ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
консультация по логопедии

Ахметгалиева Анна Михайловна

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

 

ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

 

Учитель-логопед

Ахметгалиева Анна Михайловна,

МБДОУ «Детский сад № 111

 «Серебряное копытце»

Цель: научить педагогов  приемам нейропсихологической коррекции детей с нарушениями речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

Учитель-логопед

Ахметгалиева Анна Михайловна,

МБДОУ «Детский сад № 111

 «Серебряное копытце»

Цель: научить педагогов  приемам нейропсихологической коррекции детей с нарушениями речи.

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда.  Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи

В настоящее время очень редко встречаются не осложненные нарушения речи. Функциональная дислалия - редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с неврологической симптоматикой.

Традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим комплексный подход.

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звукопроизношения»?

  • Логопедический массаж.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Речедвигательная ритмика

Нейропсихологическая коррекция

Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией.

Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дельфины» содержит упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения, которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и произношение.

Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

В своей работе я использую элементы Программы «Дельфины»

"Программа "Дельфины" - это комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, созданная нейропсихологом Анной Владимировной Семенович и логопедом Татьяной Николаевной Ланиной на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий. Программа "Дельфины" направлена на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей.

В программе интегрированы все необходимые виды нейропсихологических и логопедических воздействий:

•  открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения (вперед — назад, вправо — влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

•  язык широкий, узкий,   «трубочкой»,   «катушкой»; язык — «жало змеи»,  «часики»,  «качели»; чередование всех этих положений и движений языка;

•  движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья, шипения и цоканья.

На первом этапе Дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный (взаимный; сопряженный, перекрестный)характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.

Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу, состоящую из 7 блоков. Поскольку каждый из них присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным представить их в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений, помечаются условным обозначением (+), а меняющиеся — (-).

Блок I. Разминка

Блок II. Растяжки рук

Блок III. «Море»

Блок IV. Пальчиковая гимнастика

Блок V. «Глазодвигательный репертуар»

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

Блок VII. Механическая гимнастика для рук

Ход мастер-класса

Содержание мастер-класса определим, разгадав ребус

Нейропсихология изучает, как формируется, развивается и функционирует мозг человека.

Когда речевые нарушения детей осложнены неврологической симптоматикой, то положительной динамики можно  достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией. Важно знать, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может  частично использовать элементы нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами,  в виде  игр и упражнений,  на своих занятиях.

Изучив литературу, предлагаю обратить вам ваше внимание на программу нейропсихологической коррекции «Дельфины».

Нейропсихологическая коррекция речевых проблем

Нейропсихолог А.В.Семенович и логопед Т.Н.Ланина создали программу «Дельфины»  на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи

Режим доступа:

http://do.gendocs.ru/docs/index-245707.html?page=5

В  работе я  использую элементы  Программы и с некоторыми приемами хочу познакомить вас, ув. коллеги

Приглашаю 6 человек, для ознакомления  с приемами нейропсихологической программы

Блок III. «Море»

1 «Море» (+)      слайды с картинками Сценарий:  «На море плещутся волны:

 а) маленькие

а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой

б) и …большие. Вот такие!

б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу.

в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

е) Один нырнул, а другой вынырнул.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.

Ж) А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

ж) большие пальцы каждой руки зажимают согнутый указательный палец. Свободные  пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

и)  Ну-ка показали все ножки - осминожки.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!

й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

2 Упражнения для щек

     «Хомяк»(-)слайд
Сценарий :

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой - голодный.

а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека (4 раза). Далее щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны (4 раза).

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом

Блок VII. Механическая гимнастика для рук

3 Механическая гимнастика для рук 

Полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.
Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств:

Например, жестких и мягких щеточек,

Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами.

Взрослый проводит,  жесткой  щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое.

Так на контрасте (мягко-жестко, т.д.) оптимизируется чувствительность рук.

Описать и сравнивать свои ощущения

Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру:

«Угадай, что я нарисовала на руке?» геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, ребенок должен назвать, какую фигуру нарисовал, нарисовать (вместе с педагогом и самостоятельно), на бумаге.

 «Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).
Подобная работа проводится и с ладонями ребенка.

Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони.

Далее растирается каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков.

Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».

Работа с аудиторией

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

Упражнения для языка
«Язык-путешественник»(-)

 Если какие-то этапы представления сказки “Язык – путешественник” вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.

Сценарий: 

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. 

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

б) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач. 

б) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).

в) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так. 

в) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (б).

Заключение

Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что использование элементов нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами,  в виде  игр и упражнений  на  занятиях способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств.

Программы углубленного сопровождения базиса речевого развития (автор Татьяна Николаевна Ланина)

  • Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.
  • Программы «Карусели» Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.
  • Программа «Колокольчик». Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха) и фонетико-фонематических процессов (речевого слуха).
     Программа «Логоритм»

 Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.

В данной главе собраны всевозможные стихотворения, прибаутки, потешки, сочетаемые с общей, мелкой и артикуляционной моторикой и представленные в виде физкультминуток и пальчиковых игр. Использование данного методического материала дано в усредненном виде и может быть использовано для детей от 3 до 6 лет на фронтальных, индивидуальных занятиях, в рамках домашнего задания.

Программа «Карусели»

Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.

Программа направлена на формирование сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития речи у детей дошкольного возраста. В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции.

Коррекционная работа с детьми 3—4 лет по развитию сенсомоторного уровня речи должна быть внедрена в дошкольных образовательных учреждениях в основные режимные моменты, занятия, утренники в виде наиболее простых и доступных упражнений.

Программа «Колокольчик»

Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. 

Данная программа представляет цикл занятий, направленных на развитие слухового восприятия — неречевого и речевого (фонетико-фонематического) — у детей дошкольного возраста. Она может использоваться как для совершенствования, абилитации речевых процессов, так и для их коррекции при отклоняющемся развитии.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу.

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111 «Серебряное копытце» МАСТЕР-КЛАСС «Современные эффективные приемы в логопедической работе » Ахметгалиева Анна Михайловна, учитель-логопед

Слайд 2

, ,, ,,, П ЛОГИЯ

Слайд 3

Программа Нейропсихологическая коррекция речевых нарушений Авторы Нейропсихолог А.В.Семенович и логопед Т.Н. Ланина Программа разработана на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи Режим доступа : http://do.gendocs.ru/docs/index245707.html?page=5

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Мастер-класс «Постер-консультация — одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенн...

МАСТЕР – КЛАСС «Бумагопластика как одна из современных коррекционных технологий в работе с детьми ОВЗ»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных коррекционных технологий....

Презентация "Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Мастер - класс для педагогов и родителей: "«Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками»

одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. ...

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...

Мастер класс для педагогов на тему "Применение интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками"

В настоящее время тема патриотизма очень важна для нашей страны, для нас, россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и ...