Диагностика
учебно-методический материал по логопедии

Автушенко Полина Андреевна

Материал для диагностирования развития фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста

Для реализации поставленной цели были предложены следующие задания, предложенные Н.И. Дьяковой с  усовершенствованием и делением на две возрастные группы (среднюю и старшую):

Средний возраст:

Блок 1 . Исследование навыка отраженного воспроизведения рядов слогов и слов.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребёнку предлагается послушать и повторить серии из слогов:

1) ба - па, па - ба,

2) са - ша, ша - са,

3) ша - жа - ша, жа - ша - жа,

4) ца - са - ца, са - ца - са,

5) ра - ла - ра, ла - ра - ла.

Оценка:

5 баллов — все задания точно воспроизводятся;

4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;

1 балл — задания не выполняются.

Блок 2. Исследование навыка дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки:

1) Почка - бочка

2) Трава - дрова

3) Корка - горка

4) Сова - софа

5) Крыша - крыса

Оценка:

5 баллов - правильный показ картинки,

4 балла – имеются единичные ошибки,

3  балла - показ картинки после стимулирования,

2- балла – восприятие слов - паратипов как одинаковых,

1 балл - отказ, невозможность восприятия.

Блок 3. Исследование навыка дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

1) Суп - зуб

2) Челка - щёлка

3) Сайка - чайка

4) Галка - галька

5) Лак - рак

Оценка:

5 баллов - правильный показ картинки,

4 балла – имеются единичные ошибки,

3  балла - показ картинки после стимулирования,

2 балла – восприятие слов - паратипов как одинаковых,

1 балл - отказ, невозможность восприятия.

Блок 4. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.

Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Задание: "Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с] ([з], [л], [ш], [ц])".

Система оценки:

5 баллов - картинки отобраны полностью верно,

4 балла - неверно отобраны 1 - 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове,

3 балла – неверно отобраны 4-5 картинок, исправляет ошибки после стимулирования.

2 балла - больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно,

1 балл - не справился с заданием.

Старший возраст:

Блок 1. Исследование фонематических представлений

После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Земляника Зою с Зиной

Заманила в сад с корзиной:

Заработали два рта,

А корзина-то пуста.

Оценка:

5 баллов — правильно выполняются все задания;

4 балла — единичные ошибки, но исправляются самостоятельно;

3 балла — допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2 балла — выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;

1 балл — задание не выполняется.

Блок 2. Исследование навыка отраженного воспроизведения рядов слогов и слов

А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

да – та – да

та – да – та

га – ка - га

ка – га – ка

ба – па – ба

па – ба – па

ка – ха – ка

ха – ка – ха

са – за - са

за – са – за

са – ша – са

ша – са – ша

жа – ша – жа

ша – жа – ша

ча – тя – ча

тя – ча – тя

са – ща – ся

ща – ся – ща

ра – ла – ра

ла – ра – ла

ва – фа - ва

фа – ва – фа

Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

кот – год – кот

том – дом – том

почка – бочка – почка

тапки – тяпки – тапки

Оценка:

5 баллов — все задания точно воспроизводятся;

4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;

1 балл — задания не выполняются.

Блок 3. Исследование навыка дифференциации звуков в произношении слов.

А. Инструкция: повтори пары слов.

Смешиваемые звуки

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

ш - с

крыша – крыса

ж – з

рожи – розы

ч – т '

челка - тёлка

л' - й

галька – гайка

л - л'

галка - галька

р – л

рак – лак

р – й

марка - майка

р' – й

моряк – маяк

п – б

почка – бочка

т – д

дочка – точка

к – г

кости - гости

ы – и

мышка – мишка

с – з

коса – коза

Б. Инструкция: повтори за мной предложение.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

Старший братишка рассказывал страшную сказку

Старушка сушила пушистую шубу

Речка течет, а печка печет

Юля уронила фарфоровое блюдце

Чайка отличается от цапли

У Сони цветик-семицветик

Жутко жуку жить на суку

В домишке жили мышки

Оценка:

5 баллов — все задания выполняются верно;

4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);

3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Блок 4. Исследование способности к различению на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

шанки — фанки — сянки — санки танки

птенец — птенесь — тинеть  —  птинеч

фтаруфка — штарушка — сталуска  — старушка — стаюська

сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа — хляпа

Б. Инструкция: повтори за мной предложения.

—  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

—  Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.

—  Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка:

5 баллов — все задания выполняются верно;

4  балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3  балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1  балл — задания не выполняются.

 Блок 5. Звуковой анализ слов

Задания:

1)  выделить первый и последний звуки в словах:

аист — ослик — угол;

2)  назвать все звуки в слове по порядку:

рыба — мухи — котик — жабы;

3)  определить количество слогов в слове:

дом — рука — метро — кенгуру;

Оценка:

5  баллов — правильно выполняются все задания;

4  балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3  балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2  балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл — задания не выполняются.

Результаты исследования уровня развития фонематического восприятия у дошкольников на начало 2018 учебного года

п/п

Имя ребёнка

 Задание

Сумма баллов

Блок 1.

Блок 2.

Блок 3.

Блок 4.

1.

Евдокия

0

1

1

1

3

2.

Ренат

0

1

0

0

1

3.

Денис 1

4

3

5

1

13

4.

Иван

0

2

1

2

5

5.

Милана

4

4

3

3

14

6.

Валерия

3

5

2

3

14

7.

Александра

0

2

2

2

6

8.

Алиса

0

0

1

2

6

9.

Алексей

3

2

2

3

10

10.

Денис 2

0

1

1

1

3

11.

Сергей

0

0

1

1

2

12.

Денис 3

0

0

0

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...