Мастер - класс для воспитателей. Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
консультация

Светлакова Ольга Николаевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми,  распространение разных форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для воспитателей.

 Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

                                                      МБОУ СОШ №29 д/о «Морозко» г.Химки

                                                                                  Учитель-логопед Светлакова О. Н.

                                                                                                     городской округ Химки

                                                                                                                             

     

                                                             

2023 год

Актуальность темы.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми,  распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать игровые технологии в жизни детей своей группы

Ход мастер класса.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. Сухомлинский

  Сегодня я  познакомлю вас с игровыми технологиями, которые  использую в работе с детьми по развитию речи.

  Цель игровых образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Одним из видов игровых технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная;
  • релаксационная;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой массаж, самомассаж.

Активизация педагогов:

Крикните громко и хором, друзья.

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на собрание, сил совсем нет.

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (Да.)

   Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Артикуляционная гимнастика -выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

   И  начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции».

    Каждому педагогу раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала,        - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала,                  - дети зевают

Травку сочную сжевала                  - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала,                            - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а!                                                - произносят звуки отрывисто и громко

Ква-а-а-а!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

2.Дыхательная гимнастика  ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо - эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха. Дети(педагоги) становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут. Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)

Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде расслабить ваше тело.

4.Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

     Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

5.Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

«Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно):

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь,        

Но я же играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Рефлексия. Итог.

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Итог:

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

                      Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи детей в старшей группе

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи детей в старшей группе...

Мастер-класс для воспитателей по развитию речи детей.

Знакомство педагогов с приемами работы по развитию речи детей, повышение профессионального уровня....

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»....

Развитие речи детей с использованием игровых технологий

Презентация на тему "Развитие речи детей с использованием игровых технологий"....