Сборник пальчиковых игр "Девочки и мальчики. тренируем пальчики"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Александра Евгеньевна

В сборник входят авторские пальчиковые игры для старших дошкольников по всем лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmpr.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к авторскому сборнику пальчиковых игр «Девочки и мальчики, тренируем пальчики» учителя-логопеда МБДОУ детский сад   №1 Евдокимовой А.Е.

         Актуальность работы по развитию мелкой моторики пальцев рук обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями  детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

         Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное влияние на организм. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе, и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в щколу.

          Актуальность заключается ещё и в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста способствует речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка, а главное формированию интеллектуальных способностей.

        В данном сборнике  представлены авторские тексты пальчиковых гимнастик и упражнений  для старших дошкольников по всем лексическим темам и трём периодам обучения (осень, зима, весна).

Цель. Развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Задачи:

  1. Способствовать овладению навыками мелкой моторики пальцев рук.

Развивать  тактильную чувствительность, гибкость и подвижность пальцев кистей рук;

  1. Содействовать  улучшению общей двигательной активности;
  2. Развивать умение подражать взрослому, учить вслушиваться и понимать смысл речи;
  3. Способствовать развитию артикуляционной моторики, содействовать нормализации речевой функции;
  4. Развивать психические процессы: воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, творческую активность, работоспособность;
  5. Развивать общие речевые навыки: выразительность и интонационную окрашенность речи, темп, ритм, чёткость дикции;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Первый период обучения  (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель: 

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

  1. Развивать координацию, точность движений и гибкость пальцев рук;
  2. Улучшить общую двигательную активность;
  3.  Содействовать нормализации речевой функции;
  4.  Способствовать активизации деятельности мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  5.  Развивать воображение, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, произвольное внимание;
  6.  Создавать эмоционально-комфортную обстановку в подготовке детской руки к письму.

Методические рекомендации:

Речь является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. Игровые упражнения по координации движения и речи, развитии мелкой моторики пальцев рук используются на любых занятиях в качестве физминуток. Такая словесно- ритмическая минутка является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения и переутомления на занятиях, которые требуют большой сосредоточенности и длительного внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время игр дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение даёт возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

 Темы пальчиковых игр

1.Наша группа.  Игрушки.

2.Осень.

3.Овощи.

4.Фрукты.

5.Домашние животные.

6.Дикие животные.

7.Лес, грибы, ягоды.

8.Перелётные птицы.

9.Одежда.

10.Посуда.

11.Продукты питания.

  1.  НАША ГРУППА. ИГРУШКИ.

Детский сад – второй мой дом, 

Я туда бегу бегом.

Воспитатель нас встречает,

Няня кормит, помогает,

Вкусно варят повара,

Прививку ставит медсестра.

С логопедом я дружу,

Перед зеркалом сижу.

Скрестить пальцы.

 Сжимать и разжимать кулачки.

Кулачки сжать. На каждое название профессии разжимать пальчики из кулачков, начиная с мизинцев.

  1. ОСЕНЬ.

Это осень настаёт…

Травка больше не растёт.

Часто дождь холодный льёт.

Урожай давно убрали,

Дни ещё короче стали.

Ветер листья все срывает.

Утром иней… Днём он тает.

Птицы к югу полетели,

Ждём мы зимние метели.

Дети идут по кругу.

 

Приседают. Встают.

Сжать пальчики в кулачки.

На каждую строчку разгибать по одному пальчику сначала на одной руке, затем на другой.

  1. ОВОЩИ.

Я возьму свою лопатку,

Глубоко вскопаю грядку,

Посажу укроп, морковку,

Помидоры, чесночок,

 

Перец, сельдерей, картошку,

Горошек, репу, кабачок.

 Показать широкие ладони, пальцы вместе.

Копательные движения ладонями.

На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке.

  1. ФРУКТЫ.

Точит грушу червячок.

Жалко грушу – красный бок.

