Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июнь)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Николаевская Софья Николаевна

Представленн материал по взаимодействию по летним лексическим темам:

Пусть всегда будет солнце!

Азбука безопасности.

там, на неведомых дорожках.

Детский экологический театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vv_iyun.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Июнь, 1 неделя. Лексическая тема: «Пусть всегда будет солнце»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

«Одуванчики»

Имитация –дуем на одуванчики, 4-5 раз.

«Лето наступает»

Вот и лето наступает (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими начиная с мизинцев)

Всех на отдых приглашает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (круговые движения кистями «солнце»)

И на даче отдыхать (упр. «домик»).

«Речка» В. Волина

К речке быстрой мы спустились,  (Дети идут к центру круга,

Наклонились и умылись.               Наклоняются, трут лицо руками.)

Раз, два, три, четыре                               (На каждую строку четыре

— Вот как славно освежились          движения ладонями к лицу.).                                                    

А теперь поплыли дружно.          (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Делать так руками нужно:                   (Показывают «брасс», «кроль»,

Вместе — раз, это брасс,                             двигаясь по кругу.)

Одной, другой — это кроль.        (Идут по кругу друг за другом, делая

Все как один плывем, как дельфин.  руками «брасс» или «кроль».)

Вышли на берег крутой         (Идут лицом от центра круга.)

И отправились домой. 

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Д/И «Подбери рифму»:

Одуванчик-диванчик-стаканчик…

Кочка-бочка-строчка…

Д/упр. «Делим слова на слоги»:

Солнышко, трава, лето, речка, пляж…

Д/И «Поймай звук»:

[г]:радуга, грибы, река, август, ягоды, погода, насекомые.

[а]:комар, жара, жук, август, грибы, река.

Звуко-буквенный анализ слов: радуга, мак, гром.

Д/упр. «Скажите со словом «летний»»: вечер, ночь, костюм, платье, ветер, погода, солнце, дни, одежда, пора, месяц, шляпа, обувь.

Д/упр. «Подобрать слова-действия; прилагательные»»:

-Плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать,

Расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить.

-яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летнее, белые(ночи),ясные (дни),лазурное (небо,море).

Д/И «Четвёртый лишний»(по картинкам по временам года).

Составить схему предложений:

Лето-жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Летом много цветов.

Д/И «Хлопаем-топаем» (верно-хлопают; неверно-топают):

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Летом у школьников каникулы.

Январь- первый летний месяц.

Д/И «Исправь ошибки»:

Голубая колокольчик- голубой колокольчик;

Душистый земляника-

Тёплый солнышка-

Летнее дождик-…

Пусть всегда будет солнце

Провести беседу:

  • После какого времени года наступает лето?
  • Что следует за летом?
  • Перечислите летние месяцы.
  • Что происходит в жизни зверей и птиц?
  • Что созревает в лесах, полях, в садах, на огородах?
  • Какую одежду, обувь, головные уборы носят летом?
  • Как отдыхают летом?
  • Зачем летом носят головные уборы?

Составить рассказ о времени года с опорой на план:

А). Летние месяцы;

Б). Приметы лета;

В). Животный мир;

Г). Летние работы людей.

Читать детям:

  • К. Ушинский «Четыре желания»;
  • А. Плещеев «Старик»;
  • Е.А. Благинина «Одуванчик»;
  • З. Александрова «Сарафанчик».

Загадки по теме.

Выучить стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза


Июнь, 2 неделя. Лексическая тема: «Азбука безопасности»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

«Задуем спичку»: Вдох ч/з нос – резкий, короткий сильный выдох ч/з рот. (4-5 повторов)

«Весёлый человечек»:
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

Подвижные игры: «Правила гигиены». 

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Эстафета «Пожар в лесу»
Каждая команда выстраивается в колонну по одному напротив своей корзины. По сигналу ведущего дети «забрасывают огонь песком» (бросают мячики в корзину). Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание с попаданием в цель.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

«Угадай по звуку»

Материал: музыкальные инструменты
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

Игра на внимание:  «Это я, это я и со мной мои друзья».

«Отгадай загадку по картинке».

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Дети повторяют правила безопасности:

  1.  Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  2. Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  3. Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
  4. Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
  5. Опасно одному выходить на балкон.

«Что изменилось?»

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

Азбука безопасности

Игра с мячом «Умею - не умею».

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических  возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет  крыльев».

Словесная игра «Вызов спасательной службы»

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

 Чтение художественной литературы по теме.

Игра на внимание:  «Это я, это я и со мной мои друзья».

( Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте.

Если же вы не согласны с тем, что услышите, топайте ногами и хлопайте в ладоши.)

 

Кто из вас, заметив дым,

Набирает «01».

 

Кто свечей не зажигает

И другим не разрешает?

 

Кто, любитель по старинке

Над огнём сушить ботинки?

 

 Красный отблеск побежал.

Кто со спичками играл?

 

Дым увидев, не зевает

И пожарных вызывает!

 

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил утюг?

 

Правила все точно знают

И всегда их соблюдает!

Июнь,  3 неделя. Лексическая тема: «Там, на неведомых дорожках»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

Петь «песенки «поющих» гласных звуков»:

Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем долго АААААА.

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем ООООО.

Днем по горкам едем мы ЫЫЫЫЫ.

Ночью смотрим на луну,

Сверху-вниз слетает УУУУУУУУ.

Закрываем мы глаза

Снова тянем долго ААААА.

«Этот пальчик»: используем для массажа пальцев пружинку из су-джоков.

Этот пальчик – маленький – мизинчик

Этот пальчик-слабенький - безымянный

Этот пальчик-длинненький - средний

Этот пальчик –сильненький - указательный

Этот пальчик-большачок – большой

А все вместе – кулачок.

