Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте

 в подготовительной группе для детей ОВЗ

«Дифференциация звуков Ж-Ш»

 

 

Цели:

1.Коррекционно-развивающие:

-учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;

-формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;

2.Коррекционно-образовательные:

-дать детям понятие о механизме образования звуков  Ж-Ш в сравнительном плане;

-формировать номинативный словарь;

3.Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей организованность и самостоятельность.

Задачи:

-развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

-развивать умение анализировать состав предложений;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-продолжить развивать фонематические процессы;

-продолжит учить координировать речь с движением.

 

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

 в подготовительной группе для детей ОВЗ

«Дифференциация звуков Ж-Ш»

Цели:

1.Коррекционно-развивающие:

-учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;

-формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;

2.Коррекционно-образовательные:

-дать детям понятие о механизме образования звуков  Ж-Ш в сравнительном плане;

-формировать номинативный словарь;

3.Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей организованность и самостоятельность.

Задачи:

-развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

-развивать умение анализировать состав предложений;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-продолжить развивать фонематические процессы;

-продолжит учить координировать речь с движением.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова, в названиях которых есть звуки  Ж-З.

2.Установка на работу.

Массаж лица:

Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо.

Поглаживание

Но ветерок еще холодный!

Постукивание подушечками пальцев.

А все-таки солнышко сильнее!

Поглаживание

Развитие мимических мышц:

-нахмурить брови;

-закрыть правый глаз, затем левый;

-надуть щеки.

Развитие артикуляционной моторики:

1.Упражнение « Домик открывается, домик закрывается»;

2.Упражнение «Окошечко»;

3.Упражнение «Трубочка»;

4.Упражнение «Лопаточка»;

5.Упражнение «Лошадка»;

Развитие дыхания:

1.Упражнение «Цветы» - понюхаем первые весенние цветы (вдох через нос-выдох через рот).

3.Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.Обьявление темы.

Как жужжит жук? (Ж-Ж-Ж). Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш). Эти  два звука мы сегодня с вами будем учиться различать.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

Когда мы произносим звук Ж, губы у нас округляются в  окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.

 Звук Ж – согласный, твердый, звонкий, шипящий.

 Когда мы произносим звук Ш – губы  у нас тоже округляются в окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки не работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.

Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий.

3.Развитие фонематического слуха.

Игра: «Хлопни когда услышишь слово с заданным звуком».

Шар, пар, жар, комар, мешок, жилет, игрушка, платок, житель, муха,  малыш, жаба.

4.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Живая цепочка».

Набухла речка, набухла почка,

Соединяют мизинчики и безымянные пальчики.

Живая в небе плывет цепочка.

Соединяют средние пальчики.

В рассветной сини курлычет стая,

Соединяют указательные пальчики.

Весну и лето соединяя.

Соединяют большие  пальчики.

4.Связ звуков и букв.

-Дети пишут  буквы Ж-Ш пальчиком в воздухе;

-Выкладывают их из счетных палочек.

5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

-Игра: «Закончи слово».

Закончите слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Я называю, а вы заканчивайте.

Каранда…., камы….., экипа….., гара…., эта…., детены…., малы…, лы….

-Рассмотреть и назвать предметные картинки выставленные на доске. Поделить слова на слоги.

-Игра: « Воздушные шары».

На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав соответствующие картинки: Шуре – со звуком Ш, Жене – со звуком Ж.

-Составление предложений, в состав которых входят пары слов:

ШУРА-ЖУК          ЖЕНЯ-ШАПКА

-Анализ составленных предложений, запись графической схемы.

6. Физкультминутка.

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Ели слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бесшумно.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной  спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.

 7.Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.

-Придумать  слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО? на тему « Весна» ( признаки весны) с помощью логопеда.

Тает (что?)……

Появляются (кто?)….

Греет (что?)…..

Распускаются (что?)….

Бегут (что?)…..

Покрываются листьями (что?)…..

Зеленеет (что?)…..

Цветут (что?)……

-Образовать относительные прилагательные и подобрать слова предметы к ним: ВЕСНА-весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.

Март-

Апрель-

Май-

7.Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились различать. Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?

Назовите признаки весны о которых мы с вами говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...