Сборник дидактического материала «Игралочка-звучалочка»» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Акименко Надежда Николаевна

Данный материал позволяет формировать у дошкольников навыки звуко-слогового анализа и синтеза в увлекательной форме, с учетом их интересов и индивидуального уровня речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr.docx269.7 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13

Составил:

учитель-логопед

Акименко Надежда Николаевна

        Пояснительная записка

к сборнику дидактического материала «Игралочка-звучалочка»»

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор сборника – Акименко Надежда Николаевна,

 учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13

Под понятием «звуко-слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь звуков и слогов в слове. Овладение звуко-слоговой структурой слова представляет для дошкольников определенные трудности, являясь при этом одной из предпосылок для овладения грамотой. Несформированность навыков звуко-слогового анализа и синтеза влечет за собой проявление дислексии и дисграфии.

Использование в коррекционной работе игровых приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Слова «учить, играя» остаются актуальными и сегодня. А дидактическая игра – это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и средство всестороннего развития личности ребенка.

Представленный материал позволяет формировать у дошкольников навыки звуко-слогового анализа и синтеза в увлекательной форме, с учетом их интересов и индивидуального уровня речевого развития.

Игровой материал можно условно разделить на следующие группы:

  • игры на дифференциацию звуков;
  • игры на нахождение позиции звука в слове;
  • игры на определение первого и последнего звука в слове.

Игры, представленные в сборнике, многофункциональны.

Так, дидактическая игра «Умные диски» включает следующие варианты игровых заданий: выбрать диски по заданному звуку: [С], [Ш], [Л], [Р] или к заданной букве С, Ш, Л, Р; разложить диски, дифференцируя звуки [С] – [Ш] или [Л]– [Р]; разложить диски, дифференцируя звуки по твердости – мягкости согласных звуков [Л] – [Ль] или [Р] – [Рь]. Игровые задания позволяют учитывать интересы и индивидуальный уровень развития ребенка,  переходить от простых заданий к более сложным.

Дидактическая игра «Разноцветные автомобили» может быть использована при формировании умения определять первый и последний звук в слове, дифференцировать звуки по качественным характеристикам.

Дидактическая игра «Звуковая дорожка» может быть использована в следующих вариантах: выбрать предметную картинку и составить звуковую схему слова, или подобрать к данной схеме предметную картинку. При этом дополнительно развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика рук, в процессе откручивания и закручивания пробок, мышление, речь, в процессе называния качественных характеристик звуков слова, согласованность и координация движений.

Дидактическая игра «Звуковой квадрат» также имеет несколько видов заданий: выбирать карточку с предметной картинкой и закрыть фишкой тот квадратик, где находится звук в слове (в начале, в середине или в конце); из предложенных 5 карточек с предметными картинками (3 карточки, в названии которых присутствует заданный звук в начале, середине и конце слова и 2 карточки, с картинками, в названии которых отсутствует этот звук), выбирать те, в которых есть заданный звук и определить, где он находится (в начале, середине или в конце слова), расположив фишки в правильной последовательности на карточке; подобрать три слова на заданный звук, ориентируясь на закрашенную ячейку, закрывая фишкой.

Игра «Воздушные шары», имеет следующие варианты игры: выбирать воздушный шар с буквой и несколько предметных картинок и, определив, есть ли в слове данный звук, положить или прикрепить прищепкой предметную картинку к шару; взять два шара с буквами [С], [Ш] или [Л], [Р] и предметные картинки. Определив наличие заданных звуков, разложить картинки к соответствующей букве.

        Дидактическая игра «Звуковая мозаика» предназначена для формирования умения дифференцировать звуки по их качественным характеристикам, и имеет несколько вариантов игры: выбрав поле и несколько предметных картинок, дать характеристику первому звуку. Если звук согласный твердый, то закрывается клетка синего цвета, а если согласный мягкий, то закрывается клетка зеленого цвета, пока не закроется все поле или клетки синего цвета или только клетки зеленого цвета.

Предложенные дидактические игры изготовлены своими руками, красочно, эстетично оформлены, что привлекает внимание детей, вызывает желание включиться в игровую деятельность, помогает проявить познавательный интерес, развивать общие представления о звуках, совершенствовать навыки дифференцирования звуков по качественным характеристикам, нахождения места заданных звуков.

Игры, входящие в сборник, апробированы в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В представленных играх воспитанники совершенствуют навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивают фонематический слух, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции (мышление, память, внимание).

 

Цель: дифференциация и группировка звуков по их признакам: твердости - мягкости

         Задачи:

  • учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинках,
  • закреплять умение детей классифицировать и различать на слух ранее поставленные звуки ([С], [Ш], [Л], [Р]);
  • закреплять знание букв;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

       

          Игровой материал: CD диски, оклеенные самоклеющейся бумагой белого цвета, сверху наклеены предметные картинки, имеющие звуки ([С], [Ш], [Л], [Р]).

         Правила игры

          1 вариант

Выбрать диски по заданному звуку: [С], [Ш], [Л], [Р] или к заданной букве С, Ш, Л, Р.

         2 вариант 

           Разложить диски, дифференцируя звуки [С] – [Ш] или [Л]– [Р].

         3 вариант

        Разложить диски, дифференцируя звуки по твердости – мягкости согласных звуков [Л] – [Ль] или [Р] – [Рь].

H:\Новая папка (2)\DSC08683.JPG

        Цель: закрепление знаний о  порядке следования звуков в слове 

       

        Задачи:

  • формировать навык звукового анализа слов, уточнить характеристику звуков;
  • учить ориентироваться в звуковой схеме, выкладывать схему слова или подбирать картинку к схеме.
  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.

        Игровой материал:

1. Фишки (пробки от пластиковых бутылок) красного, синего и зеленого цвета.

2.   Панно с 6 горлышками, расположенными в ряд.

        Правила игры

        1 вариант

        Ребенок выбирает предметную картинку и составляет звуковую схему слова, накручивая пробки на горлышки.

     

       2 вариант

       Педагог составил схему, а ребенок подбирает к этой схеме предметную картинку.

H:\Новая папка (2)\DSC08856.JPG

       

         Цель: закрепление знаний о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности и что в разных словах разное количество звуков, слогов. 

        Задачи:

  •  формировать навык слогового и звукового анализа слов;
  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать зрительно-моторной координации. 

       

         Игровой материал: картонная полоса, разделенная на части, обозначенные цифрой.

         Правила игры

        1 вариант

        Педагог предлагает детям узнать количество звуков в слове, «прошагав» фишкой по клеточкам линейки, называя каждый звук в слове. Количество пройденных клеточек – это количество звуков в слове.

       2 вариант

      Аналогично проводится игра на определение количества слогов. Дети называют слова и «шагают», передвигая фишки. Кто назовет слово с большим количеством слогов, тот и победитель.

H:\Новая папка (2)\DSC08665.JPG

H:\Новая папка (2)\DSC08667.JPG

H:\Новая папка (2)\DSC08666.JPG

    

           Цель: закрепление правильного произношения автоматизированного звука в словах.

           Задачи: 

  • автоматизировать поставленные звуки в словах; 
  • закреплять знания детей об артикуляции этих звуков;
  • формировать навык звуко-слогового анализа слов;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

          Игровой материал: квадрат, разделенный на девять частей. В центральном квадрате изображена буква и точками указано количество слогов, на остальных квадратах -  предметные картинки.

         Правило игры

         Ребенок собирает пазлы, выбирая квадраты на заданное количество слогов. После того, как ребенок собрал большой квадрат, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько квадратиков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок вспоминает и называет, какие картинки были на перевернутых квадратиках.

H:\Новая папка (2)\DSC08671.JPG 

H:\Новая папка (2)\DSC08672.JPG   H:\Новая папка (2)\DSC08673.JPG

            Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце).

           Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • автоматизировать поставленные звуки в словах;
  • формировать у ребенка навыки самоконтроля за речью;
  • активизировать психические процессы: восприятие, внимание, память;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию. 

            Игровой материал: 

1.  Карточки с тремя одинаковыми сюжетами. На леске, натянутой через всю карточку, подвижно закреплена пуговица.

2.  Предметные картинки.

            Правила игры

            Ребенку предлагается выбрать предметную картинку и сюжетную карточку. Если звук в начале слова, то пуговицу надо переместить на первую картинку сюжетной карточки, если звук в средине, то на вторую картинку, а если в конце, то переместить на последнюю картинку.

H:\Новая папка (2)\DSC08655.JPG

H:\Новая папка (2)\DSC08660.JPG   H:\Новая папка (2)\DSC08661.JPG

         

          Цель: формирование навыка дифференциации звуков.

          Задачи:

  • развивать навыки звукового анализа слов,
  • дифференцировать звуки по качественным характеристикам (гласные и согласные звуки),
  • развивать фонематический слух, мыслительные операции.

          Игровой материал:

1.  Подносы красного и синего цвета.

2. Пирожки плоскостные, на обратной стороне которых предметная картинка.

           Правила игры 

            Разложить пирожки на подносы. Если первый звук гласный, то положить этот пирожок в поднос красного цвета, а если согласный звук, то в поднос синего цвета. Для усложнения игры можно находить последний звук в слове.

H:\Новая папка (2)\DSC08675.JPG

          Цель: формирование навыка дифференциации звуков

          Задачи:

  • развивать навыки звукового анализа слов,
  • дифференцировать звуки по качественным характеристикам (согласные звуки по твердости – мягкости),
  • развивать фонематический слух, мыслительные операции,
  • закрепить навык ориентировки на плоскости.

          Игровой материал:

1.  Поле, разбитое на клетки синего и зеленого цвета.

2.  Карточки (по размеру клетки) с предметными картинками.

          Правила игры

         1 вариант

        Ребенок выбирает поле и несколько предметных картинок, дает характеристику первому звуку. Если звук согласный твердый, то закрывается клетка синего цвета, а если согласный мягкий, то закрывается клетка зеленого цвета, пока не закроется все поле.

   2 вариант

   Закрыть карточками только клетки синего цвета или только клетки зеленого цвета (выбор ребенка)

   3 вариант

 Определить, есть ли в слове заданный звук ([С], [Л], [Р])  

C:\Users\777\Desktop\сад\флешка-улитка\лэпбук\фото\DSC05801.JPG

          Цель: формирование навыка дифференциации и группировки звуков.

          Задачи:

  • развивать навыки звукового анализа слов,
  • дифференцировать звуки по качественным характеристикам (согласные звуки по твердости – мягкости),
  • развивать фонематический слух, мыслительные операции,
  • закрепить навык ориентировки на плоскости.

          Игровой материал:

  1. Плоскостные воздушные шары с ленточками.
  2. Предметные картинки.

          Правила игры

          1 вариант

           Ребенок выбирает воздушный шар и несколько предметных картинок, определяет какой звук есть в слове [С], [Ш] или [Л], [Р]. Если в слове есть звук [Л], то ребенок кладет картинку на шарик с буквой Л, а если звук [Р], то на шарик с буквой Р.

         2 вариант

          Игра проводится аналогично первому варианту, только картинки можно прикреплять прищепками к ленточке.

H:\Новая папка (2)\DSC08682.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Дидактический материал для педагогов Сборник дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «В стране дорожных знаков».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также родителям. В пособии представлены краткие методические рекомендации по планированию и проведению дидактических игр. В с...

Сборник методического материала по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Строитель"

Данный сборник составлен для работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессией "Строитель"...

Сборник дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Развитие элементарных математических представлений состоит из следующих разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени», ...