Главные вкладки

    Развитие речи детей с помощью метода БОС
    компьютерная программа по логопедии (старшая группа)

    Богер Татьяна Юрьевна

    В последнее время много детей с нарушениями речи и чтобы провести полную коррекцию этих нарушений, необходима работа над всеми компонентами речи, в том числе и по развитию правильного речевого дыхания. Здесь нам на помощь приходят современные технологии, основанные на использовании метода БОС. В статье я рассказываю о  применении данного метода в ходе работы по программе "Комфорт Лого".

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi_s_pomoshchyu_metoda_bos.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    «Кузбасский региональный институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации

    Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования.  

    Развитие просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией с помощью метода БОС

    (творческий отчет)

    Исполнитель:

            Богер Татьяна Юрьевна

            Логопед МБУ ЦР «Фламинго»

            Руководитель:

            Загляда Людмила Ивановна

    Кемерово 2014

    Содержание

    Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л.В. Лопатина)

             Просодика представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи, то есть это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий.     Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. [9]  

          Интонационно-выразительная окраска  речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Голос либо тихий, либо наоборот чрезмерно громкий. Ребенку не удается модулировать голос по высоте и силе, то есть он не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. В основном у детей отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание, ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся, невыразительной, монотонной.                                                          Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. [3]

      Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.[4]

     Исследования Л.А. Поздняковой и Л.В. Лопатиной установили, что у данной категории детей наблюдаются не только трудности мелодического и временного оформления высказывания в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации.

         Многие исследователи структуры дефекта при стертой дизартрии (Р.И.Мартынова, С.И. Маевская, О.А.Токарева, Г.В.Гуровец) указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. [4]

      Исследования Е.Э.Артемовой в 2005 году выявили зависимость между степенью сформированности просодического оформления речевого высказывания и степенью сформированности операций слухового самоконтроля. Она определяет характер нарушений просодики у дошкольников: сенсорный, моторный, смешанный. Моторный характер нарушения просодики выявляется в случаях низкой степени сформированности просодики при достаточном уровне слухового самоконтроля. Сенсорный характер нарушений просодики отмечается у детей, у которых нарушения просодики сочетаются с несформированностью слухового самоконтроля. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушений просодики выражается в просодических нарушениях протекающих на фоне формирующегося слухового самоконтроля.

    У дошкольников с дизартрией имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, которые проявляются в следующем:

         - в отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на практическом, неосознанном уровне;

         - в недостаточной их сформированности на практическом уровне;

         - в замене вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса;

         - в изменении силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию;

         - в переносе логического ударения на другое слово в предложении;

         - в воспроизведении всех предложений только с одной интонацией (вопросительной);

         - в попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы. [10]  

             

    Следовательно, нарушения мелодико-интонационной организации речи влияет на эффективность всей проводимой психолого-педагогической работы. Отсюда следует, что одной из целей коррекционной работы является нормализация просодической  стороны речи.

     Базовым компонентом развития просодики является  дыхание. Речевое дыхание – источник образования звуков, голоса, обеспечивающий нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах). От характера речевого дыхания зависит вся просодическая сторона речи.

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. При диафрагмальном дыхании вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, выдох плавный удлиненный, осуществляется через рот. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

     Методики по развитию просодической стороны речи, предложенные  Е.Ф.Архиповой, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Е.В.Лавровой, Л.А.Копачевской, В.Т.Сорокиной, И.Р.Калмыковой,  и др. в большей степени делают акцент на развитие интонационных компонентов речи.  Постановка диафрагмального дыхания осуществлялась на первых нескольких занятиях и носила субъективный характер.

    Мы же в своей работе по развитию просодической стороны речи и, в частности, по развитию диафрагмального дыхания используем программу  «Комфорт Лого», которая реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Аппаратура программы «Комфорт» включает в себя многофункциональный входной блок, прибор «Микарт», который оснащен кардиодатчиками, электромиографическим и температурным датчиками, посредством которых осуществляется прием и первичная обработка физиологических сигналов с тела человека во время диагностических процедур и сеансов по функциональному биоуправлению с внешней обратной связью.

