Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Соболева Наталья Вениаминовна

Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий"

 «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»

 П.Ф.Каптерев

(основатель педагогической психологии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие речи детей через использование игровых технологий»

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем

- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

Слайд 3

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

Слайд 4

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Слайд 5

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для нас очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития речи.

Слайд 6

И сегодня мы хотели бы вам представить развивающие игры, игровые упражнения, игровые технологии, которые мы используем в своей работе для речевого развития детей.

Для внедрения данных технологий необходимо разнообразное оборудование. В нашей группе с создан речевой уголок, игротека, которые мы используем как в процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми.

Слайд 7

Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники.

Слайд 8

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”

Поэтому мы решили соединить эти два вида работы.

Представляем вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” — это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

Слайд 9

Сенсорный ящик

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

Слайд 10

 Итак, следующая наша игра называется «Карусель» А для этого нам нужно будет выбрать какой ни будь предмет (бабочка) и попробуем ответить на вопрос: «Какая она?» и подобрать как можно больше определений. А помогут нам в этом карточки-символы.

Всего 17 признаков. Детей нужно постепенно знакомимся с каждым признаком в течение 7 дней, заполняя нашу «Карусель» карточками – символами по мере их изучения. Мы находим данный признак в разных предметах, используя различное оборудование. Например, для ознакомления с признаком рельеф мы используем тактильные диски, обогащая тем самым речь детей и закрепляя данный признак.

А теперь как играть. Приглашаются 14 участников.  Встают напротив каждого символа. Идем по кругу под музыку. Останавливаемся возле определенного признака. Характеризуем нашу бабочку по очереди.

Слайд 11

 Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок».

Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.

Варианты заданий.

1 задание «Вспомни сказку»

Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

2 задание «Угадай, чей голосок?»

Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

3 задание «Кто, где живёт?»

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

4 задание «Посели жильцов»

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.

Слайд 12

5 задание «Подбери картинки с заданным звуком»

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

Слайд 13

6 задание «Раздели на слоги»

Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.
- Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

Слайд 14

7 задание «Слоговые песенки»

Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и пойте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...

Мастер-класс для педагогов "Развитие общения у детей с ОВЗ через использование игровых технологий для успешной социализации в детском коллективе"

Мастер-класс был проведен в рамках городского семинара для воспитателей, работающих на коррекционных группах с детьми с ОВЗ, педагогов-психологов и учителей-логопедов по теме "Организация условий...

Конспект занятия по развитию речи детей через использование игровых технологийв средней группе «Зима»

Закреплять умение  подбирать однокоренные слова,продолжать закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных,закреплять умение согласовывать существительное с числительным, п...

Мастеркласс для педагогов "Развите речи детей с использованием игровых технологий".

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; по вклю...

Развитие речи детей с использованием игровых технологий

Презентация на тему "Развитие речи детей с использованием игровых технологий"....

Мастер - класс для воспитателей. Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми,  распространение разных форм работы....