Игровая деятельность как средство коррекции речи в логопедической практике
статья по логопедии (старшая группа)

Дошкольный возраст – это возраст игры.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной, трудовой деятельности и его отношения со своими сверстниками, окружающими людьми. Именно поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы, на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Играя с игрушкой и одновременно слушая учителя-логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. В подвижных играх у детей развивается и совершенствуется координация движения. Что благотворно влияет на развитие речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство коррекции речи в логопедической практике

Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Дошкольный возраст – это возраст игры.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной, трудовой деятельности и его отношения со своими сверстниками, окружающими людьми.

В процессе игры дети не только развлекаются, но и обучаются различным действиям с предметами, способами и средствами общения. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу

У ребенка с общим недоразвитием речи при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, недостаточно полноценно совершается освоение концепцией морфем и, таким образом, недостаточно усваиваются способности словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Разговорная речь бедная, малословная. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной.

Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Именно поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы, на помощь следует призвать игровую деятельность –чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Таким образом, можно сформулировать основную задачу:

Широко использовать игры на логопедических занятиях.

Игры, способствуют:

• развитию подвижности речевого аппарата и речевого дыхания;

• развитию фонематического слуха;

• четкому произношению слогов, слов со звуком;

• правильному усвоению навыков словообразования и словоизменения;

• развитию психических функций мышления, внимания, воображения, памяти;

• созданию свободного речевого.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально говорящие сверстники. Они неустойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам птиц, голосам зверей и т. Д

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия. Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом содержании действий: «Кукла Катя хочет спать. Куда положим куклу? Катю положим на кровать.» Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем на сколько ребенок понимает взрослого. С этой целью учитель-логопед просит его назвать или показать игрушки, о которых идет речь в игре.

Играя с игрушкой и одновременно слушая учителя-логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах детей.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики). При ОНР ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. Поэтому взрослому следует показать, что можно использовать карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщать об этом другим играющим. Таким образом в игре появляется сильный стимулятор развития речи самостоятельно.

Подвижные игры

В системе коррекционно-воспитательной работы в условиях МБДОУ подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развивается и совершенствуется координация движения. Что благотворно влияет на развитие речи детей с ОНР.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко.

При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями (логоритмикой). Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Использование на занятиях музыкального сопровождения способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение у малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении, воспитании и коррекции. На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствования общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материл синхронно с ним.

Литература

1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры – СПб.: Санкт-Петербург, изд. дом ЛИТЕРА, 2009. – 63с.

2. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в датском саду. – М., 2003.

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

5. Смирнова Л.Н. Логопедия: пособие для логопедов – М.: «Мозаика – Синтез», 2004. – 56с

6. Селеверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – К., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей с ОНР.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уваже...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Презентация "Флексагоны как средство развития речи в логопедической практике ДОО"

В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр  классические  методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в орг...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...