Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.
консультация по логопедии (старшая группа)

Аликаева Марина Анатольевна

Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса учителя-логопеда по развитию речи дошкольников для воспитателей старшей группы.

Чтобы помочь педагогам планировать и проводить занятия по развитию речи с детьми, поручите учителю-логопеду провести матер-класс. Воспользуйтесь готовым конспектом встречи с подборкой игровых артикуляционных упражнений для речевого развития

дошкольников.

Вступительное слово

Дети старшего дошкольного возраста достаточно общительны и активны, способны к свободному диалогу и проявлению творчества. Также дошкольники этого возраста

могут проследить последовательность темы в беседе, понять логическую закономерность и обосновать собственный ответ. Игра — по-прежнему ведущая деятельность детей,

но игровой и речевой материал усложняется.

Педагогам необходимо помочь дошкольникам раскрыть их способности. Также не менее важно формировать у детей грамматический строй и навыки связной речи. Эти навыки ребенок должен освоить перед поступлением в школу.

Как правильно организовать развивающие и обучающие игровые упражнения для детей пяти—шести лет? Как выстроить продуктивное взаимодействие? Эти вопросы рассмотрим в рамках мастер-класса.

Особенности речевого развития детей старшей группы

Речь детей старших групп продолжает свое развитие. Словарный запас воспитанников увеличивается и составляет приблизительно 2500–3000 слов.

Дети способны составлять все более сложные предложения с разными частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, числительными

и наречиями. Также дошкольники могут сознательно подбирать подходящие по смыслу и значению слова.

В обращении к кому-либо дети способны достаточно точно и ярко выразить свои просьбы и мысли, пересказать услышанное или составить рассказ. Еще дошкольники пяти—шести лет все реже допускают ошибки словообразования и словоизменения, правильно используют простые и сложные предлоги.

К шести годам у детей, как правило, уже сформировано звукопроизношение всех звуков родного языка. У некоторых воспитанников могут быть речевые сложности

с правильностью произнесения. Например, нечеткие шипящие звуки или замены. Также воспитанники могут заменять звук [р] на [л], [й]. Другой вид замены: твердый [л]

на мягкий звук [л’]. Однако по сравнению с детьми более младшего возраста в речи детей пяти—шести лет реже встречаются пропуски, перестановки или замены звуков и слогов.

Чтобы понимать, как спланировать развивающие занятия в группе, используйте справочную таблицу с особенностями речевого развития воспитанников.

Особенности речевого развития детей старшей группы

Компонент

Особенности

Звуковая сторона речи

  • Дети произносят практически все звуки речи (или звуки в стадии автоматизации);
  • у некоторых детей могут наблюдаться трудности

дифференциации твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих звуков, [р] — [л]

Словарь

Словарный запас приблизительно 2500–3000 слов

Грамматический строй

  • Владеют навыками образования множественного числа существительных, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • учатся согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными

Связная речь

  • Составляют сложные предложения;
  • могут составить связный рассказ

Ниже смотрите алгоритм планирования занятий с детьми старших групп по речевому развитию.

Пример

Алгоритм планирования занятий по речевому развитию с детьми старших групп

  1. Продумывайте содержание занятия с учетом интересов и возраста детей. Подготовьте к занятиям актуальные темы и речевой материал с учетом особенностей и возможностей детей старшего возраста.

  1. Создавайте условия для речевого и коммуникативного развития детей. Чтобы развивать речь дошкольников, как можно чаще читайте и обсуждайте детскую литературу. На занятиях инициируйте детские диалоги и монологи по различным темам. Побуждайте детей к самостоятельному рассуждению, объяснению и умозаключению.

  1. Давайте возможность каждому ребенку проявлять себя. Не перебивайте ответы детей и их обсуждение. В общении проявляйте внимательность, доброжелательность и заинтересованность.

  1. Формируйте основы речевого этикета. Обучайте воспитанников слушать ответы других людей. Самих дошкольников не торопите с ответом. Давайте время

на обдумывание и формулирование предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Мастер-класс "Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"

Материалы мастеркласса для педагогов ДОУ по теме""Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...