Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Конспект занятия по обучению грамоте

     в подготовительной группе для детей ОВЗ

    «Дифференциация звуков Ж-Ш»

     

     

    Цели:

    1.Коррекционно-развивающие:

    -учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;

    -формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;

    2.Коррекционно-образовательные:

    -дать детям понятие о механизме образования звуков  Ж-Ш в сравнительном плане;

    -формировать номинативный словарь;

    3.Коррекционно-воспитательная:

    -воспитывать у детей организованность и самостоятельность.

    Задачи:

    -развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

    -развивать умение анализировать состав предложений;

    -развитие лексико-грамматического строя речи;

    -продолжить развивать фонематические процессы;

    -продолжит учить координировать речь с движением.

     

    Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по обучению грамоте

     в подготовительной группе для детей ОВЗ

    «Дифференциация звуков Ж-Ш»

    Цели:

    1.Коррекционно-развивающие:

    -учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;

    -формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;

    2.Коррекционно-образовательные:

    -дать детям понятие о механизме образования звуков  Ж-Ш в сравнительном плане;

    -формировать номинативный словарь;

    3.Коррекционно-воспитательная:

    -воспитывать у детей организованность и самостоятельность.

    Задачи:

    -развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

    -развивать умение анализировать состав предложений;

    -развитие лексико-грамматического строя речи;

    -продолжить развивать фонематические процессы;

    -продолжит учить координировать речь с движением.

    Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».

    Ход занятия

    1.Организационный момент.

    Сядет тот, кто назовет слова, в названиях которых есть звуки  Ж-З.

    2.Установка на работу.

    Массаж лица:

    Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо.

    Поглаживание

    Но ветерок еще холодный!

    Постукивание подушечками пальцев.

    А все-таки солнышко сильнее!

    Поглаживание

    Развитие мимических мышц:

    -нахмурить брови;

    -закрыть правый глаз, затем левый;

    -надуть щеки.

    Развитие артикуляционной моторики:

    1.Упражнение « Домик открывается, домик закрывается»;

    2.Упражнение «Окошечко»;

    3.Упражнение «Трубочка»;

    4.Упражнение «Лопаточка»;

    5.Упражнение «Лошадка»;

    Развитие дыхания:

    1.Упражнение «Цветы» - понюхаем первые весенние цветы (вдох через нос-выдох через рот).

    3.Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

    1.Обьявление темы.

    Как жужжит жук? (Ж-Ж-Ж). Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш). Эти  два звука мы сегодня с вами будем учиться различать.

    2.Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

    Когда мы произносим звук Ж, губы у нас округляются в  окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.

     Звук Ж – согласный, твердый, звонкий, шипящий.

     Когда мы произносим звук Ш – губы  у нас тоже округляются в окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки не работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.

    Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий.

    3.Развитие фонематического слуха.

    Игра: «Хлопни когда услышишь слово с заданным звуком».

    Шар, пар, жар, комар, мешок, жилет, игрушка, платок, житель, муха,  малыш, жаба.

    4.Развитие мелкой моторики.

    Пальчиковая гимнастика: «Живая цепочка».

    Набухла речка, набухла почка,

    Соединяют мизинчики и безымянные пальчики.

    Живая в небе плывет цепочка.

    Соединяют средние пальчики.

    В рассветной сини курлычет стая,

    Соединяют указательные пальчики.

    Весну и лето соединяя.

    Соединяют большие  пальчики.

    4.Связ звуков и букв.

    -Дети пишут  буквы Ж-Ш пальчиком в воздухе;

    -Выкладывают их из счетных палочек.

    5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

    -Игра: «Закончи слово».

    Закончите слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Я называю, а вы заканчивайте.

    Каранда…., камы….., экипа….., гара…., эта…., детены…., малы…, лы….

    -Рассмотреть и назвать предметные картинки выставленные на доске. Поделить слова на слоги.

    -Игра: « Воздушные шары».

    На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав соответствующие картинки: Шуре – со звуком Ш, Жене – со звуком Ж.

    -Составление предложений, в состав которых входят пары слов:

    ШУРА-ЖУК          ЖЕНЯ-ШАПКА

    -Анализ составленных предложений, запись графической схемы.

    6. Физкультминутка.

    Полюбуемся немножко,

    Как ступает мягко кошка.

    Ели слышно: топ-топ-топ,

    Хвостик книзу: оп-оп-оп.

    Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бесшумно.

    Но, подняв свой хвост пушистый,

    Кошка может быть и быстрой.

    Ввысь бросается отважно,

    А потом вновь ходит важно.

    Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной  спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.

     7.Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.

    -Придумать  слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО? на тему « Весна» ( признаки весны) с помощью логопеда.

    Тает (что?)……

    Появляются (кто?)….

    Греет (что?)…..

    Распускаются (что?)….

    Бегут (что?)…..

    Покрываются листьями (что?)…..

    Зеленеет (что?)…..

    Цветут (что?)……

    -Образовать относительные прилагательные и подобрать слова предметы к ним: ВЕСНА-весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.

    Март-

    Апрель-

    Май-

    7.Итог занятия.

    Какие звуки мы сегодня учились различать. Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?

    Назовите признаки весны о которых мы с вами говорили.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"

    Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

    Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

     Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...