Мы глазами: миг,миг, миг

Мы плечами: чик, чик, чик.

Мы руками: хлоп, хлоп, хлоп.

А ногами: топ, топ, топ.

Раз – туда, два – сюда,

А потом вокруг себя.

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке бабушка Яга,

У нее одна нога.

В сказке смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлёт поклон.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Дополните имена сказочных героев…

  • Василиса … (Премудрая)
  • Карлик … (Нос)
  • Домовёнок … (Кузя)
  • Синдбад … (Мореход)
  • Питер … (Пэн)
  • Железный … (Дровосек)
  • Оле … (Лукойе)
  • Мартовский … (Заяц)
  • Крошечка - … (Хаврошечка)
  • Лихо … (Одноглазое)
  • Мумми … (Тролль)
  • Князь … (Гвидон)
  • Король … (Дроздовик)
  • Крокодил… (Гена)
  • Маленький… (Мук)
  • Голубой… (Щенок)

Ответьте «да» или «нет» на вопрос «верите ли вы?»…

  1. Верите ли вы, что у взрослого ежа 36 зубов? … (Да)
  2. Верите ли вы, что детёныш кенгуру рождается весом менее 1 грамма и ростом 2 с половиной сантиметра? … (Да)
  3. Верите ли вы, что лев – самый быстрый хищник на Земле? … (Нет. Самый быстрый хищник – гепард)
  4. Верите ли вы, что крокодилы – ровесники динозавров? … (Да)
  5. Верите ли вы, что ежата рождаются с иголками? … (Нет)
  6. Верите ли вы, что дельфин – это рыба? … (Нет. Это млекопитающее)
  7. Верите ли вы, что летучие мыши спят сидя? … (Нет. Они сидеть не могут - у них слабые конечности. Они спят, свисая головой вниз)
  8. Верите ли вы, что существуют животные, которые откладывают яйца как птицы? … (Да. Это утконос, который живёт в Австралии)
  9. Верите ли вы, что воробей не умеет ходить? … (Да. Он только прыгает)

Там, на неведомых дорожках

Загадки о сказках.

Чтение художественной литературы.

Сочините стихотворение, используя опорные фразы…

«Сегодня в этот хмурый день

…………………. мне не лень.

Иду и…………………… пою

………………….песенку мою.

Плывут по небу……………...,

………………….журчит река.

………………..весёлая пчела.

Она ………………. принесла.

Люблю………..………………

За ним хожу с утра в поход!»

1.А дорого - далека,

а корзина - нелегка.

 Сесть бы на пенек

Съесть бы пирожок

( Маша и медведь).

 2...Лиса до места добежала,

обернулась посмотреть.

Вильнула хвостом, рак

отцепился и говорит:

 "А я уже давно тебя тут жду!"

  (Лиса и рак)

 3"...не пей братец эту водицу - козленочком станешь!

Не послушался Иванушка, напился водицы..."

 (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

4"...Собралась коза в лес, а козляткам строго наказывает:

"Дверь никому не открывайте..."

   (Волк и семеро козлят) 

Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь!
(Красная Шапочка)

На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.

(Колобок)

Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит.
(Маша и медведь)

Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …
(Поросята)

Старик в сине море
Свой невод забросит.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
Жадность старуху
Сводит с ума,
С разбитым корытом
Осталась она.
(Сказка о рыбаке и рыбке) 

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка) 

Жил в каморке
С папой Карло,
Знал о жизни
Очень мало.
Всюду нос совал
Он длинный…
Кто же это? Буратино)
(Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

Полюбить его успели,
За спиной его пропеллер.
Может долететь до Марса.
Кто же это, дети?
(Лечит он слонов и крыс,
Бегемотов, зайцев, лис.
Перевяжет ранку
На лапке обезьянки.
И любой вам подтвердит…
Это … Карлсон)


Июнь, 4 неделя.  Лексическая тема: «Детский экологический театр»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

«Ладошки»:

И.п: стоя, поднять ладони на уровень лица, локти опустить.

Короткий шумный активный  вдох ч/з нос -сжать кисти в кулаки, выдох плавный – разжать кулаки, расслабить пальцы.

«Звери шли на водопой»:

Тихим днём, лесной тропой, звери шли на водопой («шагают» пальцами)

За мамой лосихой, топал лосёнок (загибают пальчик на каждую строчку)

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамой белкой скакал бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата,

Вела за собой волчица волчат

Все мамы и дети напиться хотят (делают чашечку из ладоней).

  Подвижная игра «Караси и щука»

Ход игры. Один ребенок выбирается на роль щуки. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (прячутся за камешки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных «карасей». Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Кроссворд «Экология»

Д/и:

- «Живое – неживое» (Всё живое дышит, питается, передвигается);

- «Кто где обитает?» (вода, земля, воздух);

- «Что в огороде растёт?» (с походом в огород д/с);

- «Из чего – какой?»

Детский экологический театр

Беседа: Что мы знаем о Красной книге?»
1.Что такое Международная Красная книга?
(Информационный документ — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты).
2. Что обозначает красный цвет книги?
(Цвет тревоги).
3.Какого цвета страницы имеет Красная книга?
(Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена).
4. Какие вы знаете формы охраняемых территорий?
(Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июль)

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июль)Представленно взаимодействие по летним лексическим темам:Ивана Купала,Собираемся в поход,Песочные фантазии,Олимпиада в детском саду...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Август)

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Август) по следующим темам:Чудеса на грядках, Здоровей-ка, не болей-ка!, С праздником, любимый город! До свидания, лето!...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период. Средняя группа

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этих проблемах. Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего разв...