Играя, развиваем речь. Мастер-класс для родителей.
консультация по логопедии

 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.

Играя, развиваем речь. Мастер-класс для родителей.

  Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.

• Крупу можно перебирать;

• просеивать через сито;

• пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так;

• рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке;

• делать аппликации крупой на пластилине или клее;

• искать спрятанные в крупе мелкие игрушки;

• нанизывать макароны на шнурок и т. д.

Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Считаем этажи» (на одном выдохе), «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит» «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д., а  ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. Малыш  научился безошибочно определять на слух неречевые звуки, отлично, можно предлагать игры и упражнения, где ребенку нужно  убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:  Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

 

«Про покупки»

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, арбуз и т.д.). Рис, редька, редиска не подходят - в этих словах мягкий звук рь.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

 

 

 

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

апельсинов - апельсиновый

моркови – морковный

из фруктов - фруктовый

из овощей - овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

 «Подбери слова»

Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель». Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты».

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка.

Подборка игр на развитие грамматического строя.

А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову «Апельсин»? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

 

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

 

«Посчитай»

 Считаем всё, что можно посчитать.

 Например: один шарик, два шарика, три шарика, четыре шарика, пять шариков.

Можно добавить прилагательное или два: один новогодний красный шарик, два новогодних красных шарика и т.д. 

«Каждый знает»

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

«Забавные превращения»

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре –

На собственных именинах –

В школе –

В магазине –

В седле –

В бассейне –

На ринге –

На катке –

На лыжах –

Какой предмет лишний

Вариантов использования атрибутики множество, можно взять несколько новогодних шаров, три из них большие красные, один маленький и зеленый. Спросите у ребенка: «Какой шарик лишний и почему?». Далее можно усложнить задание и предложить малышу выбрать лишний шарик, когда перед ним  лежат четыре шарика одного цвета, но разного размера и т.д.

Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

Но логопедические игры дома – это замечательная возможность развивать речь и  привлекать малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка.

 

Составила учитель - логопед

Булыгина Лидия Сергеевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_doma_dlya_roditeley.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. 
Сухомлинский В.А.

Играя, развиваем речь. Мастер-класс для родителей.

  Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.

• Крупу можно перебирать;

• просеивать через сито;

• пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так;

• рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке;

• делать аппликации крупой на пластилине или клее;

• искать спрятанные в крупе мелкие игрушки;

• нанизывать макароны на шнурок и т. д.

Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Считаем этажи» (на одном выдохе), «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит» «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д., а  ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. Малыш  научился безошибочно определять на слух неречевые звуки, отлично, можно предлагать игры и упражнения, где ребенку нужно  убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:  Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

«Про покупки»

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, арбуз и т.д.). Рис, редька, редиска не подходят - в этих словах мягкий звук рь.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

апельсинов - апельсиновый

моркови – морковный

из фруктов - фруктовый

из овощей - овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

 «Подбери слова» 

Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель». Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты».

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка.

Подборка игр на развитие грамматического строя.

А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову «Апельсин»? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Посчитай»

 Считаем всё, что можно посчитать.

 Например: один шарик, два шарика, три шарика, четыре шарика, пять шариков.

Можно добавить прилагательное или два: один новогодний красный шарик, два новогодних красных шарика и т.д. 

«Каждый знает»

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

«Забавные превращения»

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре –

На собственных именинах –

В школе –

В магазине –

В седле –

В бассейне –

На ринге –

На катке –

На лыжах –

Какой предмет лишний

Вариантов использования атрибутики множество, можно взять несколько новогодних шаров, три из них большие красные, один маленький и зеленый. Спросите у ребенка: «Какой шарик лишний и почему?». Далее можно усложнить задание и предложить малышу выбрать лишний шарик, когда перед ним  лежат четыре шарика одного цвета, но разного размера и т.д.

Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

Но логопедические игры дома – это замечательная возможность развивать речь и  привлекать малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка.

Составила учитель - логопед

Булыгина Лидия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: " Играем, обучаем, исправляем, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения  речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы...

Мастер-класс для родителей на тему: "Играя, развиваем речь"

Презентация к мастер-классу для родителей на тему: "Играя, развиваем речь детей"...

Мастер класс учителя-логопеда для родителей и воспитателей младших групп: "Речевые игры. Развиваем речь малыша самостоятельно»

Для того, что бы заниматься развитием речи малыша самостоятельно, совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи детей, которые легко...

Мастер – класс для родителей «Играя в словесные подвижные игры, развиваем речь»

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях....

" Играя, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)

Тема: " Играя, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)...

"Играем пальчиками-развиваем речь" мастер класс для родителей

Играем пальчиками - развиваем речь: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних ус...

Играя развиваем речь. Мастер класс для родителей.

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых за...