Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Материал для учителей-логопедов, родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_zvuk_r.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД  по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.  Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»

Образовательный процесс построен на Образовательной программе дошкольного образования  ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина;- М.: «Просвещение»

Логопункт   посещают 25 детей, из них 13 девочек и 12 мальчиков. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи, Фонетическое нарушение речи. Детей старшего возраста (5 лет) – 7, детей подготовительного возраста (6лет) – 18.

1группа здоровья  – 2 ребенка, 2 группа здоровья – 20 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка. ФФНР – 23 ребенка, ФНР – 2 детей

Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Постановка звука Р»

Цель:  Постановка Звука «Р» Знакомство с буквой «Р»

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Упражнять в определении на слух звука «Р» в слогах, в словах, во фразе.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие координации мелкой и общей моторики рук.

- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Развитие слоговой структуры слов.

- Развитие навыков звукового анализа слов.

- Развитие умения словообразования путем замены звуков.

- Развитие пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль.

- Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование:

конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звука «Р»,


Организационный момент

  1. Артикуляционная разминка

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение « Маляр»

Упражнение « Вкусное варенье»

Упражнение « Индюк»

Упражнение «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося Д-Д-Д. темп постепенно убыстрять.

Добавить в упражнение шпатель с соской.

Постепенно переводить произношение Д-Д-Д как Джжжж, Джжжж, помогая шпателем с соской.

Если стал получаться звук, то шпатель и соску постепенно убираем. «Рычим» Рррррр

  1. Упражнения для развития мелкой моторики
  2. Работа над звуком
  • Узнавание звука

- Отгадай загадку. Скажи, какой звук слышен в начале слова:

Шел я лугом по тропе,

Видел солнце я в траве, Но совсем не горячи

Солнца белые лучи

(Ромашка)

  • Знакомство с буквой Р

- Послушай стихотворение про букву Р:

Сам увидишь ты, дружок:

Р – на палочке флажок.

-Рассмотри внимательно, как пишется буква Р? (прямая палочка и полуовал справа в верхней части буквы).

- Напиши букву Р в воздухе

- Напиши букву Р на ладошке

- Поучись писать букву Р в тетради (Печатание буквы в тетради)

- Найди в своем альбоме и обведи в кружок только правильно написанные буквы Р

  • Упражнения в произнесении

- Когда мы произносим звук Р , то широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит.

- Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта.

- Попробуй порычать , как собака: Р-Р-Р-Р

  • Характеристика звука

- Гласный или согласный звук Р?

- Глухой или звонкий ?

( Звук Р – согласный, звонкий, может быть мягкий или твердый)

- Какие еще согласные звонкие ты знаешь?

  • Придумывание слов на данный звук

-Придумай слова, начинающиеся на звук Р

- Придумай слова,  заканчивающиеся на звук Р

- Придумай слова, чтобы звук Р был в середине слова

  • Отработка звука Р в слогах

 - Повтори слоговые цепочки

АР-АР-АР

ОР-ОР-ОР

РА-РА-РА

КРА-КРО-КРЫ

ТРА-ТРО-ТРЫ

БРА-БРО-БРЫ

УРА-УРА-УРА

УРУ-УРУ-УРУ

РА-РО-РУ

  • Отработка в словах

- Произнеси , четко проговаривая звук Р:

шар

хор

сыр

рак

рука

рама

река

роща

рыба

крот

кран

крыша

крыса

картошка

мартышка

баран

баранка

барабан

Какие слова запомнил?

  • Отработка в предложениях

 - Произнеси предложения:

Рома грызет орехи.

Курочка Ряба собирала крошки.

  • Сколько слов в первом предложении?
  • Составь схему этого предложения.
  1. Звуковой анализ

- Что нарисовано? (БАРАН)

-Сколько слогов в этом слове?

- Назови первый слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови второй слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

  1. Закрепление

 - С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Дай характеристику этому звуку

-Произнеси этот звук правильно.

  1. Домашнее задание
  • Придумать слова, начинающиеся на букву Р
  • Проговаривать чистоговорки:

В огороде старика репка выросла крепка.

Белые бараны били в барабаны.

  • Произвести звуковой анализ слова РАКИ

-Сколько слогов в этом слове?

- Назови первый слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови второй слог

- Сколько в этом слоге звуков?

- Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

-Назови только согласные в этом слове

- Пропечатай это слово в тетради или выложи из букв «Азбуки»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...