Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Федина Лилия Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой НОД для детей с ФФНР  в подготовительной к школе группе

Тема: «Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме»

Цель: различение звуков [Р],[Л] в произношении в словах,  слогах и  предложении; звукобуквенный анализ, слова; соотнесение графического изображения с буквами.

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная

Задачи:

Образовательные: закреплять навыки ориентировки в пространстве при дифференциации основных направлений пространства и движений, правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в»; продолжать учить различать согласные звуки [Р], [Л] в словах и предложениях; упражнять в составлении звуковых схем слов.

Развивающие: продолжать развивать  слуховое и зрительное внимание, фонематические процессы; формировать зрительное восприятие при графическом изображении букв.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание помочь другу

Предварительная работа:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  • Плдготовка органов артикуляция и постановка звуков [Л], [Р].
  • Закрепление звуков [Р], [Л] в словах, чистоговорках.
  • Автоматизация звуков [Р], [Л ] в спонтанной речи.
  • Обучение делению слов на слоги.
  • Обучение составлению звуковой схемы слова.

Оборудование: фишки красные, синие, зелёные, касса букв, предметные картинки на звуки [Р], [Л]  (в разной позиции); кукла Красная Шапочка; корзинка с заданиями; цветные магниты для составления звуковой схемы слова у мольберта, маркер, карточки с заданиями, ИКТ (игра «Вагончик»), индивидуальные тренажеры для глаз «Бабочка», мультимедийная установка (для просмотра презентации).

Ход занятия:

Вводная часть занятия.

- У нас в гостях Красная Шапочка, ей, как и вам, скоро нужно идти в школу, она очень волнуется и  просит помочь ей подготовиться к школе. Давайте мы с вами поможем ей, будем вместе выполнять различные задания. И, тогда, Красная шапочка увидит, что это не так страшно. Она сможет с лёгкостью отправиться в школу.

Давайте мы немного разомнемся и поиграем в игру «Эхо»

Дети повторяют чистоговорки на автоматизацию [р],[л]

ра-ра-ра - рама, радуга, гора

ло-ло-ло - ложка и стекло

ла-ла-ла - лампа и пила

ру-ру-ру - ручка, кенгуру

лы-лы-лы - шпалы и полы.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Основная часть занятия

- Ой, смотрите, что это за корзина такая? Она необычная, а с заданиями.

  1. Игра «Посчитай звуки и выложи слово» (приложение, слайд 1).

Дети определяют количество звуков в слове и выкладывают звуковую схему слова (один ребёнок на мольберте цветными магнитиками, другой на столе фишками)

Сугроб, пурга, алфавит, школа

2. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово» (приложение, слайд 2).

Ра Ю, Ра Ве, Ра Но, Ра У, Ра Ды, Ба Вер, Ка Пал, Ла Ми, Ка Пол, Ла Пи, Ка Вил.

3. Игра «Разложи картинки»

Дети поочерёдно берут картинки, называют, раскладывают из на две кучки: в одной слова со звуком [р], в другой со звуком [л].

4. Физкультминутка «Правая и левая»

- Давайте мы немного отдохнём и научим нашу гостью не путать право и лево.

Это — правая рука.

Это — левая рука.

Справа – шумная дуброва,

Слева — быстрая река.

Обернулись мы, и вот-

Стало всё наоборот:

Слева — шумная дуброва,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

5. Компьютерная игра «Вагончик»

На экране вагончик с тремя окошками. Дети определяют, в какой части слова стоят звуки [р] и [л], и расселяют картинки в соответствующие окошки вагона.

- Смотрите, нашей гостье всё больше нравится с вами играть, она уже перестала бояться, и по секрету мне сказала, что уже очень хочет попасть в школу, ей  понравилось учится. А мы давайте немного отдохнём и представим….

6. Гимнастика для глаз (проводится с целью активизации зрительных функций у детей перед письмом)

И.П. Туловище и голова находятся в неподвижном состоянии.

Вы находитесь в сказочном саду, и перед вами качаются качели, вверх, вниз. На этих качелях качается наша гостья.(«Вверх, вниз» (поднять руку медленно вверх, затем вниз, повторить 3-4раза).

А теперь вы увидели прекрасную бабочку, перелетающую с цветка на цветок ( «Вправо, влево» (отвести руку вправо, потом медленно влево, повторить 3-4раза).

В саду вечереет, вот уж и закат. Посмотрите, какое солнце огромное( «Круг» (очертить рукой круг слева направо, повторить 3-4раза)

А вот и на к вам на ладошку опустилась бабочка, она то приближается к вам, то отдаляется от вас («Приближение-отдаление» (тренажер медленно приблизить к носу и медленно отвести, повторить 3-4раз).

7. Упражнение «Допиши букву».

На карточках в словах не дописаны буквы Р - Л. Уточнить вместе с детьми, чем отличаются звуки от букв. (Приложение, слайд 3)

.. .ак па        апа .. .ома

па..та га... ка па. .ка . авка

Дети вставляют пропущенную букву и читают слова с буквой Л, затем с буквой Р.

8. Упражнение «Узнай букву»

На мольберте написано словосочетание «Красная Шапочка» (в буквах не дописаны часть элементов).

Дети должны догадаться, что она хотела написать Красная Шапочка и дописать каждую букву. Затем прочесть словосочетание хором. Определить, сколько в каждом слове букв и слогов.

  1. Работа с кассой букв. (Приложение, слайд 4)

Дети выкладывают предложение. Перед выкладыванием разбираем, сколько слов в предложении, сколько в каждом слове букв, сколько слогов в каждом слове.

СКОРО НАМ В ШКОЛУ

Заключительная часть

Ребята, сегодня к нам приходила Красная шапочка, вы помогли ей преодолеть все трудности, многому научили её, вместе справились со всеми заданиями. Надеемся, она будет очень хорошо учиться в школе. Она вас благодарит за замечательный день и желает вам оставаться такими же дружными, всегда помогать друг другу и во всем стараться. Ну а нам пора прощаться. Сегодня вы все молодцы! Пожелайте нашей гостье успехов (дети по очереди высказывают свои пожелания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)

Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. "В гости к гномам"

Занятие с использованием ИКТ.Цель: Познакомить детей со звуком и буквой ГЗадача: Ø     Закрепить умение различать  звук в словах.Ø     Находить его место в...