Семинар – практикум Тема: «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по логопедии

Панарина Жанна Викторовна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

 «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск»

 

 

 

 

 

Семинар – практикум

 

Тема:

«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед

Панарина Жанна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018г.

Уважаемые коллеги!

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней, как в зеркале, отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.

Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр.

Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

Предложенный материал поможет ребёнку овладеть всеми перечисленными видами рассказывания. Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.

Занимательные игровые упражнения составляют оригинальную систему, в основу которой положен авторский подход к развитию связной речи у детей, рекомендованный Министерством образования РФ.

Все упражнения разделены на 10 блоков в зависимости от вспомогательного средства (картина, схема, текст, предмет), на основе которого ребёнок составляет рассказ.

Перечислим эти блоки:

 

1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

 

2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.

 

3. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.

 

4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.

 

5. Составление рассказов по памяти.

 

6. Составление рассказов по символам.

 

7. Составление рассказов по схемам.

 

8. Составление рассказов по натуральным предметам.

 

9. Составление рассказов по предметным картинкам.

 

10. Составление рассказов по заданным словам.

 

За основу взяты те упражнения, которые вызывают у ребёнка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, они позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка.

Если развитие ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенствования, упражнения помогут грамотно сопровождать его интенсивное развитие. Но в любом случае они позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

В каждом блоке упражнений выделены 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.

Отметим, что, несмотря на уровень речевого развития, с каждым ребёнком желательно проделать все блоки упражнений, чтобы он овладел максимальным количеством видов рассказывания. Выполнять упражнения следует последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок. Не стоит торопиться за короткий период времени составить как можно больше рассказов. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.

Не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять ребёнка улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.

 

  Предлагаю рассмотреть технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие связной речи и создание творческого продукта в речевой деятельности.

 

Технология обучения детей составлению сравнений

 

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. 

 

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект и обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. 

 

ПР: 

  • цыпленок (объект №1);  -        по цвету (признак);
  • желтый (значение признака); 
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

 

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

 

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака. 

 

ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко». 

 

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).

 

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

 

 На пятом году жизни задания усложняются: 

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

 

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

 

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака. 

 

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).

 Задания1: составить сравнение к слову СНЕГ (признаки: по цвету, по температуре)

 

Технология обучения детей составлению загадок

 

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта (понимание, внезапная догадка, озарение, прозрение, проницательность) или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.  

 

Данная технология позволяет научить составлять загадки дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. 

 

Обучение детей составлению загадок предлагается начинать с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Работа ведётся следующим образом.

 

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

 

Модель 1

 

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 

  • Какой самовар по цвету? – Блестящий. 

 

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. 

  • Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
  • Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

 

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

 

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

 Круглый

Арбуз

 

 

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения

(правая часть таблицы).

 

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета. 

 

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? 

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

 

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

 

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

 

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз». 

 

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

 

После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их

«завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

 

Модель 2

 

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

 

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

 

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

 

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

  • Что делает ежик?
  • Пыхтит, собирает, семенит.
  • Пыхтит как кто или что? 
  • Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
  • Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
  • Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»). 
  • Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
  • Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
  • Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

 

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не». 

 

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

 

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

 

Модель 3

 

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

 

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

 

Протокол составления загадки про гриб:

 

  • На что похож гриб? – На мужичка.
  • А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
  • Еще на что похож? – На дом, но без окон.
  • А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

 

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

 

Игры и творческие задания для развития речи

 

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка».

Учить детей выделять признаки объектов. 

 

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. 

Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию».

Учить детей по описанию определять объект.

 

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. 

Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

 

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР: 

  • Воробей что делает? 
  • Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. 

Из предложенных вариантов составляется текст загадки:

«Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

Проводится со среднего возраста.

 

Технология составления рифмованных текстов

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. 

 

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная «игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы. 

 

Для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888). 

 

Характеристика текста лимерика:

 

  1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

 

  1. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

 

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

 

 

  1. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

            

        Жил да был медведь болотный.

        Был он добр, но очень мокрый.

        По болоту он ходил,

        Всех лягушек подавил.

       Вот какой неуклюжий был медведь.

 

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности. 

 

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

 

1. «Складные картинки»

 

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. 

 

Методические рекомендации 

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».

 

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. 

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. 

ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».

 

Методические рекомендации 

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.  ПР: 

  • называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
  • называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»; 
  • называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
  • называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

 

3. « Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: «Жил-был рак и был похож на мак». 

 

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

 

В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). 

 

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

 

4. « Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

 

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

 

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

 

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

 

ПР: 

Жила-была певунья-птичка,   Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

 

 Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. 

 

 

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

 

 Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинноследственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: 

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

 

 

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. 

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

 

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала).  Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.  

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

 

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. 

ПР: Са – са – са – прилетела в сад оса. 

Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща. 

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

 

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. 

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд.

Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. 

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.

«Дразнилка»

Учить детей подбирать

рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. 

 

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т.д.). 

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

 

 

 

Успехов вам и вашим детям!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_svyaz_rechi.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

 «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск»

Семинар – практикум

Тема:

«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила учитель-логопед

Панарина Жанна Викторовна

Февраль 2018г.

