Главные вкладки

    Особенности речи детей с ЗПР
    статья по логопедии

    Богер Татьяна Юрьевна

    В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема активной помощи детям с трудностями в обучении. Большую часть таких детей составляют дети с задержкой психического развития.

    У этих детей  наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, двигательной сферы и речи.

    Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_rechi_detey_s_zpr.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности речи ребенка с задержкой психического развития

    В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема активной помощи детям с трудностями в обучении. Большую часть таких детей составляют дети с задержкой психического развития.

    У этих детей  наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, двигательной сферы и речи.

    Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

    У детей с ЗПР недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения грамматических конструкций.

    Страдает вся просодическая организация речи (голос, интонация, темп, ритм).  У детей неправильное артикуляционное дыхание (поверхностное, верхнеключичное).

    Фонетическая сторона речи у детей с ЗПР проявляется различными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Часто это связано с нарушением артикуляционной моторики (спастичность артикуляционных мышц, гипотония, дистония).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Наряду с трудностями в различении фонем дети с ЗПР испытывают затруднения в удержании последовательности и количества звукового ряда, а также предложений из 4-5 слов. Выделение позиции звука в слове, определение последовательности, количества звуков – все это вызывает значительные трудности у детей.

    Для них характерны следующие особенности их словарного запаса: преобладание пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, признаки и свойства предметов, неточное употребление ряда слов, затрудненная активизация словарного запаса, речевая инактивность.

    Обедненность словарного запаса детей связана с ограниченностью их знаний об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях.  

    Грамматический строй речи детей с ЗПР также своеобразен. Высказывания детей нецеленаправленны, с использованием примитивных грамматических конструкций, с затруднениями в произвольном оперировании словами.

    Рассказы детей характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали.

    Таким образом, характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.

    Также мы не должны забывать, что структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

    В связи с этим в работах многих авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

    Так, Е.В.Мальцева выделяет 3 группы:

    Первая группа - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

    Вторая группа - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения захватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.

    Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

    Третья группа - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

     Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР проводится по следующим направлениям:

    - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

    - развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

    - формирование пространственных представлений;

    - развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

    - коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

    - развитие просодической стороны речи;

    - коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

    - развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами;

    - развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

    - развитие  грамматического строя речи;

    - развитие навыков связной речи.

    Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

    Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

    Работа по коррекции речи у детей с ЗПР должна проводиться в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей, дефектолога, музыкального руководителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речи детей с ФФНР

    Данный материал предназначен воспитателям и родителям старших дошкольников.Работа поможет своевременно выявить и скорректировать речевые проблемы...

    Особенности речи детей с аутизмом.

                             Особенности речи детей с аутизмом.У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и не...

    Презентация "Особенности речи детей 6 - 7 лет"

    особенности речевого развития детей подготовительной группы...

    Особенности речи детей 4-5 лет

    Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все дет...

    Консультации для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 4-5 лет".

    В данной консультации раскрыты особенности речи детей 4-5 лет....

    Консультация для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 5-6 лет".

    В данной консультации раскрыты особенности речи старших дошкольников....

    Особенности речи детей 5-6 лет

    Консультация для родителей " Особенности речи детей 5-6 лет...