Лэпбук как одна из форм работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях ФГОС
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Соболева Ольга Борисовна

   Лэпбук как одна из форм работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях ФГОС

Неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка является овладение им лексико-грамматическим строем речи.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения.

Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Как правило эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения

   В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Главная цель работы по развитию речи — формирование и систематическое совершенствование языковых средств общения и мышления у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Лэпбук как одна из форм работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях ФГОС

Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопед ГБДОУ № 21 Колпинского р-на г.Санкт-Петербурга

Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель ГБДОУ № 21 Колпинского р-на г.Санкт-Петербурга

   Неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка является овладение им лексико-грамматическим строем речи.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения.

   Словарь — это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Выделяют пассивный и активный словарь.

   Пассивный словарь – возможность понимания слов, активный — употребление их в речи. Количественные и качественные показатели определяют уровень развития словаря.

   Грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

   Различают следующие уровни грамматической системы: морфологический и синтаксический. Морфологический уровень — это умение владеть приемами словоизменения и словообразования. Синтаксический уровень — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ

   Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Как правило эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.  

   В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией.

   По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б.Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ФФНР, ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи.

   Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

   Изучением состояния лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи занимались Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова. В своих работах они указывали, что у данной группы детей отмечается ограниченность словарного запаса, несоответствие объема активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, сложность актуализации словаря.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Главная цель работы по развитию речи — формирование и систематическое совершенствование языковых средств общения и мышления у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

   Реализация данной цели ведется путем решения ряда задач:

  •  формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) путем обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности;
  •  формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  •  овладение основными закономерностями грамматического строя речи на практике;
  •  практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
  •  усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим разделам программмы.

Решение этих задач ведется во время  НОД с дошкольниками при обучении грамоте, математики, изобразительного искусства, ручного труда, на индивидуальных логопедических занятиях. Такая комплексная работа позволяет восполнить дефицитарность развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

   Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

   Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

   Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

   Почему же именно лэпбук мы решили использовать в своей работе с детьми?

Лэпбук - это средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания.

Сегодня важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».  

  • Лэпбук  «Животные»
  • Лэпбук  « Профессии»
  • Лэпбук «Профессии»

    Освоение ребенком лексико-грамматического строя родного языка имеет большое значение. Только оформленная лексически, морфологически и синтаксически фраза может быть понятна собеседнику и может служить средством общения. Формирование лексико-грамматического строя речи происходит постепенно.

У детей с общим недоразвитием речи и дизартрией этот процесс нарушен, что требует специальной логопедической работы.

Отталкиваясь от характера нарушений и индивидуальных возможностей ребенка, с учетом индивидуального и дифференцированного подходов, составляется план логопедической работы, определяются цели и задачи, а также подбрираются и проводятся игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи .

Использование серии лэпбуков показало положительную динамику в формировании и развитии  лексико-грамматического строя у детей ОНР и дизартрией.

 Об эффективности данной работы можно судить и по положительному эмоциональному отклику детей и родителей, и по хорошей динамике коррекционной работы.

 Таким образом, можно считать, что логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей  с ОНР  и дизартрией помощью серии лэпбуков  была эффективной.

Список литературы

1.Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] // Дефектология. — 2000. №1. — С. 24-26.
2.  Киселева, В. А. Компксое исследование детей со стертой дизартрией [Текст] // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец — Воронеж, 2003. — С. 39-50.
3.  Косинова, Е. М. Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками [Текст]. — Сфера, 2017. — 32 с.
 4. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — М. : 2004.
7. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст]: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — Спб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».

Данный материал -  результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и  проводится по следующим напр...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Дидактическое пособие по формированию и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР

Картотека игр  по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР...

статья: Лэпбук как одна из форм работы по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в условиях ФГОС

Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Как правило эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребен...

Консультация «Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»

Консультация«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»...

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»...