Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ
презентация по коррекционной педагогике

Песчаная Ульяна Сергеевна

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия » Подготовила: учитель – логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №132» Песчаная Ульяна Сергеевна

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Существует множество методов и средств развития речи ребенка.

Слайд 3

«Изобретение Раймонда Луллия » В XIII веке Раймонд Луллий - поэт, философ, мыслитель, родоначальник комбинаторики , создал логическую машину, состоящую из нескольких колец. Кольца, дополняя друг друга складывались в единый круг. На каждом кольце была надпись или рисунок (известная истина). Приводя кольца в движение складывалась некая комбинация (новая истина). Как считал Р. Луллий , новые истины помогут узнать мир лучше.

Слайд 4

Авторы технологии ТРИЗ применили данную технологию в дошкольном образовании и назвали « Кольцами Луллия » . Конструкция очень проста: два гвоздика для надевания пластинок две пластинки две фанерки (крышка и основание) мебельный уголок

Слайд 5

Игры для развития грамматического и лексического строя речи. 1. Образование притяжательных прилагательных Д/и «Чья тень?»

Слайд 6

Д/и «Чей след?» Д/и «Чей хвост?»

Слайд 7

2. Образование названий детёнышей животных Д/и «Назови детёныша»

Слайд 8

3.Образование существительных мн.ч. в именительном падеже. Д/и « Один - много» (далее можно использовать данное пособие для изменения существительных мн. ч. в родительном падеже, задавая вопрос «Чего не стало?» и убирая картинку.) 4.Образование уменьшительно – ласкательной формы слов. Д/и «Назови ласково»

Слайд 9

Игры для развития связной речи (развивать навыки диалога и учить отвечать полным предложением, подбирая пару картинке.) Д/и «Чем питается?» Д/и «Где живёт?»

Слайд 10

Д/и «Органы чувств» Д/и «Подбери заплатку»

Слайд 11

Д/и «Из какой сказки герой?» Д/и «Куда, зачем – едет, летит, плывёт?»

Слайд 12

Д/и «Профессии. Подбери предмет.» Д/и «Семья. Кто, что делает?»

Слайд 13

Игровая технология «Кольца Луллия » – это универсальное средство многофункционального характера, которое можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. Данная технология вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулирует речевое творчество детей.

Слайд 14

Вариативность исполнения игры«Кольца Луллия »

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 132»

Мастер - класс

Тема:

Развитие речи  детей с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Подготовила:

Учитель-логопед

Песчаная У.С.

Воронеж 2017

План мастер-класса:

I. Актуальность проблемы.

II. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

III. Игры с элементом случайности в установке колец.

 IV. Применение игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач в дошкольном учреждении.

V. Литература.

Оборудование: игровое пособие «Кольца Луллия».

  1. Актуальность проблемы.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. 

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и методы педагогического воздействия.  

II. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Одним из современных и интереснейших методов обучения является логическая машина, которую в XIII веке создал  Раймонд Луллий  (каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики). ( Википедия).  Авторы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) применили её в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду, а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Игры для развития грамматического и лексического строя речи.

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Д/и «Чья тень?»

Д/и «Чей след?»

Д/и «Чей хвост?»

  1. Более трудным для детей является образование названий детёнышей животных.

Д/и «Назови детёныша»

  1. Образование существительных мн.ч. в именительном падеже.

Д/и « Один - много» (далее можно использовать данное пособие для изменения существительных мн. ч. в родительном падеже, задавая вопрос «Чего не стало?» и закрывая картинку.)

  1. Образование  уменьшительно – ласкательной формы слов.

Д/и «Назови ласково»

  1. Игры на развитие связной речи (развивать навыки диалога и учить отвечать полным предложением, подбирая пару картинке.)

Д/и «Чем питается?»

Д/и «Где живёт?»

Д/и «Органы чувств»

Д/и «Куда, зачем – едет, летит, плывёт?»

Д/и «Из какой сказки герой?»

Д/и «Профессии. Подбери предмет.»

Д/и «Семья. Кто, что делает?»

Д/и «Подбери заплатку»

Игровая технология «Кольца  Луллия» прочно заняла свое место в педагогике,  она является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Её можно многопланово использовать при решении коррекционно-развивающих задач развития речи у дошкольников. Игровая технология «Кольца Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулирует речевое творчество детей.

III. Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Развивается фантазия ребёнка.

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях. Поэтому использование методов и приёмов «Колец Луллия» в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

 Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.  

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает лучшее восприятие нового материала.

Это эффективное средство в решении коррекционно-развивающих задач. Практическая значимость её очевидна и заслуживает внимания всех педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Очень рекомендую коллегам использовать это пособие в своей работе с детьми разных возрастных категорий.

IV. Применение игровой технологии «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач в дошкольном учреждении.

Игровая технология «Кольца Луллия» – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.

Эта технология может использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

- развивать познавательную активность;
- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, размера);
- формировать элементарные математические представления;
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

 - развивать креативные способности дошкольников;

 - развивать навыки фантастического преобразования объектов.  

V. Литература

1. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016.-40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).

2. Ткаченко Т. А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника» - М., «Гном», 2002 г.

3. Парамонова Л. Г. « Ваш ребёнок на пороге школы» - СПб., «Каро», 2005 г.

4. Агранович З. Е. « Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» - СПб., «Детство – пресс», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Развитие речи детей с использованием игровых технологий

Презентация на тему "Развитие речи детей с использованием игровых технологий"....

Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий"

Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий" «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которы...

Мастер - класс для воспитателей. Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми,  распространение разных форм работы....

“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”

ldquo;Коррекция речи детей с помощью игровых технологий&rdquo...