Главные вкладки

    Мастер класс учителя-логопеда для родителей и воспитателей младших групп: "Речевые игры. Развиваем речь малыша самостоятельно»
    материал по логопедии (младшая группа) на тему

    Андреева Марина Олеговна

    Для того, что бы заниматься развитием речи малыша самостоятельно, совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи детей, которые легко можно использовать в свободной игре ребенка, по дороге в детский сад, на прогулке или даже перед сном. Развитие речи в игре это ещё и дополнительная связь между вами и вашими детьми. Это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха

    «Детский сад комбинированного вида №50»

                                                             

                                                                         

                                                                             

                           

    Мастер класс для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности №5 «Звёздочки»

     (в рамках родительского клуба «Дружная семья»)

    «Артикуляционная гимнастика - как правильно?»

    «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».

    gruppa_5.jpg

    Полготовила и провела

    Учитель-логопед:

    Андреева М. О.

    Г.о. Балашиха

    2017-2018 учебный год

    Цель: познакомить родителей с  основными упражнениями артикуляционной гимнастики.

    Оборудование: мяч; ватные шарики и зеркала (по количеству присутствующих); распечанные буклеты для родителей и воспитателей группы №5 «Звёздочки».

    1. Приветствие

    Игра «Знакомство».

      Участники, передавая  друг другу мяч, представляются (называют свое имя, и отчество и имя своего ребенка)

       «Здравствуйте, меня зовут Наталья Юрьевна. Я – логопед».

    1. Знакомство с темой

         Тема нашего мастер - класса «Артикуляционная гимнастика, как правильно?» «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

    1. Определение понятия, научный аспект

         Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы  органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

               Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на  выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

         Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться  с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

         Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

         Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

         Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

          Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

          Работа организуется следующим образом.

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
    2. Показывает его выполнение.
    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

         Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

         Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

         Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что  тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

    1. Практическая часть

         Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
    2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
    3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
    4. Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.
    5. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

    Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

    Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

    Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

    Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

    Упражнение «Загнать мяч в ворота»

    Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

    Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

    Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

    Упражнение «Сдуй снежинку»

    Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий  звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

    Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

    Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

    Цель: выработать длительную направленную струю, идущую по средней линии языка.

    Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, и, как бы произнося звук Ф, сдуть ватку со стола.

    Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

         При постановке звуков используются общие упражнения и специальные (для  определённых звуков).

    Далее родители под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения.

    ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1.Упражнение «Забор» («Лягушка», Улыбка»)

    Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

    Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

    2. Упражнение «Окно»

    Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

    Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

    Важно! Положение «Забор»       «Окно» является исходным для всех остальных упражнений.

    3.Упражнение «Трубочка» («Слоник»,«Хоботок»)

    Описание: И.П.- «Забор» губы с напряжением вытянуть трубочкой.

    Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

    4. Чередование  «Забор»      «Трубочка»

    Описание: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка».

    Методические указания: чередовать  под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    5.Упражнение «Накажем непослушный язык» («Месим тесто»)

    Описание:  «Забор»       «Окно», далее – спокойно положить язык на нижнюю губу и:

    • пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;
    • пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

    Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

    6.Упражнение «Лопата» («Блинчики»)

    Описание: «Забор»       «Окно» »     положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

    Методические указания: язык должен быть спокойным (если не получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: «пя-пя-пя») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы; удерживать на счёт до 5.

    7.Упражнение «Иголка»

    Описание: «Забор»       «Окно» »     высунуть язык наружу, сделать его напряжённым, острым, как иголка.

    Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не загибался вверх;  удерживать на счёт до 5.

    8.Чередование  «Лопата»      «Иголка»

    Описание: из положения «Лопата» выполнить положение «Иголка».

    Методические указания:  нижняя челюсть неподвижна; губы, насколько возможно, неподвижны; чередовать  под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    9. Упражнение «Парус»(«Приклей конфетку»)

    Описание: «Забор»  «Окно» «Лопата» широкий язык поднимается за верхние зубы и упирается в альвеолы.

    Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не провисал, а был напряжённым, широким (боковые края языка касаются верхних коренных зубов); подъязычная связка хорошо определяется; удерживать под счёт до 5.

    10. Упражнение «Часы»

    Описание: «Забор»  «Окно» »  «Иголка» кончик языка переводить под счёт «раз – два» (считает взрослый) от одного уголка рта к другому.

    Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    11. Упражнение «Качели»

    Описание: «Забор»  «Окно» «Лопата»  «Парус»   широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

    Методические указания: движения чередовать 5-6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    12. Упражнение «Лошадка

    Описание: «Забор» «Окно» «Лопата»  

    «Парус» щёлкать языком.

    Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    13. Упражнение «Желобок»

    Описание: «Забор»  «Окно» «Лопата» свернуть язык трубочкой (если не получается, можно нажать вдоль языка боковым краем шпателя или ручки чайной ложки)  длительно подуть в получившуюся трубочку.