И упрямый червячок

Точит сливу – синий бок…

Ухвачу - ка за бока,

Прогоню я червяка.

Сад от гусениц спасу,

Фрукты маме принесу.

Указательный палец правой руки «сверлит» левый кулачок.

Пальчики левой руки «кусают» правый кулачок.

Пальцы правой руки «хватают» поочерёдно пальчики левой руки.

Сложить ладони «чашечкой», протянуть вперёд.

  1. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Пастушок в селе играет,

Стадо утром созывает…

Вот коровки и бычок

Бредут за травкой на лужок,

Свинки, поросята,

Козы и козлята.

Овцы стадо замыкают.

Всех собаки охраняют.

Имитация игры на дудочке.

На каждое название загибать по одному пальчику последовательно на обеих руках, исключая большие пальцы.

Они остаются вытянутыми вверх.

  1. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Непослушный колобок!

Прыгнул он через порог.

По дорожке встретил мишку,

Волка,

             

зайчика – трусишку.

А лисичку на пути

Не смог, конечно, провести.

«Грозить» указательными пальчиками.

Резко опустить руки вниз.

Руки в кулаки, приставить «ушки» к голове.

Запястья и пальцы вместе

« пасть волка».

Ладони к голове, сгибать «ушки».

Запястья и пальцы вместе. Раскрыть и захлопнуть «пасть».

  1. ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ.

Раз грибок, ещё грибок!

Вот и полный кузовок.

Подосиновик, маслята,

Белый, рыжики, опята,

Волнушки на горушке,

Сыроежки – невелички,

Ярко рыжие лисички,

Груздей семейку под листвой

Заберу – ка я с собой.

Мухомор я не беру,

Пусть останется в бору.

Поочерёдно большие пальцы вверх.

Ладошки сложить «чашечкой».

 Кулачки сжаты. На каждое название разгибать по одному пальчику.

Отталкивающее движение обеими руками.

  1. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ.

Ветер листики срывает,

Осень стаи собирает.

Гуси, утки, соловьи,

Лебеди и журавли

Оторвались от земли

И пропали все вдали…

Как весной растает лёд –

Значит скоро их прилёт.

Ладони плавно опускать вниз, как падающие листья.

Махать перекрещенными в запястьях ладонями.

Пальцы в кулачки. Разгибать по одному пальчику на обеих руках на каждое название.

Махать перекрещенными в запястьях ладонями. Завести руки за спину.

Вывести руки из-за спины и,  махая «крыльями», поднять руки над головой.

  1. ОДЕЖДА.

Возле старого домишки

Сохнет детское бельишко:

Шорты, трусики, пелёнки,

Ползунки и распашонки,

Сарафанчики, косынки,

Малышовские простынки,

Чепчики, пинеточки –

Всё, что носят деточки.

Ладони треугольником над головой (крыша.)

Развести руки в стороны.

На каждое название загибать по порядку по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке.

Развести руки в стороны.

  1. ПОСУДА.

Помогаю накрывать

Маме я к обеду.

Десять раз туда – сюда

Я сходил к буфету.

Вот тарелки, вилки, ложки,

Чашки, блюдца, поварёшки,

Чайник, супница большая,

Каёмка с краю золотая,

Соль в солонке и ножи.

Руки чистые? Скажи!

Вытирающие движения по столу.

Указательными и средними пальчиками «бегать» по столу.

Ладони лежат на столе. На каждое название поочерёдно приподнимать пальчики, сначала на одной, затем на другой руке.

Показать пальчики - «лучики».

  1. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

Закупаем мы продукты:

Яйца, овощи и фрукты.

А затем в отдел мясной

За беконом, колбасой.

И в кондитерском отделе

Взяли всё, что захотели.

Торт, конфеты и халва –

Всё вмещается едва.

Купим крупы, масло…

Сало

Тоже бы не помешало.

Забираем всё с собой

И везём к себе домой.

Показать ладошки, пальцы «лучиками».

На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке.

На слове «сало» показать ладошки, пальцы «лучиками»

«Крутить руль».

Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)

Цель:

Стимулирование развития речевых зон коры головного мозга.

Задачи:

  1. Способствовать улучшению артикуляционных движений;
  2. Учить вслушиваться, понимать и подражать речи взрослого;
  3. Развивать силу, активность, гибкость пальцев рук;
  4. Развивать темп, ритм, выразительность, тембровую окраску голоса.
  5. Способствовать формированию творческих способностей и психических процессов.
  6. Стимулировать развитие речевых зон головного мозга.

Методические рекомендации:

Пальчиковые игры – это отображение реальности окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Лучше, если дети стоят при выполнении пальчиковых игр. Кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отделов. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Традиционно текст физминутки находится в столбце слева, а движения – в правом столбце.

Темы пальчиковых игр

12.Мебель.

13.Стройка.

14.Зима.

15.Рыбы.

16.Новый год.

17.Человек. Гигиена.

18.Животные жарких стран.

19.Животные северных стран.

20.Транспорт.

21.День Защитника Отечества.

22.Семья.

  1. МЕБЕЛЬ.

В нашем доме новосёл!

Еле я его нашёл!

Где ж котёнок может спать?

Я залез и под кровать,

Заглянул в буфет, в чулан,

Посмотрел и за диван,

Заглянул за шкаф, за стол,

Передвинул стул…  

                                  Нашёл!

Два кулачка рядом. Поочерёдно разжать, а потом сжать каждый кулачок.

На каждое название мебели разжимать одновременно по одному пальчику на обеих руках.

Большие пальцы вверх.

  1. СТРОЙКА.

Что делает для нас строитель?

Блоки привезёт водитель.

Возводит стены каменщик.

Крышу кроет кровельщик.

Красит стены нам маляр.

Окна сделает столяр.

Строим, строим новый дом,

Чтобы жить счастливо в нём!

Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз.

«Крутить руль».

Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз.

Сделать ладошки «домиком».

«Красить» двумя руками, сгибая руки в запястьях.

«Рисовать» окна в воздухе обеими руками.

Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз.

 Обе руки поднять вверх.

  1. ЗИМА.

Я могу ходить на лыжах,

На коньках могу скользить,

И ещё могу из снега

Бабу снежную слепить.

Я качусь с горы на санках,

Во дворе снежки бросаю.

Хоть на улице мороз,

Всё равно с детьми играю!

Ладони поочерёдно скользят по столу.

Поочерёдно скользить по столу рёбрами ладоней.

«Лепить комок».

Пальцы левой руки упереть в стол, руку приподнять в запястье. Правая  рука «катится» по левой руке (горка). Поменять руки местами.

«Бросать снежки».

Растирать ладони с силой до тепла.

Сжимать и разжимать кулачки.

  1. РЫБЫ.

На дне реки, в зелёной тинке

Рыбка спрятала икринки.

Проплыли мимо ёрш, карась,

Плыла и щука, не таясь…

А из икры на дне  реки

Появляются мальки.

Пальцы лучиками.

Соединять большие пальцы поочерёдно с остальными, начиная с указательных.

Пальцы вместе, делать «ножницы» по 2 движения. Сначала двигается указательный палец. Затем к нему присоединить средний. Последним двигается мизинец.

Соединять большие пальцы поочерёдно с остальными, начиная с мизинцев.

  1. НОВЫЙ ГОД.

Вот в саду начался бал –Новогодний карнавал.

Здесь зайчонок

И волчок,

И упитанный бычок,

Козлёночек – глупышка,

Дюймовочка – малышка

Под ёлкой веселятся,

Друг друга не боятся.

Делать руками «фонарики».

Сделать над головой длинные «ушки».

Сделать «когти» из пальчиков.

Сделать «корову» двумя руками.

Сделать «козу» двумя руками.

Ладони в кулачки, мизинцы вверх.

Делать руками «фонарики».

  1. ЧЕЛОВЕК. ГИГИЕНА.

Рано утром я встаю,

Умываться я иду:

Мылом мою ушки, шею,

Пасты я не пожалею,

Зубы чищу, вытираюсь

И красиво одеваюсь.

Детский садик ждёт меня,

Там живут мои друзья.

Руки вверх, потянуться.

Указательный и средний палец правой руки «идут» по ладони левой руки.

Ладошки «моют» друг друга.

Пальцы скрещены и трутся друг о друга.

Сжимать и разжимать кулачки. На слово «друзья» поднять большие пальцы вверх.

  1. ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН.

Этот парень ходит с гривой

Пышною, густой, красивой.

А вот это – кенгуру

Куда – то скачет поутру.

Зебры быстрые пасутся,

Антилопы прочь несутся,

Леопарды воду пьют…

Звери в Африке живут.

Ладони на столе, пальцы «лучиками».

Вращать большими пальчиками.

Указательные пальцы «прыгают из стороны в сторону.

Водить средними пальцами по поверхности стола.

Стучать безымянными пальцами по столу.

Поднимать и опускать мизинчики.

Скрестить пальчики и сжать вместе.

  1. ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРНЫХ СТРАН.

Посреди бескрайних льдов

И арктических снегов

Появился я на свет –

Белый маленький медведь.

Подружился я на льдине

С птицей северной – пингвином.

Я играл с ним в догонялки,

В прятки и ещё в нырялки.

Ладони вместе пальцами вверх. Руки поднять вверх, развести в стороны.

Соединить ладони и запястья, развести пальцы «лучиками» и «цветком».

Левая рука – медвежонок - пальцы в кулачок, большой палец внутри. Правая рука – пингвинёнок – пальцы клювиком.

Движения по тексту. Медвежонок и пингвинёнок – см. выше.

  1. ТРАНСПОРТ.

В путешествие играем.

Транспорт разный называем:

Поезд, катер, вертолёт,

Автобус, скутер, самолёт,

Трамвай, троллейбус, грузовик,

 И такси, и мотоцикл,

Электричка, теплоход

С ветерком нас мчат вперёд.

«Крутить руль».

 

На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке.

Махать ладошками на лицо «ветерок».

  1. ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.

Наша армия сильна,

Охраняет нас она.

Моряки, стрелки, танкисты,

Лётчики , артиллеристы

На страже Родины стоят,

Охраняют всех ребят.

Показать «силу» мускулов.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название загибать пальчики на обеих руках.

Сжимать и разжимать кулачки.

Раздвинуть пальцы, руки вверх.

  1. СЕМЬЯ.

Едем мы на электричке:

Мама, папа, в клетке птичка,

Брат, сестра, бабуля наша,

Тётя Оля, дядя Саша –

Едем к деду мы на дачу

И везём кота в придачу.

Руки в локтях, движение «поезд».

На каждое название загибать по одному пальчику по порядку сначала на одной, затем на другой руке (животные считаются).

Третий период обучения (март, апрель, май)

Цель:

Корректирование  работы речевых зон коры головного мозга с помощью пальчиковых игр.

Задачи:

  1. Способствовать овладению навыками мелкой моторики и улучшению артикуляционных движений;
  2. Развивать умение подражательности, учить вслушиваться и понимать смысл сказанного;
  3. Развивать психические процессы.
  4. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок.
  5. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности у детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации:

Полученные умения и навыки в процессе систематического выполнения данного комплекса игровых упражнений способствуют не только совершенствованию зрительно – моторной координации, обогащению словарного запаса, активизации экспрессивной речи, улучшению концентрации внимания, но и закреплению произносительных навыков у детей. Сочетание приёмов Су – Джок и пальчиковых игр увеличивает общую эффективность воздействия на организм малыша.

Дети 5 – 7 лет

- могут рассказывать стихи руками с частой сменой фигур;

- совмещают пальцы одной руки поочерёдно ( 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5 ). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Темы пальчиковых игр

23.Профессии.

24.Хлеб.

25.Весна.

26.Мамин день.

27.Птицы.

