Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.
Формирование зрительных образов букв П, Т.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ЗВУКОВ и БУКВ П – Т»
(подготовительная группа)
Подготовила:
учитель-логопед ГБОУ Школа № 2026 УК №4
Колесник Т.В.
ТЕМА: Дифференциация звуков и букв П – Т.
Цели: Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.
Формирование зрительного образа букв П, Т.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание и восприятие, переключение внимания;
- развивать зрительное внимание и память;
- формировать соматогностические представления;
- закреплять умение употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа;
- закреплять знания об артикуляционных и акустических признаках звуков
П, Т;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- формировать навыки буквенного анализа и синтеза.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- прививать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование:
компьютер, экран, доска, диск с записью звуков леса, игрушки «пчелки», звуковые картинки, пособие «Умные кубики», домики-ульи, карточки с буквами, зеркала по количеству детей.
Х О Д З А Н Я Т И Я:
1.Оргмомент.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу!
Давайте отправимся в необычную школу – лесную. Как вы думаете, почему она называется лесная? (ответы детей)
Напомните мне, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
2.Формирование слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Логопед: Пройдемся по осеннему лесу и прислушаемся к звукам, которые здесь раздаются. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).
Дети отвечают, что слышат.
3.Формирование напрвленности внимания к усвоению окончаний родительного падежа множественного числа.
Логопед подводит детей к большому экрану с изображением леса.
Логопед: Расскажите, каких деревьев много в лесу?
Дети: много берез, тополей, лип, елок, сосен, рябин, кленов.
4. Введение в тему занятия.
Логопед: Пойдемте дальше. Вот и лесная школа. Что-то нас никто не встречает? Проходите, садитесь.
Я вижу письмо. Письмо от директора школы Топтыгина Михайла Потапыча.
Логопед распечатывает и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Извините, встретить вас не могу, рою берлогу на зиму. Но хочу, чтобы вы поговорили сегодня о звуках, которые есть в моей фамилии. Отгадайте их:
1.Губы я сложу вместе, потом выдохну порезче,
Пыхчу я глухо. Нету голоса у звука. (П)
2. Языком, передним краем в верхние зубы ударяю,
Будто молоточком я играю. Молоточек стучит, а голос молчит. (Т)
5.Формирование артикуляционных и акустических признаков звуков «П» - «Т».
Логопед: Ребята, возьмите зеркало. Посмотрим в зеркало и произнесем П…П
А теперь Т…Т
Расскажите, чем отличается произношение этих звуков.
Дети рассказывают об артикуляции звуков (П- губы смыкаются и размыкаются, Т – рот приоткрыт, язык стучит в верхние зубы).
Кто догадается и скажет, чем похожи звуки? ( Согласные, твердые, глухие.)
Сегодня мы будем различать эти звуки.
6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза, переключения внимания.
Логопед. Михайло Потапыч дает вам задание:
а)Услышите звук «П» - присядите, на звук «Т» - подпрыгните.
- Т – Т –П – К – П – П – Т – З – П – Т – Т – П – М – П – Т – П - П
- АТ –ТУ – ОП – ТА – ИК – УП – ПО – ТЫ – ТУ – УТ
- ПАУК – ТОПОЛЬ – ЛИСТ – ТРАВА – ПРИХОДИ –СТУЛ – ТОРТ – КАПАЮ – ПАРОХОД, ПЧЕЛЫ.
б) Следующее задание: Закончи слово звуком «П» или «Т». Назови получившееся слово:
Хала…(т), укро…(п), бан…(т), бин…(т), су…(п), хло…(п), сто…(п), буке…(т).
в) Ребята, вспомните, какие деревья мы видели в лесу? (Логопед показывает картинки с изображением деревьев).
В названии каких деревьев есть звуки П, Т? (липы, тополя).
7.Физминутка. Освоение телесного пространства.
Логопед: Здесь еще письмо! (Читает письмо)
«Посылаю к вам лесных пчел. Расселите их по домикам. Пора им
прятаться от осенних холодов.»
Логопед: Ребята, пчелки хотят поиграть с вами и проверить, как вы
ориентируетесь в частях тела. (логопед раздает пчел на палочке и дает команды):
-пчелка летит над головой;
-присела на груди
-пролетела под носом;
-спряталась под подбородком;
- промелькнула перед глазами;
- пролетела между колен;
- спряталась за ухом;
- присела на левое плечо.
(Логопед хвалит детей за правильное выполнение задания)
Логопед: Давайте расселим пчелок по домикам. Я раздам вам картинки.
Вы назовете картинку и определите, какой там звук «П» или «Т».
Если в названии картинки звук «Т», пчелы полетят налево,
а, если звук «П» - полетят направо.
(паук, листок, трава, пчелы, куст, палка)
8.Формирование зрительного образа букв П – Т
Логопед: Ребята, чтобы записать звуки, нужны ?….(Дети: «буквы»). Давайте вспомним, на что похожа буква П, Т.
(Можно зачитать стишки) Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!
Давайте руками покажем эти буквы.
П – дети ставят руки на локти и соединяют горизонтально ладони.
Молоток стучит «тук-тук», букве Т я старый друг.
.Т – дети ставят одну руку вертикально, другую накладывают горизонтально.
Логопед. Смотрите, здесь еще письмо! От белки! (Читает письмо)
«Ребята, помогите , пожалуйста. У меня сломались буквы , и теперь я их не узнаю. »
Логопед: Помогите белке. Определите, какая это буква и допишите ее.
Логопед раздает листы бумаги с буквами, у которых не дописаны элементы.
9. Буквенный анализ и синтез.
Логопед: Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем с буквами.
Дети работают с кубиками, на которых изображены буквы.(Пособие умные кубики).
УТ – (дети выкладывают буквы)
А теперь поменяйте местами буквы, что получилось?
- ТУ . добавьте букву Т– ТУТ.
Замените букву У на О – ТОТ.
Замените последнюю Т на П– ТОП .
Замените первую Т на П – ПОП. Логопед хвалит детей.
Логопед. Иногда буквы встречаются и встают рядом. Надо быть внимательными и не перепутать их. Давайте потренируемся.
Дети читают на доске:
ПТА – ТПО – УПТ – ОПТ – ТПУ – ПТУ
10.Итог занятия.
Логопед. По-моему, все задания директора Топтыгина мы выполнили.
Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?
Ответы детей.
Логопед. За отличную работу Михайло Потапыч приготовил вам сладкие подарки.
Логопед раздает конфеты «Мишка косолапый».