    Методические указания: необходимо следить, чтобы щёки не надувались.

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

      Мы разберём упражнения, из которых в дальнейшем складываются комплексы для коррекции конкретных звуков.

    1.Упражнение «Мост»

    Описание: «Забор»  «Окно» расположить язык за нижними резцами плоско; удерживать под счёт до 5.

    Методические указания: если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным.

      2.Упражнение «Почистим зубы»»

    Описание: «Забор»  «Окно»

    • кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за нижними зубами;
    • кончиком языка сильно «чистим» (водим снизу-вверх от корней нижних зубов) за нижними зубами;
    • кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за верхними зубами.

    Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    3.Упражнение «Киска сердится»

    Описание: «Забор»  «Окно» кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам; удерживать на счёт до 5.

    Методические указания: необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не опускалась; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    4.Упражнение «Погладь киску»

    Описание: «Забор»  «Окно»  «Киска сердится»   «почеши» язык зубами от корня к кончику; сделать 5-6 повторений.

    Методические указания: губы остаются в положении «Забор».

    5.Упражнение «Лопата копает»

    Описание: «Забор»    «Окно» «Мост»  «Лопата» широкий кончик языка немного поднимать вверх.

    Методические указания: верхние зубы видны; необходимо следить, чтобы язык при подъёме не убирался в ротовую полость; выполнить в медленном темпе 4-5 раз; язык остаётся широким.

    6. Упражнение «Вкусное варенье»

    Описание: «Забор»    «Окно» «Мост»  «Лопата»  «Лопата копает»   широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху - вниз  4-5 раз.

    Методические указания: губы остаются в положении «Забор».

    7.Упражнение «Болтушка» («Индюк»)

    Описание: «Вкусное варенье» »   широким передним краем языка по верхней губе производить движения вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её; выполнять сначала в медленном, затем в более быстром темпе, пока не послышится «БЛ-БЛ-БЛ…».

    Методические указания: язык должен оставаться широким; язык должен облизывать верхнюю губу, а не «выбрасываться» вперёд.

    8. Упражнение «Фокус»

    Описание: «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором  лежит кусочек ваты (или  приклеена полоска бумаги (3*1 см)  и сдуть его.

    Методические указания: если упражнение выполняется правильно, то вата полетит вверх.

    9. Упражнение «Чашка»

    Описание: «Забор»    «Окно» «Лопата» широкие края языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5.

    Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».

    10. Упражнение «Маляр»

    Описание: «Забор»  «Окно» «Лопата»  «Парус»   широкий кончик языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз.

    Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    11Упражнение «Грибок»

    Описание: «Парус»  «приклеить» (присосать) язык к нёбу; удерживать на счёт до 5.

    Методические указания:  если не получается, можно медленно пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык «присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в положении «Улыбка»;  рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

    12.Упражнение «Гармошка»

    Описание: «Грибок»  не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.

    Методические указания:  необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Забор»; верхние и нижние зубы хорошо видны.

    13.Упражнение «Молоток» («Барабанщики»)

    Описание: «Парус» стучать языком по альвеолам и произносить звук Д или Т (по рекомендации логопеда).

    Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти; чтобы рот не закрывался при выполнении этого упражнения, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку зубной щётки прямоугольной формы (ручка должна быть не широкой, а узкой как линейка).

    14.Упражнение «Заведём мотор»»

    Описание: «Парус» длительное произнесение звукосочетания «ДЫН-ДЫН-ДЫН-…»; в это время  быстрыми движениями прямого  (чистого!!!) указательного пальца ребёнка производить частые колебательные движения под языком из стороны в сторону (лучше, если ребёнок, во время выполнения упражнения,  лёжит на коленях у взрослого).

    Методические указания: рот широко раскрыт

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

         Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

    Например, сказкой о Веселом язычке.

    Сказка о Весёлом Язычке

    • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

    • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).

    • Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).

    • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).

    • Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

    • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

    • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

    • Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

    • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).

         Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

    gruppa_5_(1).jpg 

    gruppa_5(3).jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»

    Цели:коррекционно-образовательная:—      обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...

    Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов детского сада «Изготовление и использование многофункциональных пособий из фетра»

    Цель:Познакомить педагогов с новыми методами и формами работы по развитию речевой активности, мелкой моторики и логического мышления детей дошкольного возраста с использованием пособий из фетра.Задачи...

    Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

    Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

    Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация

    Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.Задачи: - Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упраж...

    Практикум для воспитателей младших групп "Речевые игры в детском саду"

    Цель практикума: повышение компетенции воспитателей по развитию речи детей младшего возраста,практическое  осуждение  игр, которые можно использовать в работе с детьми.Материал полезен педаг...

    Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

    Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...

    План – конспект мастер – класса учителя-логопеда для родителей в средней группе для детей с ТНР «Мой волшебный сундучок»

    Цель мастер–класса: повышение мастерства родителей  в создании  условий для  развития у детей мелкой моторики, чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность...