Конспект интегрированного занятия по развитию речи Беседа на тему: «Берёза – символ России»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белослудцева Елена

формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Михневский ЦРР д/с «Осинка»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

Беседа на тему:

«Берёза – символ России»

Подготовила воспитатель:

Белослудцева

 Елена Владимировна

Цель:

формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России

Задачи:

Развивать знания детей о берёзе, как о полезном дереве;

Формировать представление о том, что берёза – символ России;

Воспитывать бережное отношение к берёзе.

Словарная работа: лукошко, туесок, береста, лучина

Материал:

лучина, береста, прялка, веретено, клубок шерсти, тканое полотенце, вышивка, вязаные варежки, иллюстрации, полено, лукошко, туесок.

Оборудование:

Групповая комната, коромысла Базарного, ИКТ оборудование

Ход занятия

Звучит русская народная песня «Берёзка».

В.: - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об одном замечательном дереве. А о каком дереве пойдёт речь, вам поможет узнать эта загадка:

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

А в одном из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

Как называется это дерево?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - О берёзе, которая распространена на территории нашей Родины – России сложено много песен, стихов.

С какой любовью о берёзе говорит в своих стихах поэт Сергей Есенин:

Я на век за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

В.: - На Руси всегда любили белоствольную красавицу берёзу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. А как ещё ласково можно назвать берёзу?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Народ давно приметил, что если берёза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет засушливым и жарким, а если позже, то холодным и дождливым.

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели

В мае россыпью серёжек

Их украсится наряд.

Много исходив дорожек

Я всегда берёзе рад.

С. А. Васильева

В.:- Русская берёза красива в любое время года. Вспомните, какая берёза бывает весной?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Берёза наряжается в светло – зелёные серёжки, распускаются зелёные, клейкие, нежные листочки.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Повесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

В. Рождественский

В.: - Но вот пригрело солнце, наступило лето, и чем же берёза радует нас?

Д.: предполагаемые ответы детей

(Зелёной густой листвой, прохладой, пением птиц).

А летним днем струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном

Т. Шорыгина

В.: - Что вы чувствуете, когда смотрите на осеннюю берёзу?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Она вся желтая, как будто одета в золотое платье. Берёза согревает нас своими «тёплыми лучиками». Она как солнышко.

В.: - Зимой берёза, по-своему красива. Не страшны ей ни буйные ветры, ни холода.

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной

Т. Шорыгина

В.: - Много песен сложено про берёзу.

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно, девочки – подростки,

Белоствольные берёзки,

За руки взялись, и вот – закружился хоровод!

Т. Шорыгина

В.: - Давайте и мы встанем в хоровод, как берёзки, и станцуем «Во поле берёза стояла».

Дети и воспитатель водят хоровод

В.: - Берёзы – символ России, Ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел, и в народе существуют про это такие загадки:

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве четыре угодья:

От тьмы – свет, разбитому - связь,

Больному – здоровье

И людям наполненный колодец.(берёза)

В.: - Как вы думаете, почему так говорят?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Кто мне может ответить, был ли раньше электрический сват?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - В старину в деревнях, долгими темными вечерами при свете берёзовой лучины (показ лучины) женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, вязали, шили и вышивали(показывает прялку, веретено, клубок шерсти, тканое полотенце, вышивку, вязаные варежки).

В.: - Дети, в стихотворении есть такие строки «больному - здоровье». Как вы  думаете, больной человек может получить помощь от берёзы?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Из берёзовых почек готовят лекарство, при долго не заживающих ранах готовят отвар. На берёзовом грибе – чаге заваривают чай (от заболеваний желудка), а берёзовым веником в бане хворь выгоняют. Берёзовым дёгтем врачуют животных.

Рассматривание иллюстраций на коромыслах Базарного.

В.: - Берёзу используют как топливо. Берёзовые дрова дают тепло при сгорании. Некопаный колодец – это сладкий берёзовый сок, которым весной дерево угощает людей и лесных обитателей: животных, птиц, насекомых. Весной берёзы, как мощные насосы, гонят вверх по стволу берёзы сок. Какие правила нужно помнить, когда мы берём берёзовый сок, что бы не навредить дереву?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Правильно! Нужно обязательно замазать ранку берёзы, чтобы она не погибла.

Белая берёза, милая сестра,

Ты расти не бойся злого топора.

Белая берёза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П. Кудрявцев

Дети подходят к столу

В.: - Берёза – щедрое и доброе дерево. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. А в те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. Береста очень прочный и долговечный материал. Она долго не гниёт в земле и даже в воде.

Дети рассматривают бересту, изделия из бересты, пробуют порвать кусочки бересты.

В.: - Вот такая давняя слава о бересте и поныне живёт на Руси.

Берёза – символ России. У нас, в России, куда ни глянешь – повсюду стоят белоствольные красавицы берёзы. Они украшают наши улицы, места отдыха. В берёзовой роще летом отдыхают все – от мала до велика.

В.: - Вот и подошла к концу наша увлекательная беседа. О каком дереве мы сегодня с вами разговаривали?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - По каким признакам мы можем отличить берёзу от остальных деревьев?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Ребята, чем полезна берёза?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Как в старину использовали берёзу?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Почему берёзу называют некопаный колодец?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Что нужно делать, чтобы дерево не погибло?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Мы можем сказать, что берёза это символ России? Почему?

Д.: предполагаемые ответы детей

В.: - Молодцы! Вы внимательно слушали, принимали активное участие в нашей беседе, по этому, все правильно ответили на вопросы.

Всем большое спасибо! А с берёзой мы с вами ещё встретимся и узнаем о ней много интересного.

До новых встреч!

Список литературы

  1. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.
  2. Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы. - М.: Лабиринт,1999
  3.  Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие.- Новок.: КузГПА, 2006
  4. Николаева С. Н «Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 
  5. 1000 загадок Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яр.: «Академия развития», 1999.
  6. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.: Прометей Книголюб, 2002
  7. https://rupoem.ru/rozhdestvenskijv/chut-solnce-prigrelo.aspx

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности. Тема: «Весенние картинки»

Занятие содержит игровой приём в виде заданий от Веснянки в конверте или коробочке. Интерес детей поддерживается в процессе всей познавательной деятельнсоти. Победы детей отмечаются в виде распу...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

МАДОУ Д/C N20, группа N8 в рамках проекта "Эколята-дошколята" отмечали "Праздник русской березки". 11 апреля провели беседу на тему "Берёза-символ России".

МАДОУ Д/C N20, группа N8 в рамках проекта "Эколята-дошколята" отмечали "Праздник русской березки".11 апреля провели беседу на тему "Берёза-символ России". Вспомнили истор...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации тема: "Поможем ёжику"

Цели:Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей ...