«Фонематический слух- основа правильной речи»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Курачева Анна Васильевна

игровой тренинг для совместного выполнения родителей с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фонематический слух- основа правильной речи»

(игровой тренинг для совместного выполнения

родителей с детьми)

Составитель:

учитель-логопед

Курачева А.В.


Сегодня нашу встречу мы посвятим важной проблеме, которой зачастую уделяется мало внимания – развитию фонематического слуха.

Мы поговорим, нет, не только поговорим, но и поиграем….. Но давайте все по порядку: что же это за слух такой?

           Фонематический слух - это способность воспринимать на слух все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ.

При помощи фонематического слуха ребенок воспринимает, не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, что-то приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «Мишина машина» в «Мыши на машине».

Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звукобуквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить, и в этом могут принимать непосредственное участие самые первые педагоги – родители.

Методика развития фонематического слуха строится на последовательной отработке двух этапов:

Первый этап – позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и начинается эта работа с детьми младшего дошкольного возраста.

Зовите к экранам своих детишек. Ребята! Играть готовы? Тогда начинаем.

Первое упражнение «Угадай, что звучит».

Цель данного упражнения научить детей дифференцировать бытовые шумы.

В процессе упражнения можно обыгрывать любые бытовые ситуации: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Ребята! Внимательно послушайте, какие шумы будут издавать предметы: шуршание бумаги, стук карандаша, звук льющейся воды, хлопки в ладоши.

Сейчас ваша задача узнать звук какого предмета я буду воспроизводить. Предметы убираю со стола, чтобы работали только ваши ушки.

Второе упражнение обычные «Жмурки». Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

Упражнение-имитация «Три медведя». Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок. Попробуем?

Чьим голосом я сейчас буду говорить?

 В процессе упражнения «Громко или тихо?» придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом или громком мамином голосе.

        Я сейчас буду читать стихи, когда голос будет звучать громко – ребята хлопают, тихо – топают. (Червячки).

        Упражнение «Похлопай». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины.

Ребята! Послушайте внимательно, как я буду хлопать и повторите за мной.

Когда дети освоили первый этап, можно переходить к основному, второму этапу. Работа начинается с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развиваем фонематический слух на речевом материале.

Упражнение «Хлоп. Топ. Стоп». Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать из звукового потока. Ребята! Приготовьте ваши ладошки и ушки, будьте внимательны: я буду говорить разные звуки, когда я скажу звук с, хлопните в ладоши, если услышите другой звук, ладошки молчат.

Во время упражнения я прикрываю рот экраном, чтобы ребенок не считывал звук с губ.

Хорошо, вы справились. Задание усложняется.

Отойдите на противоположную стену от экрана, будьте внимательны: я буду говорить разные слова, когда я скажу слово со звуком с, делайте шаг вперед. Но не забывайте, что звук может стоять и в начале, и в конце, и в середине слова. Готовы? Слушайте.

  • Собака, робот, лодка, лиса, мотор, рак, зима, шуба, телевизор, прогулка, сосиска, друг, сумка, жук.

Упражнение «Поэт Незнайка»

В своих стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Нужно найти ошибку и сказать какой надо поставить звук, чтобы получилось правильное слово?

Ой! – кричат вокруг хозяйки – в огород забрались майки.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали – тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Упражнение «Таинственное письмо»

Теперь Незнайка написал письмо в стихах, но в некоторых словах на этот раз он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ...осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили ...ушки.

Землю роет старый к...от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.

В процессе упражнения «Что общего?» произносим три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, ребенку необходимо сказать, какой общий звук для всех слов.

Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец. Какой звук общий?

        Используя эти игры в совместной игровой деятельности с детьми, вы сможете самостоятельно не только научить своих детей слышать звуки родного языка, но и подготовить ребят к успешному обучению в школе.

        Удачи вам! Спасибо за внимание!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...