Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Трубачева Анна Васильевна

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rechevomu_razvitiyu.docx80.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»

(возраст детей 5-6лет)

                                                  Составила:

                                                                                воспитатель первой квалифицированной категории

Трубачева А. В.

                                                                         

г. Бердск

  1. Пояснительная записка

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием игровых методов и приемов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ. Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс», 2011 год, основной общеобразовательной программы ДОУ, О.В.Солнцевой издательство «Детство-Пресс», 2014г.; Основной образовательной программы ДОУ (образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», перспективного комплексно-тематического плана образовательной деятельности ДОУ. Деятельность по реализации программы осуществляется на основе  следующих нормативных документов:

   - Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;

   - Приказ Минобрнауки  России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Срок реализации программы 1 год.

Актуальность

  Одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса в ДОУ является речевое развитие дошкольников. Без развитой речи ребёнок никогда не сможет в полной мере стать самодостаточным субъектом разных видов деятельности: не проявит активности и инициативности, в процессе игрового, делового и познавательного общения со сверстниками и взрослыми будет испытывать затруднения, что, несомненно, скажется на его личностном развитии, а значит – на дальнейшем обучении в школе. Поэтому, на развитие речи педагоги всегда обращали большое внимание. Особую актуальность данное направление приобрело в период внедрения ФГОС ДО, что связано с акцентом на личностное развитие каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей, формированием позиции субъекта разных видах деятельности.

  Анализ образовательной ситуации в старшей группе, основанный на данных мониторинга  детского развития показал, что в процессе словесных игр, коллективных обсуждений, в ситуациях общения со взрослыми некоторые дети не проявляют речевую активность. Они затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки  в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требуется помощь взрослого. В творческом рассказывании дети часто повторяют рассказы сверстников, затрудняются в аргументации суждений, не пользуются речью-доказательством. Словарный запас некоторых детей беден. В речи отсутствуют средства языковой выразительности, антонимы, многозначные слова.  Анкетирование родителей показало высокую степень заинтересованности в повышении эффективности речевого развития дошкольников.

Цель: Создание условий для развития связной речи в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками с использованием игровых методов и приемов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • поощрять проявления активности, инициативы и самостоятельности в процессе игровых и деловых диалогов детей со сверстниками и взрослыми;
  • формировать умение составлять творческие рассказы по сюжетной картине, пейзажу;
  • обогащать словарь детей прилагательными, наречиями и глаголами, характеризующими признаки, свойства и признаки объектов природного и рукотворного мира;
  • совершенствовать умение составлять описательные рассказы об объектах явлениях окружающего мира с использованием моделирования;
  • побуждать детей к использованию элементов речи-рассуждения при решении проблемных ситуаций;
  • развивать речевое творчество в процессе составления сравнений, загадок, рифмованных текстов;
  • способствовать проявлению осознанного желания конструктивно взаимодействовать со сверстниками в ходе коллективного разговора: не перебивать, уважительно относиться к мнению товарищей, тактично исправлять возможные речевые ошибки.

  При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей шестого  года жизни.

Для детей 5-6 лет характерно:

  • формирование возможности  саморегуляции, когда дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми;
  • осознание детьми  общепринятых норм и правил поведения, формирование социальных представлений морального плана;
  • высокая потребность в общении со сверстниками, возникновение детского сообщества; в деятельности дети ориентируются на сверстников;
  • совместное обсуждение правил игры в процессе игровой деятельности. Игровые действия разнообразны;
  • менее ситуативный характер общения  со взрослыми и сверстниками вне игры;
  • преобладание наглядно-образного мышления, которое позволяет решать сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (моделей, схем, чертежей);
  • дети строят игровые и деловые диалоги, осваивают правила речевого этикета, пользуются прямой и косвенной речью;
  • они способны передать в описательных и повествовательных монологах состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения;
  • творческие проявления становятся более осознанными и направленными.      Образные средства выразительности продумываются и подбираются детьми сознательно;
  • в продуктивной деятельности замысел ведет за собой изображение.

При разработке программы учтены основные принципы дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Особенности организации образовательного процесса в группе в ходе реализации рабочей программы:

  • образовательный процесс осуществляется на всем протяжении  пребывания детей в ДОУ;
  • процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений;
  • педагоги создают «ситуацию успеха» для каждого ребёнка, которая побуждает к активности, инициативности  и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта  разных видов деятельности
  • в совместной и самостоятельной деятельности используются модели мыслительных действий, широко представленные в группе в развивающем центре «Познавайкин мир».

Программа разработана с учетом традиций, которые сложились в группе на протяжении её существования:

  • активное сотрудничество с родителями, основанное на доверительном, партнерском взаимодействии педагогов и семей воспитанников;
  • участие родителей в жизни группы и детского сада;
  • проведение совместных с родителями мероприятий для детей (досуги, развлечения, совместное творчество);
  • уважительное отношение к каждому ребенку;
  • создание комфортных условий для детей в соответствии с их потребностями и особенностями;
  • активное участие в творческих неделях, смотрах-конкурсов, выставках, других мероприятий, проходящих в ДОУ;
  • проведение открытых мероприятий для коллег;
  • изучение и внедрение инновационных методик и технологий (ТРИЗ);
  • интеграция деятельности педагогов ДОУ (учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя по изобразительной деятельности и другие) для повышения эффективности и качества образовательного процесса.

Планируемые результаты реализации программы.

Дети проявляют интерес к самостоятельному сочинению творческих рассказов, сказок. Придумывают продолжение, окончание к рассказу, сказке по плану воспитателя, по модели;

Дети самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание;

С помощью воспитателя дети могут определять и воспроизводить логику описательного рассказа о предметах, объектах и явлениях природы с использованием моделирования;

Дети используют разные формы речи-рассуждения (доказательство, объяснение, аргументацию) при составлении и отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении;

активно проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты  решения проблем;

Дети адекватно оценивают результаты собственной творческой речевой деятельности, доброжелательно относятся к мнениям сверстников; проявляют навыки культуры поведения в процессе коллективного разговора.

  1. Содержание образовательной деятельности

месяц

Тема недели

Содержание деятельности

Цель деятельности

Взаимодействие с родителями

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.« Мой любимый город»

2. « Овощи и фрукты»

3« Цветы»

4.«Осень»

1. «Хлеб – всему голова»

2.«Перелетн-

-ные птицы».

3.«Мой любимый детский сад»

4.«Деревья и кустарники»

1.«Домашние животные»

2.«Любимые игрушки»

3.«Что нам стоит дом построить»

4.«Дорожная безопасность»

1.«Зимние забавы»

2.«Телевиде-

ние»

3.«Новый год»

4.«Народные праздники»

1.«На холодном Севере»

2.«Кто я? Какой я?» (я и мое тело)

3.«Семья»

1.«Будь здоров»

2.«Защитники Отечества»

3.«Мы – ученые»

4.«О любимых мамах»

1.«Весна пришла»

2.«Наш удивительный огород»

3.«Театр»

4.«Я и мои друзья»

1.«Космос»

2.«В гостях у сказки»

3.«Цветущая весна»

4.«Мой мир»

1.«Насекомые»

2.« Растения здоровья»

3.«Неделя игры»

Ситуация общения « За что я люблю свой город?»

- просмотр видеофильма о Бердске;

- слушание песни о Бердске;

 Дидактические игры:

-« Узнай по описанию»,

-«Хорошо - плохо»,

«Скажи, какой?».

Дидактическая игра «Шифровщики»

Строительная игра « Мой город в будущем» ( с опорой на матрицу).

Режиссерская игра « Проектируем городской парк» (с использованием игрового модуля « Городской парк»).

Экскурсия на берег реки Бердь (совместно с родителями).

Рисование « Ночной город Бердск»

Совместная деятельность:

« Этот удивительный огород».

Ручной труд:

- создание коллажа « В овощном царстве , во фруктовом государстве…»

Театрализованная деятельность:  драматизация сказки « Мешок яблок»

Дидактическая игра «Да – Нет»

Дидактическая игра «Подари мне вопрос»

Дидактическая игра

 « Угадай объект по описанию»

Ситуация общения :

«Зачем людям нужны цветы?»

Ручной труд :

«Цветочная полянка»

( пластилинография, торцевание)

Рассматривание герани на системном операторе.

Дидактическая игра «Магазин цветов»

Составление творческого рассказа « Приключения одуванчика»

Беседа « Почему осень называют золотой? »

Дидактические игры «Кто больше назовет объектов?», «Что с чем связано на картине?»

Дидактическая игра «Придумай рифму к слову»

Дидактическая игра «Составь загадку об объекте на картине»

 Составление рассказа по сюжетной картине «Осенние работы в саду»

Дидактические игры:

-«Скажи, почему?»,

- « Что сначала, что потом?»,

-«Хорошо – Плохо»

Лепка из соленого теста «На волшебной кухне»

Совместная деятельность: «Хлеб -всему голова.»

Проблемный вопрос «Почему  говорят , что хлеб – всему голова?»

 Изготовление иллюстраций к книжке – самоделке           « Откуда хлеб на стол пришел »?

Чтение и инсценировка эпизодов сказки «Легкий хлеб»

Совместная деятельность: «Перелетные птицы»

Ситуация общения: «Почему некоторых птиц называют перелетными?»

- рассказывание из личного опыта «Однажды я увидел птицу…»

-рассматривание иллюстраций;

-слушание записей голосов птиц.

Изготовление группового альбома «Перелетные птицы»

Составление загадок о перелетных птицах.

Дидактическая игра «Птицелов»

Дидактическая игра

« Да-нетка»

Создание коллажа « Моя группа в будущем»

Составление творческого рассказа по собственному рисунку «Мой детский сад».

Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Узнай и назови», «Узнай по описанию».

Строительная игра «Моя группа»

Беседа «Зачем нужны растения?»

Проблемный вопрос: «Что было бы, если исчезли все деревья и кустарники?»

Рисование плаката «Берегите природу»

Составление рассказа по кляксографии  «Чудо – дерево»

Беседа «Кого называют домашними животными?»

Создание альбома «Наши любимые домашние питомцы»

Образовательная ситуация «Кто, где живет?»

Придумывание загадок о домашних животных.

Дидактическая игра «Да – Нет».

Образовательная ситуация «Сочиняем лимерик».

1.Беседа «Зачем нужны игрушки?»

Семейный конкурс «Игрушка своими руками»

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию»

Составление творческого рассказа «Моя игрушка ожила»

Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом»

Строительная игра

 « Городок для любимых игрушек»

Рассматривание объекта «Дом» с помощью с помощью  модели «Системный оператор»

Художественное творчество:

Рисование «Дом  моей мечты»

Создание коллажа «Город моего будущего»

 (с использованием рисунков по теме «Дом моей мечты»)

Составление рассказа по картинкам «Я знаю правила дорожного движения»

Дидактические игры:

«Хорошо – плохо», «Угадай по признаку», «Собери предложение».

3.Совместное с родителями развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Решение проблемных ситуаций «А как бы поступил ты…?»

Составление рассказа по картинкам «Зимние забавы»

Проблемный вопрос «Зима – это хорошо или плохо?»

Создание группового альбома «Наши игры зимой в детском саду»

Составление рассказа по картине К. Ф. Юона «Русская зима» с использованием алгоритма составление рассказа по пейзажу.

Совместная деятельность: «Наш любимый телевизор»

Проблемный вопрос: «Что было бы, если бы не было телевизора?»

Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Вредно – полезно», «Угадай мультфильм»

Создание видеоролика «Жизнь нашей группы»

Игра – фантазирование «Я работаю на телевидении в передаче «Зов джунглей»

«Путешествие по телевизионным передачам».

Составление творческого рассказа «Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь»

Пересказ сказки братьев  Гримм «Госпожа Метелица»

Совместная деятельность: «Письмо Деду Морозу»

Семейный конкурс «Новый год без елки» (новогодние композиции).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы встречали Деда Мороза?»

