Мастер класс для воспитателей «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
учебно-методический материал по развитию речи

Михайлова Вера Сергеевна

Мастер класс для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС для воспитателей «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи: Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа. Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия.

Итог.

Продолжительность мероприятия: 30 минут

Оборудование: ( прищепки, карандаши, пробки )

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать игровые технологии в жизни детей своей группы.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. Сухомлинский

1 Теоретическая часть.

Здравствуйте уважаемые коллеги . Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс .Тема «Развитие речи детей с использованием игровых технологий». Сейчас я вас познакомлю с игровыми технологиями, которые я использую в работе с детьми по развитию речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Цель игровых образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одним из видов игровых технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная;

• релаксационная;

• пальчиковая гимнастика;

• игровой массаж, самомассаж.

Активизация педагогов:

– Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (Да.)

2.Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Артикуляционная гимнастика -выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала, - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала, - глотают

На кувшинку села, Песенку запела: "Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко Ква-а-а-а! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!

2.Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха.

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут. Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена) Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).

«Моя семья» Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки, Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем Этот пальчик – бабушка, кулачки. Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

«Капуста» Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки) Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим… (щепотками) Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение. В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с сыпучими материалами:

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой. «Зашагали наши ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ – топ – топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ. Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

2. «Чудесный мешочек»

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

3. Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы» То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

4. Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок - глупыш. Он думает это не палец, а мышь, (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! » ( силуэт-прищепка )

5. Игра с карандашом. (лучше использовать карандаш - шестигранник) Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу!

Подвижно – речевые игры.

1. Игра «Два круга» Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Педагог первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… ») С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….

3.Рефлексия. Итог. Завершающее упражнение "Благодарю! " Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте. Итог: Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи. Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий ".

приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают реб...

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Задачи:1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. 3. Заинтересовать проблемой. 4. Научить родителей по-...

Мастер – класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Цель  мастер – класса: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.Задачи:1. Познакомить родителей с эффективными м...