ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по логопедии

Захаркина Марина Васильевна

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и яв­ляются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_i_rechevoe_razvitie_doshkolnika.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Экологическое и речевое развитие дошкольника.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Экологические понятия составляют такие важные категории: живое - неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:

  • между средой обитания и окраской животного;
  • изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.

Оказывается, что у современного дошкольника при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и преставлений.

В целом, трудности детей сводятся к следующему:

  • неумение выделить и обобщить существенные признаки;
  • опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;
  • использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;
  • ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;
  • выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;
  • глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.

Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.

1. Слово как название объекта.

Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок легко начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющегося образа, ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т. д.

  1. Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.

Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей в целом предмета не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.

  1. Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.

Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.

Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.

В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:

  • богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несущественный признак;
  • содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений, процессов;
  • обобщенностью и системностью знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;
  • умением использовать собственный опыт в решении задач.

Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:

  • обучение многостороннему анализу и синтезу;
  • развитие подвижности ассоциаций;
  • обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;
  • обогащение словаря обобщающими словами.

Задача взрослого состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.

Активное включение речи в процесс формирования у дошкольников экологического сознания и соответствующего поведения делает решение данной задачи более эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

  • Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. - М. : Аркти, 2012.
  • Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : метод, пособие / Е. А. Борисова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
  • Боровцова, Л. А. Документация учителя-логопеда : метод, пособие / Л. А. Боровцова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Домашний логопед (полный справочник). - М. : Эксмо, 2007.
  • Дошкольная логопедическая служба : метод, пособие. Кн. 1,2/ под ред. О. А. Степановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Журавель, Н. И. Планирование занятий в логопедической группе ДОУ / Н. И. Журавель. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2015.
  • Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии : универ. рук. / М. А. Полякова. - М. : Айрис- Пресс, 2009.
  • Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию.

"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию." (Из опыта работы)...

«Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ   Цель: Развивать речь дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи:-Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...

«Использование экологических технологий в познавательно – речевом развитии дошкольников»

: учить детей правильному построению предложения, провести артикуляцию звуков с и з....

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...