Разучивание стихотворений, потешек , прибауток для колядования.

Совместное с родителями музыкальное развлечение «Колядки»

Совместная деятельность:

Рассказывание по картине «Дети Севера». Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии. Игра – фантазирование «Мы оказались на Севере»

Создание группового альбома «Удивительный мир Севера»

Пересказ сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Составление рифмовок

Составление рассказа «Что мне нравится в себе?»

Составление загадок о частях тела.

Совместная деятельности : «Путешествие по городу Здоровейску»

Решение проблемных вопросов, касающихся нашего организма: «Зачем нам ресницы?», « Для чего нам нужен сон?»

Рассматривание энциклопедий «Тело человека», «Человек».

Создание группового альбома «Семейное древо»

Пересказ сказки «Айога»

Составление рассказа на тему «Моя семья»

Пальчиковые игры: «Семья», «Гости», «Веселые пальчики».

Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»

Ситуация общения : «Если бы исчезло мыло…?»

Совместная деятельность:   «Для чего человеку нужно здоровье?»

Придумывание рассказа «Если бы я был волшебником…»

Изготовление групповой газеты «Мы любим спорт»

Совместная деятельность :

Проблемный вопрос «Для чего нужны защитники Отечества?»

Коллективная работа: изготовление макетов военной техники.

Дидактические игры «Угадай по описанию», «Придумай загадку»

Чтение и пересказ литературного произведения: С.Я.Маршак «Родина».

Составление творческого рассказа – мечты «Если бы я был ученым, я придумал бы…»

Игры – экспериментирование

-«Что такое воздух?»

-«Какой бывает вода?»

-«Цветное волшебство»

-«Тонет – не тонет»

-проблемно – образовательная ситуация «Почему железо тонет, а железный катер – нет?»

Дидактические игры:  

«Хорошо – плохо», «Да –нет»

Художественное творчество: коллективная работа – газета «Моя мама – лучше всех»

Дидактическая игра «Угадай, чья мама?»

Заучивание и рассказывание стихотворений о маме:

В.Берестов «Праздник мам», Е.Серова «Подснежник» и др.

Составление творческого рассказа по собственному рисунку: «Подарок маме».

Праздничный концерт для мам. Вручение подарков и поздравление мам и бабушек.

Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Март»

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Составление загадок о весне (цветах, птицах, месяцах и т.д.)

Совместная деятельность: посадка семян овощей в «огороде на окне»

Драматизация сказки для малышей «Колосок»

Беседа «Зачем нужен театр?»

Дидактическая игра «Что означает это слово?»

Сюжетно – ролевая игра «Покажем  куклам представление».

Психологические этюды :

-«Веселый заяц»,

-«Хитрая лиса»,

-«Испуганный мышонок»,

-«Кислая ягодка»,

-«Горькое лекарство».

Составление рассказа «Что мне нравится в моем друге?»

Дидактические игры «Хорошо- плохо», «Узнай друга по описанию»

Совместная деятельность: «Кто такой лучший друг?»

Составление творческого рассказа «Как выглядит инопланетянин?». Рисование по итогам впечатлений  от рассказов .

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Пересказ художественного произведения:  В.Баруздин «Первый в космосе»

Составление фантастического рассказа «Скафандр-помощник человека».

Образовательная ситуация «Хочу быть космонавтом»

Совместная деятельность: «Для чего нужны сказки?»

Создание книжки – малышки: «Еж и кротиха» - сказка.

Придумывание сказки «наизнанку» («Сказка о золотой рыбке» , где старик и старуха богатые.

Составление сказки методом каталога

Дидактическая игра «Салат из сказок» (с использованием морфологической таблицы)

Составление описательного рассказа «Весна! Весна! Как воздух чист…»

Составление загадок о весенних цветах (одуванчик, подснежник и т.д. )

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Рассматривание сюжетной картины «Дети смастерили скворечник».

Образовательная ситуация «Каким видят меня другие?»

Чтение и пересказ произведения М.Пляцковского «Счастливый день»

Дидактические игры: «Угадай, кого не стало?», «Хорошо – плохо», «Отгадай, кого загадала?»

Придумывание сказки «Превращение в …(муравья, бабочку, гусеницу и т.д.)

Развлечение «На лесной полянке»

Дидактическая  игра: «Да – Нет».

Дидактическая игра  «Хорошо-Плохо».

 Речевая игра «Подари мне вопрос»

Ситуация общения «Почему некоторые растения называют «растениями здоровья»?

Дидактическая игра «Данетка» (классификационная).

Совместная деятельность «За чайным столом».

Ситуация общения «Как лечатся звери?».

Рассматривание экспонатов в групповом мини-музее «Кладовая здоровья».

Экскурсия в аптеку. Интервью с работником аптеки о фитотерапии.

Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Да-нет-ка».

Дидактические игры «На что это похоже?»,  «Скажи, какой?», «Бег ассоциаций»

Игровая образовательная ситуация «В гостях у тётушки Рифмы»

Дидактические игры  «Угадай по  описанию»,  

« Скажи какой?»; «Скажи наоборот».

Дидактическая игра

 « Доскажи словечко»

Речевая игра «Подари мне вопрос» ( вопросы уточняющего и оценочного типа (« Что хорошего?», «Что плохого?», «Правда ли?», «Верно ли?»).

Дидактическая игра  «Опиши объект, а мы угадаем».

Составление творческого рассказа «Впереди лето».

Обогащать представление детей о родном городе, побуждать к использованию средств языковой выразительности при составлении небольшого описательного рассказа о городе;

Упражнять детей в ответах на вопросы по содержанию фильма , формировать умение соотносить увиденное со своими знаниями о городе; формировать умение передавать свои впечатления с соблюдением логики высказываний.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту и неповторимость родного города и его природного окружения.

Обогащать словарь детей прилагательными и наречиями.

Упражнять детей в кодировании информации об объекте в морфотаблице.

Развивать способность  к согласованию своих интересов и интересов партнеров; умение объяснить свои замыслы в ходе игры, конструктивно взаимодействовать со сверстниками, работать с информацией, закодированной в виде символов, знаков, схем.

Развивать интерес к совместному со сверстниками фантазированию; поощрять проявление инициативы при обсуждении сюжетных линий; развертывание сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнении замыслов друг друга. Развивать умение считывать информацию об объектах, закодированную в морфотаблице.

Совершенствовать умение участвовать в диалоге, полилоге. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту родной природы, упражнять в использовании эпитетов и других средств выразительности при высказывании собственных впечатлений.

Поощрять суждения детей по поводу изображаемого с использованием слов эстетической направленности , средств

языковой выразительности : сравнений, эпитетов, гипербол.

Упражнять в использовании объяснительной формы речи с применением средств языковой выразительности. Побуждать к самостоятельному составлению загадок по модели 1 «Какой?  Что такое же?».

Поощрять речевую активность детей при обсуждении путей реализации совместного замысла. Инициировать стремление отразить собственный замысел во взаимодействии со сверстниками.

Поощрять речевые импровизации, выразительность исполнения роли ; совершенствовать умение передавать настроение героев , эмоции и характеры при помощи неречевых  средств выразительности : жестов , мимики , движений.

Упражнять в сужении поля поиска при определении загаданного объекта.

Упражнять  в составлении вопросов восполняющего типа ( вопросное слово   « Какой?, « Какие?»…)

Упражнять в определении задуманного объекта по описанию с использованием моделей признаков.

Упражнять детей в ответах на вопросы , использовании в речи сочетаний : описание и повествование описание и рассуждение. Развивать воображение, поощрять индивидуальность и оригинальность высказываний детей. Упражнять в ответах на вопросы оценочного типа ( Что хорошего, что плохого?...) и воображаемого типа ( Что будет, если?...)..

Упражнять в использовании объяснительной речи при выборе изобразительных средств и материалов, передаче впечатлений при обсуждении полученного образа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на результаты совместной деятельности. Совершенствовать умение сочетать  разные изобразительные техники              (квилинг, торцевание). Поощрять инициативу и самостоятельность во взаимодействии со сверстниками.

Развивать речевую деятельность детей в процессе коллективного разговора. Воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников.

Упражнять в составлении описательного рассказа, в самостоятельном определении его логики с использованием разнообразных средств выразительности. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание доброжелательно и конструктивно исправлять их возможные речевые и логические ошибки при составлении рассказа.

Упражнять в соблюдении структуры повествования при сочинении творческого рассказа на тему, предложенную воспитателем и с его помощью.

Побуждать к использованию языковых средств выразительности.

Совершенствовать умение использовать формы речи – рассуждения: объяснение, доказательство, аргументацию. Поощрять использование средств языковой выразительности.

Формировать умение не только смотреть на картину, но и видеть с использованием алгоритма рассматривание сюжетной картины «Осенние работы  в саду».

Упражнять в составлении рифмовок. Поощрять активность и инициативу детей в процессе словотворчества.

Упражнять в составлении загадок по модели « Какой? Что такое же?»

Развивать умение составлять рассказ , опираясь на алгоритм составления творческого рассказа по сюжетной картине. Поощрять проявление творчества и оригинальность самостоятельного замысла.

Побуждать детей к речевой активности в процессе игры с использованием разных форм речи – рассуждения: объяснения, доказательства, аргументации.

.

Развивать воображение детей. Поощрять самостоятельность, желание поделиться впечатлениями от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Упражнять в использовании освоенных речевых форм в процессе общения

(объяснение, рассуждение, доказательство ). Воспитывать интерес к участию в коллективных обсуждениях с использованием речевых форм убеждения: «Я думаю…» , « Я считаю…», « Я полагаю…» и другие.

Развивать творчество в процессе общения по поводу совместного замысла создания книжки – малышки. Поощрять творческие варианты деятельности и самостоятельность речевых высказываний детей. Способствовать совершенствованию детско - родительских отношений в процессе выполнения домашнего задания.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы с использованием сложных предложений. Упражнять детей в выразительном исполнении диалога с использованием различных средств выразительности. Поощрять речевые импровизации, проявление инициативы и творчества в речевом общении по поводу прочитанного и обыгранного произведения.

Побуждать к активности в коллективных обсуждениях,  в выдвижении гипотез и предложений. Поощрять инициативу в речевом общении, умение принимать точки зрения других людей.

Формировать у детей позицию субъекта совместной деятельности. Поощрять самостоятельность при передаче впечатлений о птицах из личного опыта детей. Закреплять навыки сотрудничества, культурные формы выражения несогласия с мнениями других людей.

Упражнять в выделении основных признаков для составления загадки. Совершенствовать самостоятельное использование освоенных речевых форм. Воспитывать эмоциональный отклик на творческие проявления в речевой деятельности сверстников.

Упражнять в классификации представителей животного мира. Учить правильно строить предложения, пополнять словарь детей.

Упражнять в сужении поля поиска с использованием приема линейной дихотомии.

Поощрять речевую активность  детей при обсуждении путей реализации совместного замысла. Инициировать стремление отразить собственный замысел во взаимодействии со сверстниками.

Развивать интерес к самостоятельному сочинению. Поощрять индивидуальность и творчество в речевой деятельности. Побуждать к использованию языковых средств выразительности.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство.

Развивать способность к согласованию своих интересов и интересов партнеров, умение объяснить свои замыслы  в ходе игры, конструктивно взаимодействовать со сверстниками

Совершенствовать  умение использовать разные формы речи – рассуждения. Упражнять в составлении сложных предложений.

Поощрять речевую активность при обсуждении возможного содержания плаката; самостоятельность и оригинальность речевого замысла. Упражнять в сочетании разных изобразительных техник, средств и материалов для создания выразительного образа. Воспитывать желание участвовать в коллективной социально – значимой деятельности. Совершенствовать умение излагать свои мысли по поводу изображения с использованием речи – рассуждения, речи – доказательства , аргументации.