28.Космос.

29.ОБЖ.

30.День Победы.

31.Насекомые.

32.Комнатные цветы.

33.Наш город. Наша страна.

34.Полевые цветы.

  1. ПРОФЕССИИ.

Булавки, напёрстки, иголки и шпульки

Сложены вместе в этой шкатулке.

Лоскут из шерсти, ткани из шёлка

Сложены вместе рядом на полке.

Всё это портнихе нужно для дела,

И нет ничего, чтобы сшить не сумела.

Пальцами правой руки протереть вверх вниз пальцы левой руки.

Сложить ладони вместе.

Пальцами левой руки протереть вверх вниз пальцы правой руки.

Сложить ладони вместе.

Сжимать и разжимать кулачки поочерёдно.

Вращать вытянутыми вверх большими пальцами.

  1. ХЛЕБ.

Тесто ставить интересно!

Как живое наше тесто,

Дышит, движется, растёт,

Через край уже ползёт…

Что ж давно пора начинку

Посадить на серединку

И в духовку на часок…

 Будет всем хорош пирог!

«Месить руками тесто».

Постепенно поднимать руки вверх.

Постепенно опускать руки вниз.

На каждую ладошку другой рукой «класть» начинку.

Двигать вперёд сложенные вместе ладони.

Гладить живот круговыми движениями.

  1. ВЕСНА.

А в какое время года

Просыпается природа?

Солнце жарче припекает.

День тихонько прибывает,

Тает снег, растёт трава,

Пробивается листва,

Щебет птиц звенит с утра,

Пашут в поле трактора,

Возвращенья птиц мы ждём.

В майский парк гулять идём.

Жест удивления.

Поднять руки снизу вверх.

Наверху скрестить пальцы.

Сжимать и разжимать скрещенные пальчики.

Опускать руки со скрещенными пальцами вниз. Выгнуть пальцы, распрямить руки.

Пальцы «клювиками», «клевать».

Вращать кулачками.

Скрестить руки в запястьях. Махать «крылышками».

  1. МАМИН ДЕНЬ.

Целый день в саду работа,

Кроим и режем, клеим что – то.

Я готовлю свой букет –

Это мой большой секрет.

К 8 марта мастерю,

В праздник маме подарю.

Обводить указательным пальцем правой руки, лежащую левую ладонь. Поменять руки.

Соединить руки в запястьях, сделать «бутон», развести пальцы в стороны «цветок».

Протянуть руки с «цветком» вперёд.

  1. ПТИЦЫ.

Бывают птицы разные:

Невзрачные, прекрасные,

Высокие и низкие,

Хищные и быстрые,

Степные и лесные,

Из тропиков, морские,

Мощные и сильные,

Певчие и нежные.

Мелкие и крупные,

Умные и глупые.

Катать шарик Су – Джок между ладонями.

Гладить шариком каждый пальчик.

  1.  КОСМОС.

Чтобы в космос полететь,

Мало просто захотеть.

Надо крепким быть, здоровым,

Сильным, чуточку суровым,

И, конечно, умным быть,

Чтоб полёт свой завершить.

Тянуть руки вверх.

«Грозить» указательными пальчиками.

Загибать по одному пальчику на обеих руках одновременно.

 

Поднять руки вверх.

  1. ОБЖ

Знай опасные предметы

И явления на свете:

Гром, гроза, опасный лёд,

Вода, дорога, переход,

Электричество и газ

Полны опасности для нас,

Незнакомцы и лекарство –

Это всё таит коварство.

«Грозить» указательными пальчиками.

Загибать на каждое название по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке.

«Грозить» указательными пальчиками.

  1. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

День Победы! День Победы!

Вверх взмываются ракеты!

Слышно, как куранты бьют!

Разлетается салют:

Красный, синий и зелёный,

Жёлтый, розовый, лиловый,

Яркий, разноцветный!

Цвет весны победной!

Махать руками над головой.

Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки.

Стучать кулачок о кулачок.

Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки.

