы по развитию и коррекции детей, задачи психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Обсуждаются направления коррекционно - развивающей работы с детьми, составляются индивидуальные карты развития (образовательные маршруты).

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка.

Проводятся интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность, что позволяет увеличить количество свободного времени на самостоятельную деятельность.

Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. На занятиях по развитию связной речи психолог включается в занятие и использует элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики и т.д.

Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Используя системно - деятельностный подход, мы стараемся выровнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Консультативная поддержка педагогических работников и родителей решает вопросы специального образования, повышает уровень компетентности в области речевого и психического развития детей. Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает родителям и педагогам грамотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.

Таким образом, согласованность и взаимодействие психолога и учителя - логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышается уровень знаний педагогов, компетенции родителей в области дошкольной психологии и коррекционной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопед и психолог- современный уровень взаимодействия

Презентация посвящена современному взгляду на вопрос междисциплинарного взаимодействия психолога и логопеда на уровне практической деятельности в ДОУ. Будучи по образованию и психологом, и логопедом, ...

Пример работы по взаимодействию логопеда детского сада и педагога - психолога.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:...

Календарно-тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в подготовительной к школе детей с нарушениями речи.

Чтобы работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи была эффективной, необходима тесная связь между специалистами. Тематическое планирование помогает осуществлять взаимосвязь в работе с детьми учителя -...

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи....

Взаимодействие учителя-логопеда и психолога в группе для детей с ТНР.

Даннный материал может быть использован в коррекционной работе учителя-логопеда и психолога, как вариант взаимодействия....