Развивать умение составлять рассказ, опираясь на рисунки, выполненные  с использованием нетрадиционных техник рисования. Поощрять проявление индивидуальности и творчества в речевой деятельности.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя сложные предложения. Упражнять в соблюдении логики повествования при передаче личных впечатлений о домашних животных. Вызвать эмоциональный отклик на рассказы сверстников.

Способствовать укреплению детско – родительских отношений при подготовки материалов для альбома (фотографий, небольших сочинений или комментариев к фото). Побуждать детей к обмену информацией в самостоятельной свободной деятельности. Поощрять речевую активность детей. Воспитывать чувство сорадости и сопереживания сверстникам, их личному опыту общения с животными.

Совершенствовать умение участвовать в коллективном разговоре. Поощрять инициативу и самостоятельность детских суждений.

Упражнять в выделении основных признаков для составления загадок. Совершенствовать самостоятельное использование освоенных речевых форм. Воспитывать эмоциональный отклик на творческие проявления в речевой деятельности сверстников.

Упражнять в сужении поля поиска при определении загаданного объекта.

Упражнять в использовании алгоритма составления лимерика. Поощрять словотворчество, воспитывать гуманное отношение к окружающему.

Упражнять в ответах на вопросы, использование в речи сочетаний: описание и повествование, описание и рассуждение. Развивать воображение. Поощрять оригинальность высказываний детей.

Развивать творчество в процессе общения по поводу совместного замысла создания игрушки. Способствовать совершенствованию детско – родительских отношений в процессе выполнения домашнего задания.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения: объяснительной  речи, речи – доказательства.

Упражнять в соблюдении структуры повествования при сочинении творческого рассказа на тему, предложенную воспитателем. Поощрять индивидуальность и творчество в речевой деятельности.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины. Побуждать к использованию языковых средств выразительности.

Развивать способность к согласованию своих интересов и интересов партнеров, умение объяснить свои замыслы  в ходе игры, конструктивно взаимодействовать со сверстниками.

Совершенствовать навыки системного мышления. Развивать речевую деятельность в процессе коллективного разговора.

Развивать воображение детей. Упражнять в самостоятельном выборе изобразительных средств и материалов , сочетание разных изобразительных техник. Побуждать  к обсуждению интересных творческих находок при изображении домов. Воспитывать интерес к работам сверстников,  умение сорадоваться успехам товарищей.

Воспитывать интерес к фантазийной деятельности. Побуждать  к речевым высказываниям по поводу возможного содержания коллажа с соблюдением логики изложения своих мыслей. Поощрять оригинальность предложений детей.

Учить составлять связный рассказ по картинкам. Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. Побуждать  к использованию разнообразных средств выразительности, в том числе и языковых.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием формы речи – рассуждения: речь – доказательство , объяснительную речь.

Развивать умение строить общение с разными людьми: сверстниками и взрослыми. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности в собственной речи. Совершенствовать умение участвовать в диалоге.

Упражнять детей в нахождении путей решения проблемных  ситуаций.

Формировать умение сочинять сюжетный рассказ с помощью воспитателя в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство.

Формировать позицию субьекта в совместной деятельности. Закреплять навыки сотрудничества, культурные формы выражения несогласия с мнениями других людей. Побуждать детей к обмену информацией в коллективной деятельности.

Формировать  умение детей в составлении последовательного рассказа по алгоритму. Побуждать к использованию языковых средств выразительности.

Упражнять детей в ответах на вопросы. Совершенствовать умение использовать формы речи – рассуждения: Объяснение , доказательство, аргументация. Побуждать к активности в коллективных обсуждениях.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство.

Совершенствовать детско – родительские  отношения в процессе подбора фотографий для создания фильма.

Развивать интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Поощрять проявление инициативы при обсуждении сюжетных линий, развертывании сюжета в воображаемом речевом плане.

Обогащать представление детей о телевидении как источнике информации. Развивать воображение, творческое мышление. Развивать умение логически выражать свои мысли.

Развивать интерес к самостоятельному сочинению рассказа. Поощрять проявление индивидуальности и творчества в речевой деятельности.

Формировать умение пересказывать литературное произведение с опорой на наглядность. Упражнять в самостоятельном пересказе произведения с правильной передачей идеи и содержания. Формировать умение понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственной речи.

Развивать самостоятельное речевое творчество. Поощрять речевую активность при обсуждении содержания письма , развивать умение письменной речи.

Развивать творчество в процессе общения по поводу совместного замысла создания игрушки. Способствовать совершенствованию детско – родительских отношений  в процессе выполнения домашнего задания.

Упражнять в установлении причинно-следственных связей между объектами и событиями окружающего мира.  Побуждать к проявлению активности, инициативы и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Формировать умение сочинять сюжетный рассказ. Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова , характеризующие  особенности встречи с Дедом Морозом.

Упражнять детей в выразительном  исполнении литературных произведений. Поощрять творческую активность детей в речевой, театрально – игровой деятельности на основе стихотворений.

Способствовать укреплению детско –родительских  отношений. Воспитывать у детей и взрослых чувство гордости за свою семью, детский сад , страну.

Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова ,характеризующие особенности предметов на картине. Побуждать к использованию разнообразных средств выразительности, в том числе и языковых.

Побуждать детей к обмену информацией в совместной деятельности. Поощрять речевую активность детей. Закреплять  навыки сотрудничества.

Формировать умение пересказывать литературное произведение с опорой на наглядность. Упражнять  в самостоятельном пересказе произведения с правильной передачей идеи и содержания. Совершенствовать умение выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц. Формировать умение понимать и запоминать авторские средства выразительности  и использовать их в собственном  пересказе.

Упражнять детей в нахождении рифмующихся между собой пар слов.

Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности внешнего вида и характер. Побуждать к использованию  разнообразных средств выразительности.

Упражнять в выделении основных признаков для составления загадки. Совершенствовать самостоятельное использование освоенных речевых форм. Воспитывать  эмоциональный отклик на творческие проявления в речевой деятельности сверстников.

Воспитывать позицию субъекта в совместной деятельности. Поощрять инициативу в речевом общении со сверстниками и взрослыми. Побуждать к обмену впечатлениями по поводу  произошедшего события.

Воспитывать интерес к фантазийной деятельности. Побуждать к речевым высказываниям.

Развивать представление об уникальности каждого человека. Поощрять высказывание гуманистической направленности о своих товарищах.

Способствовать укреплению детско –родительских  отношений при подготовки  материалов для альбома (фотографий, комментариев к фото). Побуждать детей к обмену информацией в свободной деятельности. Поощрять речевую активность детей.

Формировать  умение пересказывать  литературное произведение. Упражнять в самостоятельном пересказе произведения  с правильной передачей идеи и содержания. Совершенствовать умение выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц.

Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности семьи. Упражнять  в определении логики рассказа. Побуждать к использованию разнообразных средств выразительности.

Воспитывать активность и инициативность в совместной деятельности. Поощрять речевую активность детей.

Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности. Побуждать в ходе игры к созданию рисунков, символов. Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы.

Побуждать детей к речевой активности. Упражнять в умении самостоятельно находить пути решения.

Упражнять детей в ответах на вопросы , использовании в речи сочетаний: описание и повествование , описание и рассуждение. Развивать воображение. Поощрять индивидуальность и оригинальность высказываний детей.

Развивать интерес к самостоятельному придумыванию рассказа. Поощрять проявление индивидуальности и творчества в речевой деятельности.

Способствовать укреплению детско – родительских отношений при подготовке  материалов для альбома. Побуждать детей обмену информацией в совместной деятельности.

Обогащать представление детей о защитниках Отечества, об армии. Побуждать к использованию языковых средств выразительности при составлении небольшого описательного рассказа о солдатах. Формировать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Развивать творчество в процессе общения по поводу совместного замысла создания макета техники. Упражнять в использовании разных форм речи – рассуждения.

Формировать умение у детей самостоятельно выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Упражнять в использовании слов-синонимов, образных сравнений.

Формировать умение пересказывать литературное произведение. Упражнять в самостоятельном пересказе произведения с правильной передачей идеи и содержания. Формировать умение понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственном пересказе.

Развивать интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Поощрять проявление инициативы при обсуждении сюжетных линий; развертывании сюжета в воображаемом речевом плане, а также – дополнении замыслов друг друга.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Учить вместе, сообща выполнять задания, слушая выводы детей. Упражнять детей в выдвижении исследовательских задач, предположений, поддерживать гипотетические суждения.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием формы речи – рассуждения. Поощрять инициативу в речевом общении со сверстниками и взрослыми.

Поощрять речевую активность детей при обсуждении  путей реализации совместного замысла . Совершенствовать умение участвовать в диалоге.

Упражнять детей в четком и выразительном исполнении стихотворения. Поощрять проявление дружелюбного отношение к сверстникам.

Развивать интерес к самостоятельному сочинению. Поощрять проявление индивидуальности и творчества в речевой деятельности. Развивать воображение.

Совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений. Упражнять в использовании  образных выражений. Развивать эстетические чувства детей.

Упражнять в самостоятельном пересказе произведения с правильной передачей идеи и содержания. Учить детей пересказывать от третьего лица.

Упражнять в выделении основных признаков для составления загадки. Совершенствовать самостоятельное использование разных речевых форм. Воспитывать эмоциональный отклик на творческие проявления в речевой деятельности сверстников.

Обогащать представления детей о разнообразии семян, побуждать к использованию средств языковой выразительности при составлении небольшого описательного рассказа о совместном труде в «огороде на окне». Побуждать к высказыванию впечатлений от личных наблюдений за всходами.

Поощрять речевые импровизации, выразительность исполнения роли. Совершенствовать  умение передавать характеры, эмоции героев при помощи неречевых средств выразительности: жестов, мимики, движений.

Обогащать представление детей о театре. Упражнять детей в ответах на вопросы. Поощрять использование средств языковой выразительности. Поощрять индивидуальность и творчество в речевой деятельности.

Обогащать и активизировать словарь детей (кулисы, занавес, сцена и т.д. ). Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения.

Поощрять речевые импровизации, выразительность исполнения выбранной роли. Совершенствовать  умение передавать настроение, характеры  вымышленных героев. Поощрять интерес к совместному со сверстниками фантазированию.

Поощрять речевые импровизации, выразительность показа эмоции при помощи неречевых средств выразительности: жестов, мимики, движений.

Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности друзей. Упражнять в определении логики описательного рассказа. Побуждать к использованию средств языковой выразительности, в том числе и языковых.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Поощрять инициативу в речевом общении со сверстниками и взрослыми.

Совершенствовать умение использовать формы речи – рассуждения: объяснение, доказательство, аргументацию. Поощрять использование средств языковой выразительности. Поощрять проявление индивидуальности и творчества в речевой деятельности.

Развивать интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Поощрять проявление инициативы при обсуждении сюжетных линий, развертывании сюжета в воображаемом речевом плане. Формировать речевые умения к творческому перевоплощению.

Воспитывать  позицию субъекта в совместной деятельности. Развивать способность к согласованию своих интересов и интересов партнеров, умение объяснить свои замыслы в ходе игры, конструктивно взаимодействовать со сверстниками.

Формировать умение пересказывать художественное произведение. Упражнять  в самостоятельном пересказе произведения  с правильной передачей идеи и содержания. Формировать умение понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственном пересказе.

Упражнять детей в составлении фантастического рассказа по алгоритму. Уточнить знания детей о скафандре как мини-доме. Учить наделять скафандр новыми функциями.

Воспитывать уважение к профессии космонавта, совершенствовать навыки полилогической речи.

Обогащать представления  об особенностях литературы:  о многообразии жанров и их признаках. Упражнять в использовании языковых средств выразительности. Побуждать  детей к толкованию нравственного смысла сказки.

