«Волшебный треугольник: язычок - дыхание – пальчики, как основа правильной и красивой речи»
статья по логопедии

Виноградова Татьяна Сергеевна

 

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные, а, главное, послушные органы речи - язык, губы, небо.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_treugolnik_-_na_sayt_ns.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Волшебный треугольник: язычок - дыхание – пальчики, как основа правильной и красивой речи»

1. Артикуляционная гимнастика и самомассаж как средство для расслабления и повышения тонуса языка.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные, а, главное, послушные органы речи - язык, губы, небо.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

 Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту».

Поэтому для развития органов речи, мы делаем из язычка – настоящего спортсмена! И каждое наше занятие начинается с «Зарядки». Но, как и в спорте, у артикуляционной гимнастики существуют свои правила. Наиболее важные из них:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными;

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, от простых к более сложным;

3. Гимнастику желательно делать перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи «Палочки-помогалочки» (ватная палочка) или «волшебная палочка» (зондозаменители).

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Все Артикуляционные упражнения делятся на  статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

 Чтобы Вам, дорогие родители, стали понятны упражнения, которые выполняют Ваши дети, приглашаем Вас попробовать с нами вместе сделать зарядку для язычка. (выбрать чел 5 для упражнений перед зеркалами за столом, остальные могут делать с места).

Для начала, мы разминаем и разогреваем круговую мышцу рта:

  • Заборчик-трубочка

Затем, тренируем скуловые мышцы :

  • Хомяк толстый и худой суслик (надуваем/втягиваем щеки)

Далее, при необходимости, включаем самомассаж губ и языка, который, в зависимости от ситуации поможет нам расслабить или наоборот привести в тонус мышцы губ и языка:

  • «Уточка» (разминаем пальцами губы)
  • «Расческа» (нижнюю губу – верхними зубами, верхнюю –нижними)
  • «Месим тесто» ( покусываем зубами язык по всей длине)
  • «Слон и мышка» (губами шлепаем по языку – кончик – пя-пя-пя, середина – пэ-пэ-пэ)
  • «Билет» (проталкиваем узкий язык сквозь сжатые губы, туда-обратно)

Дальше наступает черед для разминки самого язычка:

Упражнения всегда выполняются от простого к сложному и зависят от того с каким звуком ребенок «учится дружить»:

  • Качели
  • Часики
  • Блинчик –иголочка
  • Варенье (мёд)
  • Горка (можно также покусать горку для расслабления средней части языка)
  • Лошадка
  • Грибок
  • Чашечка («лошадка собирает грибы в лукошко»)
  • Трубочка из языка

 Все эти упражнения можно делать очень весело, придумывать свои истории про то, как язычок пошел гулять на площадку, покачался на качелях, покатался с горки, а после, когда часы напомнили о том, что пришло время идти домой, язычок пил чай с вареньем.

Дети любят играть, а еще они обожают сладости, поэтому занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Помимо развития речевого аппарата, на логопедических занятиях мы отрабатываем правильное речевое дыхание.

2. Речевое дыхание – что за фрукт, и как с ним играть

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидов, различных сердечно – сосудистых заболевании, а также могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

Для этих целей существует много очень интересных игровых упражнений, увлекательных, веселых и таких полезных. Ребенок играя учится правильно вдыхать и выдыхать.

Основная задача – научится плавному выдоху через рот, не надувая щек.

Очень важным для развития диафрагмального дыхания является упражнение «Шарик». («Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягивается».)  При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая –на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку, лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам».

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную

струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке

звуков:

  • упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
  •  упражнение «Загнать мяч в ворота»:

- плавный выдох через губы /язык трубочкой;

- плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;

- выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

  • Упражнение «Буря в стакане»
  • Тренажер на развитие плавного речевого выдоха.
  • Мыльные пузыри

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения, быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Рекомендуется такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.

Так же в работе над правильной и красивой речью нам помогают мячики-ежики, которыми мы массажируем наши ручки по методике «Су-джок», координируя движения рук с речью.

3. Игры с массажным мячиком. Су-Джок

Су-Джок терапия  - последнее мировое достижение восточной медицины. Она основана на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Недаром говорят, что все гениальное просто : дети очень любят массировать пальцы и ладошки, играть с «Шариком-Ежиком».  Эти игры оказывают благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым активизируя и развивая речь детей.

«Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошки, а потом сожму немножко,

Каждый пальчик я прижму (большой-указательный-средний-безымянный-мизинец и обратно)

(Повтор 2 раза правой и левой рукой)

1. И другой рукой начну.

2. и на горку покачу ( левой на правую руку и правой на левую руку вверх-вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник правильной и красивой речи.

Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ И КРАСИВОЙ РЕЧИ

Правила и рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики у детей и взрослых...

Конспект НОД в форме квест-игры по развитию речи "Путешествие в страну правильной и красивой речи"

Тема: «Путешествие в страну правильной и красивой речи»Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющи...

Проект по развитию речи дошкольников "В страну правильной и красивой речи"

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками ...

Правильное дыхание - основа здоровья и красивой речи

Все  знают,  какую  важную  функцию  в  жизнедеятельности  человеческого организма  выполняет  дыхание.  Человек  может  некоторое...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в страну Правильной и Красивой речи"

Провела открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения словарного запаса, развития зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти. В ходе занятия решались ...