Главные вкладки

    «Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
    консультация (старшая группа)

    Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

    Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

    Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может

    быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

         В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в

    детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

    Поэтому, на формирование детской речи необходимо воздействовать, с самых ранних лет жизни.

    Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
    -Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

         -Существуют критерии готовности     к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

    Сформированность звуковой стороны речи.

    -В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

    -Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

    Сформированность фонематических процессов
    и навыков  анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.  

    -различать звуки на слух и в произношении ;

    -слышать и выделять первый и последний звук в слове;

    -определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

    - определять количество и последовательность звуков в слове;

    -называть слова с заданным звуком;

    -определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;

    -уметь составлять слова из звуков и т .д.

    Упражнения на формирование фонетических процессов:

    « Назови героя мультфильма и определи где находится  гласный»  КРОШ

    -

    Упражнение на дифференциацию твёрдых и мягких звуков:

    Помоги Тому и Тиму забрать свои предметы с ёлочки.

    -ПРОВЕДИ  ЗВУКОВОЙ  АНАЛИЗ  СЛОВ: ЗИМА, ЗУБЫ

    Связная речь

    К 7 годам ребёнок должен уметь

    -пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

    -составлять рассказ по сюжетной  картинке;

    -составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;

    -отвечать на вопросы по тексту.

    При пересказе (рассказе) обращается внимание

    -на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

    -на лексику (полнота и точность использования слов);

    -на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;

    -на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

    Словарный  запас

    -В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

    -Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

    -Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).

    -Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

    -Знать детёнышей животных и т.д.

    -Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

    Факторы  риска неуспеваемости в школе:

    -не умение организовать свою работу;

     -низкий уровень развития памяти;

    - бедный запас слов;

    - неумение грамотно строить предложение;

    -нарушение звукопроизношения;

    -низкий уровень координации движений пальцев;

    -не умение различать фигуры.


    Роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.

    Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

    -Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

     -проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

    - не ругать ребенка за неправильную речь;

    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

     -не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

    -больше общаться с ребёнком,  чаще читать .
    Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

    Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

    Правила работы в домашних тетрадях

    - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
    - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
    - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
    - задания должны быть прочитаны ребенку;
    - все задания выполняются до конца

    Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

    - коррекция звукопроизношения;
    - формирование грамотной, выразительной речи;
    - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
    - усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
    - индивидуальный подход к ребенку;
    - совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

    "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

                                           Л.А. Венгер.

      Уважаемые  родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

    В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

    Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

    В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

    Речевая готовность детей к школе.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

    презентация "Речевая готовность детей к школе"

    В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

    Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

    В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

    Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

    Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....