Формировать  умение отражать в составленном  повествовании характерные особенности жанра. Воспитывать инициативность   нравственного смысла сказки. и самостоятельность в придумывании сказки. Способствовать совершенствованию детско – родительских в процессе выполнения домашнего задания.

Формировать умение придумывать сказку, передавать  специфику жанра. Учить детей передавать с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение).

Упражнять  детей в  составлении сказочного текста. Совершенствовать умение  детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.

Упражнять  детей в составлении сказочного  текста  на основе известного алгоритма.

Совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности весны. Побуждать к использованию разнообразных форм выразительности.

Упражнять в выделении основных признаков для составления загадок. Совершенствовать самостоятельное использование речевых форм. Воспитывать эмоциональный отклик на творческие проявления в речевой деятельности сверстников.

Воспитывать активность и инициативность при обсуждении содержания рассказа. Развивать умение связно и выразительно  пересказывать литературное произведение.

Упражнять в соблюдении алгоритма деятельности при рассматривании сюжетной картины ( 11 этапов).

Развивать интерес к самостоятельному составлению рассказа о поступках, действиях, внешности и т.д. сверстников. Побуждать детей к активности в коллективных обсуждениях.

Формировать умение пересказывать литературное произведение. Упражнять  в самостоятельном пересказе с правильной передачей идеи и содержания. Формировать умение понимать и запоминать авторские средства выразительности и использовать их в собственном пересказе.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство.

Формировать умение отражать в составленном повествовании характерные особенности жанра. Упражнять к использованию свойственных жанру сказки средств выразительности. Обогащать представление детей об особенностях сюжета сказки. Воспитывать инициативность и самостоятельность в придумывании сказки.

Упражнять детей в создании выразительных образов. Побуждать к использованию вербальных и невербальных средств. Поощрять двигательные импровизации под музыку.

Совершенствовать умение классифицировать объекты природного и рукотворного мира по разным признакам.

Упражнять в установлении причинно- следственных связей между объектами окружающего мира.

Упражнять в составлении вопросов разного типа.

Совершенствовать навыки участия в коллективном разговоре. Поощрять самостоятельность и инициативность детей в речевом общении со сверстниками. Побуждать к использованию речи-объяснения.

Упражнять детей в классификации объектов на основании разных признаков с использованием метода дихотомии.

Обогащать словарь детей прилагательными и наречиями. Совершенствовать умение речевого этикета во время чайной церемонии во взаимодействии со сверстниками и родителями.

Совершенствовать монологическую речь с использованием речи-объяснения, аргументации.

Поощрять желание детей обмениваться впечатлениями об экспонатах музея, из личного жизненного опыта. Воспитывать ценностное отношение к высказываниям сверстников.

Обогащать представления детей о способах сохранения и укрепления здоровья. Совершенствовать социальный опыт общения детей с незнакомым взрослым.

Закреплять умение рассуждать, обдумывать свои ответы с использованием речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Упражнять в составлении сравнений, эпитетов.

Совершенствовать умение детей составлять рифмованные тексты. Стимулировать речевую активность и творчество детей.

Развивать интерес детей к стихотворной форме произведений. Побуждать к объяснению образных высказываний, сравнений.

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой пары слов.

Побуждать детей к созданию  рифмующихся строчек об объектах, изображенных на картинках.

Стимулировать речевую активность детей. Упражнять в формулировке разных типов вопросов.

Упражнять детей в самостоятельном выделении признаков  объекта и сравнивании их с признаками других объектов с использованием моделей «имён признаков».

Упражнять в самостоятельном рассказывании с соблюдением логики повествования. Воспитывать ценностное отношение к высказываниям сверстников.

1.Родительское собрание               « Почему важно развивать связную речь старших дошкольников?».

2. Групповая выставка семейных рисунков « Мы рисуем город наш».

3. Участие родителей в экскурсии на берег реки Бердь.

Совместное развлечение «Приглашаем в наш театр». Драматизация сказки «Мешок яблок»

Анкетирование: «Детский сад глазами родителей».

Акция «Наши путешествия» - стенгазеты о семейном отдыхе.

1.Подбор иллюстраций , интересной информации о хлебе. Оказание помощи в выборе стиля и оформления книжки – малышки.

2.Размещение статьи в родительском уголке «Воспитываем бережное отношение к хлебу».

3.Участие родителей в презентации готовых изделий из соленого теста «Сядем рядком , вылепим ладком.»

Подбор иллюстраций,   фотографий с перелетными птицами.

1.Подбор иллюстративного материала для создания коллажа.

2.Домашнее задание: семейный рисунок «Мой детский сад».

Конкурс газет семейных воспоминаний «Это было недавно, это было давно»

Консультация учителя – логопеда «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании языковой культуры речи старших  дошкольников»

1.Родительское собрание «Как развивать способности детей?»

2.Участие в акции «Игрушка своими руками»

1.Размещение статьи в родительском уголке на тему «Растим детей умелыми и трудолюбивыми»

2.Презентация для родителей «Какой он, город будущего?»

1.Викторина для детей и родителей «Знаю ли я правила дорожного  движения»

2.Подготовка костюмов , рисунков , дорожных знаков и светофора к развлечению.

3.Участие в развлечении в качестве персонажей , участников игр и конкурсов.

1.Фотовывставка «Наш веселый зимний день» (из семейного архива)

2.Консультация для родителей « Чем заняться на зимней прогулке с ребенком»

3.Презентация группового альбома для родителей.

1.Вручение памяток для родителей « О вреде и пользе телевизора и компьютера»

2.Коллективный просмотр видеоролика с представлением действующих лиц и исполнителей.

3. Создание газеты «Юные журналисты»

1.Обсуждение и подготовка костюмов  к новогоднему утреннику.

2.Акция «Украшаем группу к новому году».

3.Конкурс «Самая интересная игрушка – самоделка для новогодней елки»

1.Практикум для родителей «Играем пальчиками»

2.Участие родителей в музыкальном развлечении в роли персонажей и других участников.

