Конспект интегрированного занятия по развитию временных представлений на тему: «Времена года»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психологический центр диагностики и консультирования «Доверие»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного занятия по развитию временных представлений на тему:

«Времена года»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Составили и провели:

                                                                 учитель-логопед Чеджемова Д. Х.

                                                                педагог-психолог Романова О. В.

 


 

 

 

 

 

 

 

г. Владикавказ 2020 г.

 

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

 

Программные задачи:

 

Обучающие:

 

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия  месяцев.

3. Учить отгадывать загадки про времена года.

 

Коррекционно-развивающие:

 

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

4.Развивать координацию речи с движением.

5.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

6.Развивать пространственные представления у детей.

7.Развивать мелкую моторику.

8. Учить ориентироваться на слово педагога.

 

Воспитательные:

 

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

4.Воспитывать интерес и любовь к природе.

 

Методы и приемы:

 

1.Наглядный

2. Игровой

3. Словесный

4. Практический

 

Материал:  часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки-символы, разрезная картинка "Выложи снеговика" (части снеговика), загадки, картинки «первоцветы», тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» ( цветы и бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (контуры грибов наложенные друг на друга), карандаши, бумага.

 

 

Предварительная работа:

 

1.Знакомились с временами года, месяцами.

2.Рассматривали и соотносили.

3. Отгадывали загадок про времена года.

4. Учились определять зашумленные изображения, обводить по ко+нтуру.

5.Выполняли задания направленные на формирование пространственно-временных представлений.

 

 

 

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное.

Артикуляционная гимнастика:

  1. Лягушка-слон.  На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Слон».

Лягушка. Описание упражнения: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Слон. Описание упражнения: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение под счет до 5.

  1. Вкусное варенье. Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять сначала в одну, а затем в другую сторону. Повторить 5-6 раз.
  2. Качели. Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
  3. Накажем непослушный язычок. Описание упражнения: Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
  4. Часики . Рот открываем тянем кончик языка в право за тем в лево.

 

 

Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у них у всех свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

 

2.Основная часть.

 

Путешествие  к зиме.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

 Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"

- Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

- А  вот и домик зимы. (показываем синий домик)

- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

 - А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Игра "Выложи снеговика"

- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)

 

 

Путешествие  к весне.

 - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Домик ВЕСНЫ

-   А вот и её домик (показываем зелёный домик)

- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Чистоговорки.

На – на – на – к нам пришла весна

Не – не – не - очень рады мы весне

Не – не – не - много песен о весне

Хи – хи – хи - о весне стихи

Ло – ло – ло - на улице тепло

Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

Ко – ко – ко - солнце светит высоко

Чьи – чьи – чьи - звонкие ручьи

Га – га – га – тают белые снега

Ульки – ульки – ульки - растаяли сосульки

Чи – чи – чи - солнца теплые лучи

Ка – ка – ка - в небе облака

Шо-шо-шо- как весною хорошо

Ды-ды-ды- зацветают все сады

На-на-на- травка первая видна

Да-да-да- в ручейке журчит вода

Лю-лю-лю- очень я люблю весну

Цы-цы-цы- прилетели скворцы

Ди – ди – ди - весенние дожди

Ну-ну-ну – очень ждали мы весну

Ну-ну-ну- жду я теплую весну

 

Игра. Mersibo Не будить до весны

Игра развивает слуховое внимание, умение запомнить количество звуков и выбрать соответствующий значок.

 

В гостях у какого времени года мы побывали? (у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.

 

Путешествие  в лето.

“Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

- Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"

 

 

 

Домик ЛЕТА

-   А вот и  домик лета (показываем  красный домик)

- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

- А теперь подберите картинки в  домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Тренажер - дорожка «Посади бабочку на цветок» Идите все ко мне! Вот мы и на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. Посадите бочек на цветы такого же цвета (дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).

В гостях у какого времени года мы побывали? (у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

 

 

Путешествие  в осень.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

Домик ОСЕНИ

-   А вот и  домик осени (показываем желтый домик)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Игра «Овощи-фрукты»

- Осенью можно собирать урожай овощей.

Посмотрите, здесь изображены овощи и фрукты, вам нужно обвести по контуру только овощи.

