МАСТЕР КЛАСС для педагогов по изготовлению пособий на развитие речевого дыхания у дошкольников
материал по развитию речи

Жуковская Екатерина Александровна

На дефекты дыхания у детей, к сожалению, мы не обращаем должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx141.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеE:\Видео для визитки\tb3ku-6litI.png

«Мыскаменский детский сад»

 МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОСОБИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                                         Жуковская Е.А.

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по теме «Развитие физиологического и речевого дыхания».

Задачи:

1.Рассказать о значении дыхательной гимнастики

2.Познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики

3.Отработать навыки правильного диафрагмального дыхания, силы и продолжительности выдоха в процессе двигательных упражнений

4.Познакомить с играми на развитие дыхания у детей

5. Научить педагогов технологии изготовления игрушек-тренажёров для развития речевого дыхания у детей

Ход мастер класса

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада видеть вас сегодня на моём мастер классе. Я предлагаю Вам задержать дыхание. Вдохнули. Сколько мы сможем с Вами не дышать? Как вы думаете, о чём мы сегодня с Вами будем говорить. Да, говорить мы будем сегодня о дыхании. Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без еды и воды несколько дней, но без воздуха всего несколько минут.

На дефекты дыхания у детей, к сожалению, мы не обращаем должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме.

Дышать надо через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Кроме того, что носовое дыхание эффективно защищает лёгкие от пыли, переохлаждения, и адаптирует их к холодному воздуху, правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое (фонационное) дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а затем соединяется в речевой поток. Понять это можно, проведя небольшой эксперимент. Попробуйте приблизить ко рту ладонь и произнести звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась Вашей ладони. На выдохе рождается звук.

Речевое фонационное дыхание даёт не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. Речевой вдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания не остаётся постоянным. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь.

От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А значит, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом помогут упражнения по дыхательной гимнастике. Попробуем вместе проконтролировать правильное речевое дыхание. Поможет в этом собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий, выдох - длительный, плавный.

Прежде чем, мы попробуем выполнить ещё несколько упражнений, я напомню Вам требования по проведению дыхательной гимнастики:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 градусов;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • нельзя заниматься сразу после приёма пищи;
  • нельзя заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лёжа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Учёными Психологического института было установлено, что дыхание – наиболее важный для жизнедеятельности организма физический фактор, который тесно связан с психологическими факторами (эмоции, мотивация, самосознание).

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания предполагает решение следующих задач: (которые вы видите на слайде)

  • улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;
  • вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох;
  • развивать звуковой (фонационный) выдох;
  • развивать речевое дыхание;
  • тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Выполнять дыхательные упражнения нужно в игровой форме – это вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребёнок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.

Теперь мы можем приступить к дыхательной гимнастике, которая выполняется в сочетании с движениями. Начнём её с дыхательной разминки.

«Разминка».

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Сейчас мы попробуем с вами сделать упражнение «Ёжик», необходимо встать, руки расслаблены внизу, мы поворачиваем голову влево - вправо, при движении головы в стороны, мы делаем шумный вдох, при возвращении головы в и. п. делаем произвольный, мягкий выдох. Эти упражнения помогают развивать не только дыхание, но и действуют на разные группы мышц, что укрепляет организм ребенка и соответственно активизирует иммунную систему. Чувствуете, как напрягаются мышцы шеи, и работает диафрагма? Не очень? Это потому, что делаете вы только первый раз, при ежедневном использовании этих упражнений, ощущения будут меняться.

Достаточно, много упражнений из комплекса мы выполнять не будем. Так как не делаем это каждый день, и может закружиться голова. Весь комплекс упражнений такой зарядки у меня есть, кого заинтересовала, могу поделиться.

Существует много игровых комплексов для проведения дыхательной гимнастики. Они есть у всех воспитателей.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории. А также используйте фантазию и придумывайте игрушки самостоятельно. Сегодня я бы хотела Вас научить, как можно из подручных материалов сделать игрушку, с помощью которой можно выполнять дыхательные упражнения. Упражнение с этим пособием вырабатывает направленную воздушную струю. Я подготовила материалы для игрушки и фотографию итогового результата. Я приглашаю желающих педагогов пройти за стол и попробовать изготовить пособие для дыхательной гимнастики.

С оставшимися педагогами мы побеседуем о том, какие упражнения нам помогут понять достаточно ли длительный выдох у ребёнка. Какие у Вас предположения. (Высказывания педагогов)

На слайде:

«Пузырьки»

Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго. Также можно использовать мыльные пузыри.

«Дудочка».

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Лети, бабочка!»

Нам понадобятся 2-3 яркие бумажные бабочки. Перед началом гимнастики к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Вместо бабочек можно использовать снежинки (зимой, осенние листья (осенью, птички)

«Вертушка»

Нам понадобится игрушка-вертушка. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Предлагаем ребенку подуть на вертушку медленно, потом быстро.

«Футбол»

Нам понадобятся карандаши с гладкой или ребристой поверхностью (маленькие легкие мячики, контейнер из под киндер сюрприза). Ребенок сидит за столом. Предлагаем ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Так же можно построить ворота и забивать голы туда. 

(в одну из игр играем, если группа педагогов не готова, в изготовлении игрушки)

А сейчас давайте посмотрим, что же получилось у наших коллег. Продемонстрируйте нам пособие.

1.Соедините 2 бутылки при помощи двухсторонних наклеек.
2. На каждую бутылку наденьте по перчатке из тонкой резины.
3.Оберните бутылки скотчем так, чтобы основание перчаток было плотно прижато к бутылкам.
4.С помощью аксессуаров придайте образ оленя бутылкам.
5. С обратной стороны бутылок проделайте 2 отверстия и вставьте коктейльные трубочки.
Игра для дыхательной гимнастики готова.

Для лучшего эффекта перед игрой перчатки заправьте в бутылки, чтобы ребенок не догадался, что вылетят рога.

(Трубочки меняем для каждого)

Спасибо большое за участие.

Итог

Ну а закончить наш мастер класс я предлагаю дыхательным упражнением «Хоккей». Я раздаю Вам  ватные диски красного и синего цвета. Это шайбы, а ваша направленная сильная струя – это клюшка. Попробуйте направить красный шарик в ворота, если мастер класс был интересным, полезным. И синий шарик, если эта тема Вас не заинтересовала.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Изготовление пособий для развития речевого дыхания детей»

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения необходимо правильное речевое дыхание, в развитии которого может помочь дыхательная гимнастика.  Специальные дыхательные упражнения способ...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...

Мастер-класс для родителей по изготовлению пособия для развития сенсорики "Новогодняя ёлочка"

В преддверии Нового года во второй младшей группе детского сада № 15 Колпинского района Санкт-Петербурга прошел мастер-класс по изготовлению пособия "Новогодняя ёлочка". В ходе мастер-класса...

«Изготовление пособий для развития речевого дыхания детей»

ull; Познакомить воспитателей с разными видами пособий для развития речевого дыхания детей;• Побудить к широкому использованию пособий для развития речевого дыхания детей в детском саду.• ...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению пособий для развития мелкой моторики у детей.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению пособий для развития мелкой моторики у детей....

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер – класс для родителей по изготовлению пособия для развития речевого дыхания «Веселая вертушка»

Цель мастер-класса: показать родителям как можно изготовить пособие для дыхательной гимнастики и применить его. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация работы верхних дыхате...