Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Колесник Татьяна Викторовна

Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.

Формирование зрительных образов букв П, Т.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    

                                                                         

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ЗВУКОВ и БУКВ П – Т»

(подготовительная группа)

Подготовила:

учитель-логопед ГБОУ Школа № 2026 УК №4

Колесник Т.В.

 ТЕМА: Дифференциация звуков и букв П – Т.

Цели: Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.

            Формирование зрительного образа букв П, Т.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать слуховое внимание и восприятие, переключение внимания;

- развивать зрительное внимание и память;

- формировать соматогностические представления;

- закреплять умение употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа;

- закреплять знания об артикуляционных и акустических признаках звуков

 П, Т;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать навыки буквенного анализа и синтеза.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- прививать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

 компьютер, экран,  доска, диск с записью звуков леса, игрушки «пчелки», звуковые картинки,  пособие «Умные кубики»,  домики-ульи, карточки с буквами, зеркала по количеству детей.

 Х О Д    З А Н Я Т И Я:

1.Оргмомент.

Логопед:  Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу!

Давайте отправимся в необычную школу – лесную. Как вы думаете, почему она называется лесная?  (ответы детей)

 Напомните мне, какое время года сейчас?

Дети: Осень.

2.Формирование слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Логопед: Пройдемся по осеннему лесу и прислушаемся к звукам, которые здесь раздаются.  (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Дети отвечают, что слышат.

3.Формирование напрвленности  внимания к усвоению окончаний родительного падежа множественного числа.

Логопед подводит детей к большому экрану с изображением леса.

Логопед: Расскажите, каких деревьев много в лесу?

Дети:  много берез, тополей, лип, елок, сосен, рябин, кленов.

4. Введение в тему занятия.

Логопед: Пойдемте дальше. Вот и лесная школа. Что-то нас никто не встречает? Проходите, садитесь.

Я вижу письмо. Письмо от директора школы Топтыгина Михайла Потапыча.

Логопед распечатывает и читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Извините, встретить вас не могу, рою берлогу на зиму. Но хочу, чтобы вы поговорили сегодня о звуках, которые есть в моей фамилии. Отгадайте их:

1.Губы я сложу вместе, потом выдохну порезче,

   Пыхчу я глухо. Нету голоса у звука.   (П)

2. Языком, передним краем в верхние зубы ударяю,

    Будто молоточком я играю. Молоточек стучит, а голос молчит. (Т)

5.Формирование артикуляционных и акустических признаков звуков «П» - «Т».

Логопед: Ребята, возьмите зеркало. Посмотрим в зеркало и произнесем П…П

                   А теперь Т…Т

                  Расскажите, чем отличается произношение этих звуков.

Дети рассказывают об артикуляции звуков (П- губы смыкаются и размыкаются, Т – рот приоткрыт, язык стучит в верхние зубы).

Кто догадается и скажет, чем похожи звуки?  ( Согласные, твердые, глухие.)

Сегодня мы будем различать эти звуки.

6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза, переключения внимания.

Логопед. Михайло Потапыч дает вам задание:

а)Услышите звук «П» - присядите, на звук «Т» - подпрыгните.

- Т – Т –П – К – П – П – Т – З – П – Т – Т – П – М – П – Т – П - П

- АТ –ТУ – ОП – ТА – ИК – УП – ПО – ТЫ – ТУ – УТ

- ПАУК – ТОПОЛЬ – ЛИСТ – ТРАВА – ПРИХОДИ –СТУЛ – ТОРТ – КАПАЮ – ПАРОХОД, ПЧЕЛЫ.

б) Следующее задание: Закончи слово звуком «П» или «Т». Назови получившееся слово:

Хала…(т), укро…(п),  бан…(т),  бин…(т),  су…(п),  хло…(п),  сто…(п),  буке…(т).

в) Ребята, вспомните, какие деревья мы видели в лесу? (Логопед показывает картинки с изображением деревьев). 

В названии каких деревьев есть звуки П, Т? (липы, тополя).

7.Физминутка. Освоение телесного пространства.

Логопед: Здесь еще письмо! (Читает письмо)

                  «Посылаю к вам лесных пчел. Расселите их по домикам. Пора им    

                    прятаться от осенних холодов.»

Логопед: Ребята, пчелки хотят поиграть с вами и проверить, как вы

                 ориентируетесь в частях тела. (логопед раздает пчел на палочке и дает команды):

-пчелка летит над головой;                                          

 -присела на груди                  

-пролетела под носом;                                                  

-спряталась под подбородком;  

- промелькнула перед глазами;                              

 - пролетела между колен;

- спряталась за ухом;                                                    

 - присела на левое плечо.

(Логопед хвалит детей за правильное выполнение задания)

Логопед:  Давайте расселим пчелок по домикам. Я раздам вам картинки.

                   Вы назовете картинку и определите, какой там звук «П» или «Т».      

                    Если в названии картинки звук «Т», пчелы полетят налево,

                    а, если  звук «П» - полетят направо.

                      (паук, листок, трава, пчелы, куст, палка)   

8.Формирование зрительного образа букв П – Т

Логопед: Ребята, чтобы записать звуки, нужны ?….(Дети: «буквы»). Давайте вспомним, на что похожа буква П, Т.

(Можно зачитать стишки) Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.

                                              Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!

Давайте руками покажем эти буквы.

 П – дети ставят руки на локти и соединяют горизонтально ладони.

Молоток стучит «тук-тук», букве Т я старый друг.

.Т – дети ставят одну руку вертикально, другую накладывают горизонтально.

Логопед.  Смотрите, здесь еще письмо! От белки! (Читает письмо)

                  «Ребята, помогите , пожалуйста. У меня сломались буквы , и теперь я их не узнаю. »

Логопед: Помогите белке. Определите, какая это буква и допишите ее.

Логопед раздает листы бумаги с буквами, у которых не дописаны элементы.

9. Буквенный анализ и синтез.

Логопед: Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем с буквами.  

Дети работают с кубиками, на которых изображены буквы.(Пособие умные кубики).

 УТ –  (дети выкладывают буквы)

А теперь поменяйте местами буквы, что получилось?

- ТУ . добавьте букву Т– ТУТ.

Замените букву У на О – ТОТ.

Замените последнюю Т на П– ТОП .

Замените первую Т на П – ПОП.  Логопед хвалит детей.

Логопед. Иногда буквы встречаются и встают рядом. Надо быть внимательными и не перепутать их. Давайте потренируемся.

Дети читают на доске:

ПТА – ТПО – УПТ – ОПТ – ТПУ – ПТУ

10.Итог занятия.

Логопед. По-моему, все задания директора Топтыгина мы выполнили.

                 Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?

Ответы детей.

Логопед. За отличную работу Михайло Потапыч приготовил вам сладкие подарки.

Логопед раздает конфеты «Мишка косолапый».

   

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...