Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Колесник Татьяна Викторовна

Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.

Формирование зрительных образов букв П, Т.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    

                                                                         

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ЗВУКОВ и БУКВ П – Т»

(подготовительная группа)

Подготовила:

учитель-логопед ГБОУ Школа № 2026 УК №4

Колесник Т.В.

 ТЕМА: Дифференциация звуков и букв П – Т.

Цели: Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.

            Формирование зрительного образа букв П, Т.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать слуховое внимание и восприятие, переключение внимания;

- развивать зрительное внимание и память;

- формировать соматогностические представления;

- закреплять умение употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа;

- закреплять знания об артикуляционных и акустических признаках звуков

 П, Т;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать навыки буквенного анализа и синтеза.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- прививать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

 компьютер, экран,  доска, диск с записью звуков леса, игрушки «пчелки», звуковые картинки,  пособие «Умные кубики»,  домики-ульи, карточки с буквами, зеркала по количеству детей.

 Х О Д    З А Н Я Т И Я:

1.Оргмомент.

Логопед:  Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу!

Давайте отправимся в необычную школу – лесную. Как вы думаете, почему она называется лесная?  (ответы детей)

 Напомните мне, какое время года сейчас?

Дети: Осень.

2.Формирование слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Логопед: Пройдемся по осеннему лесу и прислушаемся к звукам, которые здесь раздаются.  (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Дети отвечают, что слышат.

3.Формирование напрвленности  внимания к усвоению окончаний родительного падежа множественного числа.

Логопед подводит детей к большому экрану с изображением леса.

Логопед: Расскажите, каких деревьев много в лесу?

Дети:  много берез, тополей, лип, елок, сосен, рябин, кленов.

4. Введение в тему занятия.

Логопед: Пойдемте дальше. Вот и лесная школа. Что-то нас никто не встречает? Проходите, садитесь.

Я вижу письмо. Письмо от директора школы Топтыгина Михайла Потапыча.

Логопед распечатывает и читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Извините, встретить вас не могу, рою берлогу на зиму. Но хочу, чтобы вы поговорили сегодня о звуках, которые есть в моей фамилии. Отгадайте их:

1.Губы я сложу вместе, потом выдохну порезче,

   Пыхчу я глухо. Нету голоса у звука.   (П)

2. Языком, передним краем в верхние зубы ударяю,

    Будто молоточком я играю. Молоточек стучит, а голос молчит. (Т)

5.Формирование артикуляционных и акустических признаков звуков «П» - «Т».

Логопед: Ребята, возьмите зеркало. Посмотрим в зеркало и произнесем П…П

                   А теперь Т…Т

                  Расскажите, чем отличается произношение этих звуков.

Дети рассказывают об артикуляции звуков (П- губы смыкаются и размыкаются, Т – рот приоткрыт, язык стучит в верхние зубы).

Кто догадается и скажет, чем похожи звуки?  ( Согласные, твердые, глухие.)

Сегодня мы будем различать эти звуки.

6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза, переключения внимания.

Логопед. Михайло Потапыч дает вам задание:

а)Услышите звук «П» - присядите, на звук «Т» - подпрыгните.

- Т – Т –П – К – П – П – Т – З – П – Т – Т – П – М – П – Т – П - П

- АТ –ТУ – ОП – ТА – ИК – УП – ПО – ТЫ – ТУ – УТ

- ПАУК – ТОПОЛЬ – ЛИСТ – ТРАВА – ПРИХОДИ –СТУЛ – ТОРТ – КАПАЮ – ПАРОХОД, ПЧЕЛЫ.

б) Следующее задание: Закончи слово звуком «П» или «Т». Назови получившееся слово:

Хала…(т), укро…(п),  бан…(т),  бин…(т),  су…(п),  хло…(п),  сто…(п),  буке…(т).

в) Ребята, вспомните, какие деревья мы видели в лесу? (Логопед показывает картинки с изображением деревьев). 

В названии каких деревьев есть звуки П, Т? (липы, тополя).

7.Физминутка. Освоение телесного пространства.

Логопед: Здесь еще письмо! (Читает письмо)

                  «Посылаю к вам лесных пчел. Расселите их по домикам. Пора им    

                    прятаться от осенних холодов.»

Логопед: Ребята, пчелки хотят поиграть с вами и проверить, как вы

                 ориентируетесь в частях тела. (логопед раздает пчел на палочке и дает команды):

-пчелка летит над головой;                                          

 -присела на груди                  

-пролетела под носом;                                                  

-спряталась под подбородком;  

- промелькнула перед глазами;                              

 - пролетела между колен;

- спряталась за ухом;                                                    

 - присела на левое плечо.

(Логопед хвалит детей за правильное выполнение задания)

Логопед:  Давайте расселим пчелок по домикам. Я раздам вам картинки.

                   Вы назовете картинку и определите, какой там звук «П» или «Т».      

                    Если в названии картинки звук «Т», пчелы полетят налево,

                    а, если  звук «П» - полетят направо.

                      (паук, листок, трава, пчелы, куст, палка)   

8.Формирование зрительного образа букв П – Т

Логопед: Ребята, чтобы записать звуки, нужны ?….(Дети: «буквы»). Давайте вспомним, на что похожа буква П, Т.

(Можно зачитать стишки) Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.

                                              Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!

Давайте руками покажем эти буквы.

 П – дети ставят руки на локти и соединяют горизонтально ладони.

Молоток стучит «тук-тук», букве Т я старый друг.

.Т – дети ставят одну руку вертикально, другую накладывают горизонтально.

Логопед.  Смотрите, здесь еще письмо! От белки! (Читает письмо)

                  «Ребята, помогите , пожалуйста. У меня сломались буквы , и теперь я их не узнаю. »

Логопед: Помогите белке. Определите, какая это буква и допишите ее.

Логопед раздает листы бумаги с буквами, у которых не дописаны элементы.

9. Буквенный анализ и синтез.

Логопед: Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем с буквами.  

Дети работают с кубиками, на которых изображены буквы.(Пособие умные кубики).

 УТ –  (дети выкладывают буквы)

А теперь поменяйте местами буквы, что получилось?

- ТУ . добавьте букву Т– ТУТ.

Замените букву У на О – ТОТ.

Замените последнюю Т на П– ТОП .

Замените первую Т на П – ПОП.  Логопед хвалит детей.

Логопед. Иногда буквы встречаются и встают рядом. Надо быть внимательными и не перепутать их. Давайте потренируемся.

Дети читают на доске:

ПТА – ТПО – УПТ – ОПТ – ТПУ – ПТУ

10.Итог занятия.

Логопед. По-моему, все задания директора Топтыгина мы выполнили.

                 Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?

Ответы детей.

Логопед. За отличную работу Михайло Потапыч приготовил вам сладкие подарки.

Логопед раздает конфеты «Мишка косолапый».