ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ТЕМА: «Игры на развитие речевого дыхания»
методическая разработка по логопедии

Ахметгалиева Анна Михайловна

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

 

ТЕМА: «Игры на развитие речевого дыхания»

 

Учитель-логопед, Ахметгалиева Анна Михайловна,

Учитель-логопед, Борискина Марина Анатольевна.

МБДОУ «Детский сад № 111 «Серебряное копытце»

Цель: Распространение педагогического опыта по изготовлению и применению тренажеров для развития речевого дыхания и игровых упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_igry_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

ТЕМА: «Игры на развитие речевого дыхания»

Учитель-логопед, Ахметгалиева Анна Михайловна,

Учитель-логопед, Борискина Марина Анатольевна.

МБДОУ «Детский сад № 111 «Серебряное копытце»

Цель: Распространение педагогического опыта по изготовлению и применению тренажеров для развития речевого дыхания и игровых упражнений.

Что мы знаем о дыхании?

есть физиологическое дыхание и дыхание речевое.

Работа над дыханием- одно из важных направлений логопедической работы с детьми с ТНР, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы, которая у данной категории детей часто оказывается нарушенной.

     Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

     Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи    базируется на выработке у ребёнка с ТНР следующих основных противопоставлений.

Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струи

Воздушная струя.

  • Широкая  (при произнесении шипящих звуков)
  • Узкая (при произнесении свистящих звуков)
  • Тёплая (при произнесении шипящих звуков.
  •  Холодная (при произнесении свистящих звуков)
  • Слабая
  •  Сильная
  • Рассеянная
  • Направленная

Только регулярные занятия                                                                                                                          способствуют развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

  •  Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  • Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  •  Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
  •  Следить за точностью направления воздушной струи.
  •  Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  •  Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
  •  Нельзя надувать щёки.
  • Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
  •  На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  •  Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
  •  Упражнения могут выполняться под счёт.

Ход мастер-класса

Мастер-класс «Веселая лягушка» рассчитан для совместного изготовления пособия взрослыми и детьми дошкольного возраста.

Назначение: развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Цель использования тренажера: формирование у детей плавного длительного выдоха, укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.

Задачи:

  • - формировать практические навыки работы с бумагой;
  • - развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  • - совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения;
  • - воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость.

Один из вариантов такого пособия предлагаем Вам, уважаемые коллеги.

Для работы необходимо:

-белая и черная бумага

-цветной фоамеран;

- двусторонний скотч, ножницы;

- коктейльные трубочки;

1. Сначала из листа фоамерана вырезаем круг, один большой и два маленьких. По шаблону вырезаем лапки.

2. Сгибаем круг пополам, в середине делаем маленькое отверстие для трубочки

3. Собираем лягушку. По центру укладываем трубочку, слегка прижимая ее к бумаге.

4. Затем берем полоску красной бумаги шириной 4 см и длиной 20см (язык). Сгибаем пополам и склеиваем по краю.

5. Вставляем трубочку в «язык». Приклеиваем язык в нижней части нашей заготовки

6.. Из небольшого кусочка белой бумаги вырезаем глазки, а черным маркером рисуем на них зрачки. После этого приклеиваем глазки.

7. Теперь осталось подкрутить язык. Делаем это с обратной стороны руками.

8. Наша лягушка из бумаги готова и теперь если подуть в трубочку, то ее язык будет забавно двигаться. Такая бумажная поделка понравится любому ребенку, который может принять самое непосредственное участие в ее создании.

Вопросы участников мастер-класса к педагогам.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»

Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...

МАСТЕР КЛАСС для педагогов по изготовлению пособий на развитие речевого дыхания у дошкольников

На дефекты дыхания у детей, к сожалению, мы не обращаем должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носов...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер – класс для родителей «Упражнения и игры для развития речевого дыхания»

Цель мастер – класса: создать условия для овладения родителями упражнениями и играми, направленными на развитие речевого дыхания.Задачи:•Познакомить родителей с понятием «речевое дыха...

Мастер – класс для родителей по изготовлению пособия для развития речевого дыхания «Веселая вертушка»

Цель мастер-класса: показать родителям как можно изготовить пособие для дыхательной гимнастики и применить его. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация работы верхних дыхате...

Мастер класс для родителей по изготовлению пособия на развитие речевого дыхания у дошкольников с ОВЗ

Мастер-класс направлен на повышение знаний родителей  по теме «Развитие  речевого дыхания» у детей с ОВЗ. И обучение родителей воспитанников с ОВЗ технологии изготовления иг...

Мастер-класс для родителей по изготовлению пособия для развития речевого дыхания "Послушный ветерок".

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источни...