Разгибать по одному пальчику сначала на одной руке, затем на другой.

  1. НАСЕКОМЫЕ.

Над ухом услышу я писк комара,

Увижу, как трудятся пчёлки с утра,

Над речкою вьётся большая стрекозка,

Шмель над цветочком - брюшко в полоску,

Стрёкот кузнечика, звуки цикад…

Всех насекомых увидеть я рад.

Ладони к ушкам «прислушаться»,

«очки» к глазам из большого пальчика и всех других пальчиков по очереди.

Ладошки соединить, стучать по 2 раза одноимёнными пальчика.

  1.  КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ.

Дружно все цветы растут,

На окне стоят, цветут.

Вот бегония, фиалка!

Мне для них воды не жалко.

Бальзамин, герань,

кислица…

И для них нужна водица.

Кактус редко поливаю,

Он не любит влагу, знаю.

Катать шарик Су – Джок между ладонями.

Гладить шаром каждый палец.

Прыгать шаром по ладони.

Сжать шарик сначала в одной, затем в другой руке.

  1. НАШ ГОРОД. НАША СТРАНА.

В Апшеронске мы живём,

Вдоль по улице идём.

Парк, площадка, магазин –

Их здесь много, не один,

Почта, рынок, стадион…

Ремонтировался он.

Садик, школа и больница,

Банк…

И знакомые все лица!

Развести руки в стороны.

«Шагать» ладошками по столу.

На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной. Затем на другой руке.

Улыбнуться, обнять себя.

  1. ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ.

Расцвели в саду у Лилии

Колокольчики да лилии.

На клумбе у Наталки

Ромашки и фиалки.

Лютики и васильки

На поляне у реки.

Руки соединить в запястьях. Кулачки сжать и прижать к друг другу. Выпрямить пальцы вверх, образовать «бутон».

Разъединить попарно одноимённые пальцы, начиная с мизинцев.

Разъединить большие пальцы. Пальчики слегка согнуть, образовать подобие чашечки цветка.

Пальцы снова сжать в кулачки, прижав к друг другу (нераскрытый бутон).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад компенсирующего вида №1

Сборник методического материала по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

«Девочки и мальчики, тренируем пальчики»

                                              Автор: учитель - логопед  

                                                                       Евдокимова Александра

                                                                       Евгеньевна            

г. Апшеронск 2019                                            

Рецензия на сборник методического материала

по речевому развитию  

при помощи мелкой моторики пальцев рук

для детей старшего дошкольного возраста  

«Девочки и мальчики, тренируем пальчики»

Автор сборника Евдокимова Александра Евгеньевна -

учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 1

 

Евдокимова Александра Евгеньевна самостоятельно разработала  сборник по развитию мелкой моторики по всем лексическим темам, который апробировала в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Представленный материал позволяет педагогам успешнее корректировать речевое недоразвитие.

Целью данного сборника является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

 Сборник методического материала содержит  комплект пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по трём периодам обучения, также упражнения с шариком Су – Джок и упражнения, улучшающие общую двигательную активность. Предложенные игры и упражнения нацелены на повышение интереса к занятиям, создание с их помощью  эмоционально – комфортной обстановки и решение множества педагогических задач.

Регулярное использование пальчиковых игр объединяет детей, помогает избавиться от тревожности, застенчивости, повышает интерес и вносит разнообразие в образовательную деятельность, является действенным средством смены деятельности  в процессе обучения.

Актуальность и практическая значимость материала не вызывают сомнений, так как игры и упражнения могут использоваться учителями – логопедами при организации подгрупповых и индивидуальных занятий.

Сборник по формированию мелкой моторики пальцев рук может быть эффективно использован в практической деятельности учителей – логопедов, воспитателей и родителей.

Руководитель районного

методического объединения

учителей-логопедов ДОУ

Н.И. Циркунова

Директор МКУ ЦРО                                                            

                              Л.Г. Соколова

«___»_________20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

"Тренируем пальчики - развиваем речь"

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....