      Преимуществами данного метода перед традиционными методами коррекции являются:

    - техническая и физиологическая безопасность (обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается)

    - немедикаментозность (метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются нарушенными)

    - полифункциональность, комплексность (организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений)

    - объективность

    - «точность» направленности воздействия (метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений)

    - краткосрочность обучения (за счет включения пациента в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием)

    - долговременность действия (так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма).  

    Данная программа имеет несколько режимов: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ», «Температурное биоуправление». В целях логопедической коррекции мы используем режимы: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ».

    Работу проводим в несколько этапов:

    1этап. Диагностический этап (1-2 занятия). Первичная физиологическая диагностика состоит из регистрации физиологических показателей в состоянии относительного покоя. По результатам диагностических сеансов рассчитывается прогресс показателей. Диаграммы прогресса показателей могут дать информацию об эффективности применения тех или иных коррекционных приемов, а также об общей динамике состояния ребенка. При построении диаграмм  учитываются следующие параметры:

    - минимальный пульс;

    - средний пульс;

    - максимальный пульс;

    - дыхание/мин.(число дыханий в минуту);

    - вдох/выдох (отношение длительности вдоха к длительности выдоха).

    В процессе наблюдения определяем тип дыхания ребенка. Существуют три основных типа дыхания: верхнее дыхание (ключичное), среднее дыхание (реберное или грудное), нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное). При верхнем дыхании расширяются ребра, поднимаются плечи. При среднем дыхании раздвигаются ребра и расширяется грудь.

     Если у ребенка верхнее дыхание, то необходимо сначала  сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением. Для достижения данной цели мы используем сеанс ЭМГ и ЭМГ - Джекобсон. Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы потом добиться максимального расслабления. Для этого используется установка датчиков на трапецевидную мышцу. Электроды на трапецевидной мышце располагаются последовательно по ходу мышечных волокон на расстоянии 2-х сантиметров друг от друга. На экране мы видим миограмму, т.е. графическое изображение биоэлектрической активности мышц. Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени («фаз работы», обычно 3 сек.) производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы во время «фазы отдыха» (обычно 5 сек.) достичь максимальной релаксации. Визуальная обратная связь может иметь  пять режимов: «Индикатор», «Слайды», «Преобразование», «Прозрачность», «Полоса».    Применение сеанса позволяет сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением.  Зрительная обратная связь представлена следующими режимами: «Индикатор» (задачей обучаемого является в режиме «повышение напряжения» поднимать столбик индикатора выше установленной черты, а в режиме «понижение напряжения» снижать столбик ниже обозначенного уровня. После того, как ребенок усвоил технологию работы с мышечным напряжением и успешно справляется с заданием, можно перейти к другим режимам работы: «Полоса», «Слайды», «Прозрачность». В качестве обратной связи здесь выступает открытие, смена, «проявление» изображений.

    2этап. Формирование нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом (7-8 занятий). Данный вид тренинга состоит :

    а) обучение новому навыку  диафрагмального дыхания под субъективным контролем (1-2 занятия);

    В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Ребенок находится в положении лежа. Одну руку положить на грудь, вторую на живот.  Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания: «Покачаем зайчика» и т.п. Это упражнение длится в среднем 2—3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

    В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:

    1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
    2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
    3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха.

    Так же предлагаем использовать следующие упражнения:

    Накачать шину

    Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

    Воздушный шар

    Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Жук жужжит

    Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох. И т.п.

    На этом же этапе можно использовать парадоксальную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

    б) выработка нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью (4-5 занятий);

    На данном этапе приступаем к работе на тренажере «Комфорт Лого» сеанс Дыхание, Кардио, который предназначен для обучения диафрагмальному дыханию. Здесь используется тренинговый сюжет «Индикатор». В центре экрана расположен вертикальный столбец, высота которого пропорциональна текущему значению пульса. Если ребенок дышит диафрагмально, то столбец равномерно, плавно закрашивается.

