речевая готовность детей к школе
статья по логопедии (подготовительная группа)

Речевая готовность детей к школе. Успешность обучения ребенка при поступлении в школу во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Ребенок с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими эмоциями, договориться о чем-либо, попросить что-то и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог, вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы. Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс: 1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме. 3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко - буквенной структуры слова. 4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. 5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного. 6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт. Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и обеспечить речевую готовность ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность детей к школе.

  Успешность обучения ребенка при поступлении в школу во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Особое внимание следует уделить речевому развитию.

  Ребенок с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе  хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими эмоциями, договориться о чем-либо, попросить что-то и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог, вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

  Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс:

  1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

  2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

  3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко - буквенной структуры слова.

   4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

  5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

  6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт. Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. В психологическом развитии речь играет огромную роль.

   Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.

  Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и обеспечить речевую готовность ребёнка к школе.

Игры:

1. «Поймай звук»                                                                                                                                           

-Из ряда звуков выделите звук  С и хлопните в ладоши: а, с, м, р, ш, д.. –Повторить слова, которые начинаются на звук С: сани, кот, машина, сок и т.д.

2. «Найти первый звук в слове»                                                                                          Вы немного тянете первый звук в слове. Далее ребенок повторяет за Вами слово и ищет первый звук.

3. «Найти последний звук в слове»                                                                                          Вы немного тянете последний звук в слове. Далее ребенок повторяет за Вами слово и ищет последний звук.

4. «Звуковой анализ слов» 

Ребенок произносит слово и называет звуки. Например, слово ДОМ.

5. «Телеграф»                                                                                                                         Ребенку необходимо отхлопать слова, произнесенные по частям (ве-ло-си-пед, ми-ли-ци-о-нер, ре-гу-ли-ров-щик и т.д.)

6. «Звуковая схема слова»

  1. Определяем количество букв  2. Определяем количество слогов и слогов слияния 3. Выстраиваем звуковую схему.

 Гласные буквы - красным цветом, Согласные мягкие буквы - зеленым цветом, Согласные твердые буквы - синим цветом.

7. Игра «Чудо коробочки»  

Соотнести звук и картинку.

8. Игра «Засели дом»

Цель: упражнять в определении количества слогов в словах. Игровой материал: 1. Изображение 5 этажного дома из квадратов (нижний этаж – 5 квадратов для слов, состоящих из 5 слогов и т. Д.) 2. Предметные картинки по лексическим темам.

9. Игра «4 лишний» .

Необходимо найти лишнюю картинку в ряду.

10. Игра «Доскажи словечко».

11. «Назови ласково».

12. Рассказ по сюжетной картине «Зима» Цель: составить рассказ по сюжетной картине «Зима».

13. Рассказ по серии сюжетных картинок                                                            Цель: разложить карточки из серии сюжетных картинок в нужной последовательности, составить рассказ по их содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...