1.Родительское собрание на тему «Учимся рассказывать»

2.Домашнее задание . Подобрать из старых журналов, других источников иллюстративный материал для альбома.

3.Домашнее задание: семейный рисунок по мотивам сказки «Серебряное копытце»

Спортивный досуг «Мы играем всей семьей»

1.Создание фотовыставки «Моя семья»

2.Подготовка материалов из семейного архива для альбома «Семейное древо»

1.Семейная газета «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка семейных мини- газет «Когда мой папа был солдатом…»

Домашнее задание «Как увидеть воздух» (экспериментирование);

Игра-эксперимент «Три состояния воды».

1.Домашнее задание: принести детские фотографии мам.

2.Выставка «Золотые руки наших бабушек» (рукоделие, кулинария и др.)

Мастер – класс для родителей в изо – студии «Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве вместе с ребенком»

1.Экскурсия для родителей в групповой «Огород на окне» (в качестве экскурсоводов выступают дети)

2.Изготовление злементов декораций, костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

 

Совместное с родителями посещение театра.

Домашнее задание:  беседа с ребенком об играх и увлечениях своего детства.

Выставка детских рисунков в группе. Экскурсия по выставке ( дети – экскурсоводы)

1.Домашнее задание «Придумаем  сказку про самих себя»

2.Выствка семейных творческих работ в приемной группы.

Оформление поздравительной газеты «С днем рождения, Земля»

 - фотовыставка «Любимые уголки природы родного города»;

Выставка семейных газет «Мой удивительный ребенок»

- оформление альбома на тему «Удивительный мир насекомых»;

- фотовыставка «Чудесные неведимки»;

- изготовление из природного материала разнообразных насекомых.

Домашнее задание «Сбор информации о лекарственных растениях из разных источников.

III. Организация образовательной деятельности.

Материально техническое обеспечение программы.

Для эффективности программы в группе создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:

- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;

- учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т.е. способствует решению задачи создания « зоны ближайшего развития»;

- обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности.

Образовательное пространство группы представлено современными игровыми развивающими пособиями и материалами, многие из которых были сделаны своими руками или с помощью детей и родителей (игрушки-самоделки, экран системного оператора, круги Луллия, модель «Эвроритм», морфологическая таблица, наборы предметных и сюжетных картинок и др.).        

Богатый образовательный потенциал заложен в игротеке дидактических игр, направленных на развитие логического действия сравнения, классификации,  узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий. Инновационным содержанием отличается групповой развивающий центр «Познавайкин мир» с многообразием моделей мыслительных действий, побуждающих детей к творческому взаимодействию со сверстниками. Для индивидуального использования на занятиях, на подгруппу детей имеется папка с набором моделей: схемы вопросов, вопросная дорожка, предметные картинки, имена признаков, волшебники, карточки для составления загадок и лимериков, наборы алгоритмов составления рассказов и текстов сказочного содержания.

Их использование позволяет превратить процесс познания признаков объектов, их преобразование в увлекательную для детей деятельность, позволяющую, в конечном итоге, освоить базовые способы познания объектов окружающего мира и самостоятельно их использовать.

В группе создана игротека развивающих, так называемых « тризовских»  игр:

- «Умные карточки»

-«Что сначала? Что потом?»

- «Логический паровозик»

- «Мир вокруг»

- «Узнай и назови»

- «Подари мне вопрос»

- «Скажи, какой?»

- «Умные планшеты»

- «В гостях у тетушки Рифмы» и другие.

Развивающая среда группы значительно обогатилась в процессе реализации групповых исследовательских и познавательных проектов  продуктами детского индивидуального и коллективного творчества (рисунками, коллажами), а также - поделками из природного и бросового материала, коллекциями, макетами). Например:

- игровой модуль «Детская площадка для малышек» (с использованием матриц);

- книжки-малышки со стихами,  загадками и лимериками.

Содержание развивающего центра «Познавайкин мир»

- модели анализаторов;

- модели имен признаков;

- волшебники;

- модели анализаторов;

- модели имен признаков;

- волшебники

- вопросная дорожка;

-модели вопросов (описательный, восполняющий, каузальный, субъективный, уточняющий, оценочный, воображаемый);

- наборы предметных картинок;

- пособие «Царица загадок»;

- пособие «Тетушка-рифма»;

- алгоритмы составления рассказов по сюжетной картине, по портрету, по пейзажу, по серии картинок;

- наборы: портретов, пейзажей, серии картинок, сюжетных картин, натюрмортов;

- набор матриц.

Содержание игротеки:

-«Придумай рассказ»;

-«Что изменилось?»;

 -«Шифровщики»;

 -«Волшебные приключения»;

 -«Узнай по описанию»;

 -«Похожи-не похожи»;

- «Угадай настроение»;

-«Волшебные очки»;

 -«Подари вопрос»;

 - «Да-нет-ка»;

-«Придумай сказку» и др.

Программно-методическое обеспечение

Используемые образовательные программы

Методики и технологии

1.Основная образовательная программа ДОУ.

2.Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева Примерная образовательная программа «Детство» .- СПб., «Детство- Пресс», 2014г.

1.Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Методическое пособие  «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (Технология ТРИЗ).- М., Аркти,  2010г.;

2.Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

 «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».- М., Аркти, 2010 г.;

3.Т.В. Ляшко, Е.И. Синицына «Через игру к творчеству».- Обнинск «Интерколледж», 1994г.;

4.Т.А.Сидорчук, Э.Э. Байрамова Технология развития связной речи дошкольников.– АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;

5.Т.А.Сидорчук  Учебное пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников.–АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;

6.Т.А.Сидорчук , И.Я. Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;

7.Н.А.Костяева «Учим детей фантазировать», АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2017г.;

8.Т.В.Владимирова Шаг в неизвестность «Ульяновский дом печати» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ...

“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”

ldquo;Коррекция речи детей с помощью игровых технологий&rdquo...