Уважаемые коллеги!

        Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней, как в зеркале, отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.

Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр.

Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

Предложенный материал поможет ребёнку овладеть всеми перечисленными видами рассказывания. Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.

Занимательные игровые упражнения составляют оригинальную систему, в основу которой положен авторский подход к развитию связной речи у детей, рекомендованный Министерством образования РФ.

Все упражнения разделены на 10 блоков в зависимости от вспомогательного средства (картина, схема, текст, предмет), на основе которого ребёнок составляет рассказ.

Перечислим эти блоки:

1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.

3. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.

4. Составление рассказов по одной сюжетной картине.

5. Составление рассказов по памяти.

6. Составление рассказов по символам.

7. Составление рассказов по схемам.

8. Составление рассказов по натуральным предметам.

9. Составление рассказов по предметным картинкам.

10. Составление рассказов по заданным словам.

За основу взяты те упражнения, которые вызывают у ребёнка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, они позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка.

Если развитие ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенствования, упражнения помогут грамотно сопровождать его интенсивное развитие. Но в любом случае они позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

В каждом блоке упражнений выделены 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.

Отметим, что, несмотря на уровень речевого развития, с каждым ребёнком желательно проделать все блоки упражнений, чтобы он овладел максимальным количеством видов рассказывания. Выполнять упражнения следует последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок. Не стоит торопиться за короткий период времени составить как можно больше рассказов. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.

Не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять ребёнка улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.

         

         Предлагаю рассмотреть технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие связной речи и создание творческого продукта в речевой деятельности.

 

Технология обучения детей составлению сравнений

 

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.  

 

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект и обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.  

 

ПР:  

  • цыпленок (объект №1);  -         по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);  
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

 

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

 

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.  

 

ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».  

 

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).

 

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

 

 На пятом году жизни задания усложняются:  

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

 

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

 

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.  

 

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).

 Задания1: составить сравнение к слову СНЕГ (признаки: по цвету, по температуре)

Технология обучения детей составлению загадок

 

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта (понимание, внезапная догадка, озарение, прозрение, проницательность) или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.  

 

Данная технология позволяет научить составлять загадки дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.  

 

Обучение детей составлению загадок предлагается начинать с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Работа ведётся следующим образом.

 

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

 

Модель 1 

 

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.  

  • Какой самовар по цвету? – Блестящий.  

 

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.  

  • Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).  
  • Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

 

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

 

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

 Круглый

Арбуз

 

 

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения

(правая часть таблицы).

 

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.  

 

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?  

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

 

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». 

 

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

 

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».  

 

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

 

После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их

«завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

 

Модель 2

 

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

 

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

 

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

 

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

  • Что делает ежик?
  • Пыхтит, собирает, семенит.
  • Пыхтит как кто или что?  
  • Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
  • Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
  • Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).  
  • Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
  • Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
  • Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

 

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».  

 

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

 

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

 

Модель 3

 

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

 

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

 

Протокол составления загадки про гриб:

 

  • На что похож гриб? – На мужичка.
  • А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
  • Еще на что похож? – На дом, но без окон.
  • А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

 

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

 

Игры и творческие задания для развития речи 

 

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка».

Учить детей выделять признаки объектов.  

 

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.  

Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию».

Учить детей по описанию определять объект.

 

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.  

Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

 

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:  

  • Воробей что делает?  
  • Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.  

Из предложенных вариантов составляется текст загадки:

«Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

Проводится со среднего возраста.

 

Технология составления рифмованных текстов

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.  

 

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная «игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.  

 

Для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).  

 

Характеристика текста лимерика:

 

  1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

 

  1. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

 

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

 

 

  1. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

           

        Жил да был медведь болотный.

        Был он добр, но очень мокрый.

        По болоту он ходил,

                Всех лягушек подавил.

       Вот какой неуклюжий был медведь.

 

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.  

 

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

 

1. «Складные картинки»

 

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.  

 

Методические рекомендации  

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».

 

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.  

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.  

ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».

 

Методические рекомендации 

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.  ПР:  

  • называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
  • называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;  
  • называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
  • называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

 

3. « Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: «Жил-был рак и был похож на мак».  

 

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

 

В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).  

 

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

 

4. « Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

 

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

 

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

 

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

 

ПР:  

Жила-была певунья-птичка,   Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

 

 Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.  

 

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

 

 Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинноследственные связи, обозначенные в тексте. 

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:  

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. 

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

 

 

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.  

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму 

«Склад-несклад»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

 

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала).  Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.  

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

 

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.  

ПР: Са – са – са – прилетела в сад оса.  

Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща.  

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. 

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

 

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.  

ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд.

Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. 

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. 

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.  

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.

С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.

«Дразнилка»

Учить детей подбирать

рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.  

 

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т.д.).  

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

 

 

 

Успехов вам и вашим детям!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.Составление дошкольниками рифмованных текстов...

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Современные образовательные технологии развития связной речи дошкольника

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы ...

Семинар - практикум «Технологии развития связной речи дошкольников (по Триз)

Семинар - практикум "Технологии развития связной речи дошкольников (по ТРИЗ)"...

Технология развития связной речи дошкольников

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...