    в) формирование нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью (2-3 занятия). Сюда входят такие сюжеты как «Жалюзи» (цвет), «Жалюзи» (слайды),  «Полоса», «Игра», где сигналом обратной связи является появление, смена, «проявление» изображений.

    3 этап. Формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения (10-20 занятий). Третий этап работы самый длительный. Он посвящается выработке новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, эмоционально-окрашенной, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения.

    Здесь используется режим «Чтение», в котором обучаемому предъявляется текст, разбитый на блоки (фразы). Задача ребенка – на выдохе произносить эти фразы одну за другой. По мере уменьшения пульса на выдохе фраза закрашивается цветом слева направо и, если достигнуты нижний порог пульса и порог длины выдоха – происходит переход к следующей фразе. На данном этапе используются все сюжеты режима «Чтение», в котором весь речевой материал разбит на отдельные блоки: «Звуки», «Слоги», «Слова», «Фразы», «Стихи», «Сказки», «Проза».

    4 этап. Заключительный этап (3-4 занятия).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    Режим «Речь» используется для адаптации новых динамических стереотипов дыхания, голосообразования, психоэмоционального  и речевого поведения в окружающей социальной среде. Обратная связь в этом режиме отсутствует. Для этого режима выбирается набор слайдов, которые демонстрируются ребенку с фиксированным периодом.   В режиме «Речь» содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: - «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                    

    По данной программе проведена работа с контрольной группой из 10 детей по формированию диафрагмального дыхания. Из них 7 детей со стертой дизартрией, 2 ребенка с мозжечковой дизартрией, 1 ребенок с заиканием.  В ходе диагностики у всех детей выявлено: высокий коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха, асинхронность дыхательного и сердечного ритмов, высокие показатели частоты дыхания (количество дыхательных движений в минуту).  По итогам проведенной работы у всех детей наблюдается синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла, снижение количества дыхательных движений в минуту и пульса. Таким образом, программа «Комфорт Лого» позволяет обучить и закрепить навык диафрагмального дыхания, являющегося основой развития просодических компонентов речи.

                         

    Литература:

    1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие. / Е.С.Алмазова; под общ. Ред. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 192с.

    2. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся// Дефектология – 1988., №6, С.63-67.

    3. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии // Коррекционная педагогика, 2004, №1(3) – С.36

    4. Архипова Е.Ф Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов / Е.Ф.Архипова. – М.; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 265с.: ил. – (Высшая школа).

    5. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой – М., 1997. – С. 257-268.

    6. Винарская Е.Н. Дизартрия/ Е.Н.Винарская. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. – 141с.: ил., - (Библиотека логопеда).

    7. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения логического ударения детьми со стертой формой дизартрии // Логопед в детском саду. – 2006 - №1(10).

    8. Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой – М., 1997. – С. 257-268.

    9. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед. – 2005. - №1. – С. 43-49.

    10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие // Под ред. Е.А. Логиновой. – Спб.: Изд-во «Союз», 2004. – 192с.

    11. Позднякова Л.А. Формирование общих речевых навыков у детей с нарушениями речи. // Логопед в детском саду. – 2007. - №10(25). – С.51-58

    12. Сорокина В.Т. Нарушения мелодико-интонационной стороны речи у первоклассников. // Практическая психология и логопедия. – 2007. - №5(28). – С.28-32


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".

    Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обяза...

    «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

    "Развитие речи детей с помощью конструктора "LEGO"

    Данная презентация была использована на городском мастер - классе г.о. Тольятти  в рамках реализации сетевого проекта "Информатизация систеемы образования"  18 марта 2015 года....

    Развитие речи детей при помощи музыкальных упражнений. (консультация для родителей)

    Развитие речи детей при помощи музыкальных упражнений....

    Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

    Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

    Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

    Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...