Игра «Прыгаем по лужам»

- Пошел дождик, мы наденем резиновые сапоги и будем прыгать по лужам

Педагог  разбрасывает листочки и предлагает детям попрыгать по лужам.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

-Молодцы, можно отдыхать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психологический центр диагностики и консультирования «Доверие»

Конспект интегрированного занятия по развитию временных представлений на тему:

«Времена года»

                                         Составили и провели:

                                                                 учитель-логопед Чеджемова Д. Х.

                                                                педагог-психолог Романова О. В.


г. Владикавказ 2020 г.

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия  месяцев.

3. Учить отгадывать загадки про времена года.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

4.Развивать координацию речи с движением.

5.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

6.Развивать пространственные представления у детей.

7.Развивать мелкую моторику.

8. Учить ориентироваться на слово педагога.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

4.Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методы и приемы:

1.Наглядный

2. Игровой

3. Словесный

4. Практический

Материал:  часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки-символы, разрезная картинка "Выложи снеговика" (части снеговика), загадки, картинки «первоцветы», тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» ( цветы и бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (контуры грибов наложенные друг на друга), карандаши, бумага.

Предварительная работа:

1.Знакомились с временами года, месяцами.

2.Рассматривали и соотносили.

3. Отгадывали загадок про времена года.

4. Учились определять зашумленные изображения, обводить по ко+нтуру.

5.Выполняли задания направленные на формирование пространственно-временных представлений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное.

Артикуляционная гимнастика:

  1. Лягушка-слон.  На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Слон».

Лягушка. Описание упражнения: Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Слон. Описание упражнения: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение под счет до 5.

  1. Вкусное варенье. Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять сначала в одну, а затем в другую сторону. Повторить 5-6 раз.
  2. Качели. Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
  3. Накажем непослушный язычок. Описание упражнения: Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
  4. Часики . Рот открываем тянем кончик языка в право за тем в лево.

Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у них у всех свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

2.Основная часть.

Путешествие  к зиме.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

 Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"

- Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

- А  вот и домик зимы. (показываем синий домик)

- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

 - А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Игра "Выложи снеговика" 

- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)

Путешествие  к весне.

 - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Домик ВЕСНЫ

-   А вот и её домик (показываем зелёный домик)

- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Чистоговорки.

На – на – на – к нам пришла весна

Не – не – не - очень рады мы весне

Не – не – не - много песен о весне

Хи – хи – хи - о весне стихи

Ло – ло – ло - на улице тепло

Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

Ко – ко – ко - солнце светит высоко

Чьи – чьи – чьи - звонкие ручьи

Га – га – га – тают белые снега

Ульки – ульки – ульки - растаяли сосульки

Чи – чи – чи - солнца теплые лучи

Ка – ка – ка - в небе облака

Шо-шо-шо- как весною хорошо

Ды-ды-ды- зацветают все сады

На-на-на- травка первая видна

Да-да-да- в ручейке журчит вода

Лю-лю-лю- очень я люблю весну

Цы-цы-цы- прилетели скворцы

Ди – ди – ди - весенние дожди

Ну-ну-ну – очень ждали мы весну

Ну-ну-ну- жду я теплую весну

Игра. Mersibo Не будить до весны

Игра развивает слуховое внимание, умение запомнить количество звуков и выбрать соответствующий значок.

В гостях у какого времени года мы побывали? (у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в лето.

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

- Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"

Домик ЛЕТА

-   А вот и  домик лета (показываем  красный домик)

- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

- А теперь подберите картинки в  домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Тренажер - дорожка «Посади бабочку на цветок» Идите все ко мне! Вот мы и на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. Посадите бочек на цветы такого же цвета (дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).

В гостях у какого времени года мы побывали? (у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в осень.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

Домик ОСЕНИ

-   А вот и  домик осени (показываем желтый домик)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор.)

Игра «Овощи-фрукты»

- Осенью можно собирать урожай овощей.

Посмотрите, здесь изображены овощи и фрукты, вам нужно обвести по контуру только овощи.

Игра «Прыгаем по лужам»

- Пошел дождик, мы наденем резиновые сапоги и будем прыгать по лужам

Педагог  разбрасывает листочки и предлагает детям попрыгать по лужам.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

-Молодцы, можно отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме: "Четыре времени года"

Конспект: "Четыре времени года" - это обобщающее занятие по данной теме, в котором присутствуют все интеграции образовательных областей....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие по временам года"

Конспект интегрированного занития - развлечения по окружающему миру "Путешествие по временам года"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи Беседа на тему: «Берёза – символ России»

формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации тема: "Поможем ёжику"

Цели:Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей ...